Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
учебно-методический материал

Лепкова Татьяна Васильевна

Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овладение письменной речью рассматривается как одно из основных новообразований школьного возраста (Л. С. Выготский, С. JI. Рубинштейн), и оно вследствие системного строения психики не может не оказывать влияния на речевое развитие.

Русский язык - один из ведущих учебных предметов, направленный на социальную адаптацию и реабилитацию школьников с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения. Именно поэтому урокам русского языка, основной задачей которых является развитие речи обучающихся, необходимо уделять особое внимание в общей системе обучения, тем более коррекционного. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой речевой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.В. Занков, Л.Н. Кадочкин, Т.С. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.К. Назарова и др.). Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей и  детей с РАС ее коммуникативной и познавательной функций определило необходимость разработки специфических требований к организации обучения их русскому языку и использования на уроках специальных методических приёмов практической и коррекционной направленности в плане развития речи и мышления (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, И.П. Корнев, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, М.П. Феофанов и др.).

1 слайд: Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройствами аутистического спектра на уроках русского языка.

Учитель ОКОУ «Курская школа «Ступени» Лепкова Т. В.

2 слайд: На уроках русского языка мы стремимся научить детей правильно, грамотно писать, применяя на письме изученные правила. Это всегда актуально и важно. Чтобы добиться, как личностных, так и предметных результатов, необходимо заинтересовать детей. Интерес позволит любого обучающегося включить в предлагаемую деятельность. Со 2 класса начинается знакомство со словарными словами. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

3 слайд: Первоначальное знакомство со словом:

 -  показываем и называем предметную картинку;

-  уточняем толкование слова;

-  демонстрируем карточку со словом, в котором орфограмма выделена красным цветом;

- проговариваем слово по слогам;

- записываем слово на доске и в тетрадях, проводим звукобуквенный анализ.

4 слайд: Закрепляем написание изученных слов на последующих уроках. Только многократное повторение способно привести к результату. Предлагаю следующие виды словарной работы: картинный диктант.

5 слайд: Письмо по памяти – детям предлагается несколько слов (1-3), они их читают, запоминают в течение 30 секунд, карточки убираются, дети записывают слова самостоятельно (кто сколько запомнит). Эта работа требует обязательной проверки.

6 слайд: Выборочный словарь, используя предметные картинки, сюжетные картинки.

7 слайд: Выборочный словарь, используя стихи известных поэтов (Фета, Тютчева, Есенина, Некрасова). При работе со стихами необходимо визуальное подкрепление, чтобы дети с РАС могли понять содержание четверостишия.

8 слайд: Выборочный словарь, используя отрывки из песен, в которых дети должны услышать знакомое словарное слово.

9 слайд: Включение словарных слов в предложения: составление предложений по паре предметных картинок, по сюжетной картинке.

10 слайд: Расширение структуры предложения – дополнение с помощью предметной картинки.

11 слайд: Работа с деформированными предложениями, используя визуальную опору.

12 – 14 слайд: Рекомендую при изучении многих тем использовать стихи. Это -  правописание гласных после шипящих, правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание звонких и глухих согласных, изучение слов, обозначающих предметы, действия и признаки. Все четверостишия должны быть визуально подкреплены. Один и тот же отрывок может быть использован на нескольких уроках в разных видах и формах работы.

15 слайд: На протяжении всех лет обучения дети учатся правильно писать имена собственные. Эта тема неразрывно связана с воспитанием гражданственности и патриотизма, с формированием элементарных представлений о своей стране, о своей «малой» Родине, о героях России. Мы записываем названия городов и рек России, опираясь на изображения.

16 слайд: Записываем фамилии известных людей, память о которых осталась в названиях улиц нашего города.

17 слайд: Соотносим фамилии известных людей с направлением их деятельности, используя визуальное подкрепление.

18 слайд: Предложенные мною методические приёмы позволяют добиться позитивных изменений, характеризующих познавательную и речевую деятельность как умственно отсталых  детей, так и с расстройством аутистического спектра.

Устойчивая положительная динамика речевого развития обучающихся позволила сделать вывод о возможности и необходимости широкого применения представленных методических приёмов в учебном процессе независимо от содержания предметной области знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"

Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...

Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».

Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...

Доклад "Особенности у детей с расстройствами аутистического спектра".

Расстройства аутического спектра (РАС) являются заболеванием,которое влияет на качество жизни  как больных, так и близких родственников. Аутизм - синдром века.В докладе рассматриваются...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...