Рабочая программа «Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников».
рабочая программа

Шипелёва Оксана Николаевна
Рабочая программа «Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников». 4 класс
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников»

4 класс

Пояснительная записка

Актуальность.

    В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении  программы по русскому языку,   с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи . В первую очередь на школьные логопедические пункты общеобразовательных  учреждений, реализующих ООП НОО зачисляются обучающиеся, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала.

В настоящее время нарушение дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии.  Смешанная  дисграфия с элементами таких недостатков письма, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, а также элементы оптической дисграфии. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфии. Главная  задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения,  устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

В данное время значительно увеличилось число учащихся с аграмматическойдисграфией, которая чаще выражается как самостоятельное нарушение, но также может быть включена в состав смешанной дисграфии. Аграмматическаядисграфия обусловленанедоразвитием грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматизмы на письме проявляются в искажениях написьме и в чтении, внарушениипри составлении предложно-падежных конструкций, нарушениисогласования и словоизменения.При аграмматической дисграфии наблюдаются сложности в построении предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении. Нередко в словах, где соблюдается фонетический принцип письма, учащиеся допускают ошибки, неверно ставят ударение и неверно оформляютвысказывание в устной речи.

Цель программы: профилактика и преодоление аграмматической дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у учащихся   4 классов.

Задачи программы:

  • Формировать, развивать и совершенствовать языковой анализ и синтез.
  • Формировать, развивать и совершенствовать функции словоизменения, навыки словообразования.
  • Формировать, развивать и совершенствовать умения морфологического анализа слова.

Целевая аудитория: обучающиеся 2–4классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием грамматического строя речи, испытывающие трудности в освоении ООПНОО (АООПНОО) и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:

  • Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
  • Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
  • Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.
  • Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи).
  • Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий.
  • Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.
  • Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Содержание коррекционно-логопедической работы

I этап. Диагностический:

Первичное обследование; оформление документации, планирование работы.

II этап. Развитие неречевых процессов:

  • развитие пространственно-временных отношений;
  • формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие языкового анализа и синтеза: На данном этапе рассматриваются темы:

  • Речь. Общее понятие. Предложение. Слово. Слог. Звуки и буквы. Ударение.
  • Предложение. Грамматическое оформление предложения.
  • Состав предложения. Виды предложений. Анализ предложений.
  • Текст. Признаки текста.

Коррекция проводится с учетом нормы нормального онтоогенеза в формировании лексико-морфологической, синтактической системы языков. Процесс работы постепенно усложняется формами речи, задачами и речевым материалом. Основной задачей является формирование представления об морфологических частях слов, морфологических анализах, структуре предложений. Овладение языковой системой должно происходить в тесном связи с овладением структурой предложения.

Таким образом, работа в этом разделе направлена на углубление знаний по предложению, развитие навыка устанавливания грамматической и смысловой связи между словами предложения, анализа и синхронизации предложений, совершенствования грамматических умений. Обучение проводится на основе образцов речевой речи, в соответствии с которым впоследствии составляются иные предложения.   Можно применять упражнения для формирования грамматического навыка на знакомом для детей материале лексики. Далее выполняется аналогичная работа на текстовом уровне.

Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи. На данном этапе рассматриваются темы:

  • Развитие навыков словообразования.
  • Развитие навыков словоизменения.
  • Развитие навыков согласования слов.
  • Слово и его лексическое значение

Формирование навыков словообразования у учащихся с аграмматическойдисграфией.  Основное внимание уделяется  образованию новых слов от заданных, группироватьслова по общему признаку, сопоставлять анализируемые слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели.  Большое внимание уделяется работе над семантикой слов. В процессекоррекционной работы учащиеся должны накопить опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширить запас однокоренных слов. Вся работа направлена дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразованияНавыки словоизменения закрепляются сначала в словах, словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи. На начальном этапе работы проводится уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания. формирование навыка словоизменения в устной речи, а в дальнейшем—закрепление навыка словоизменения в письменной речи.

При работе над предложением:

 Учим выделять предложения из сплошного текста;

 Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

 Формируем умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.

Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности.

Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

Перспективный план работы по профилактике и преодолению аграмматической дисграфии

№ п\п

Тема

Содержание

Кол-во

часов (примерно)

Диагностика

4

II. Развитие неречевых процессов

1

Развитие пространственно-временныхотношений.

Знакомство с такими понятиями, как: год, месяц, день недели, сутки, вчера,  сегодня,  завтра.

Развитие пространственных представлений  «верх, низ, слева, справа, между, под, над...». Расширение  объема  зрительной и слуховой  памяти.

4

III. Развитие языкового анализа и синтеза

2

Речь. Общее понятие. Предложение. Слово. Слог. Звуки и буквы. Ударение.

Дифференциация понятий «предложение, слово, слог, звук, буква».

Дифференциация  понятий  «предложение,  словосочетание, текст».

2

3

Предложение.Грамматическоеоформлениепредложения.

Уточнение  знаний о предложении.  Развитие  умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении. Соотнесение предложений с графической схемой.

4

4

Состав  предложения. Виды  предложения.

Анализ  предложения.

Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса

К отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости

От перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного  аграмматизма. Работа с деформированными предложениями. Построение предложений  различного  вида.  Установление в предложениях  причинно-следственных  связей.

Анализ  простых и сложных  предложений.  Закрепление понятий о предлоге как о целом  слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.

4

5

Текст. Признакитекста.

Установление  смысловых связей между предложениями в составе текста.  Знакомство  с понятиями.

«текст, части текста, заглавие, признаки текста, виды текстов». Выделение логико-смысловых связей текста. Работа с деформированнымтекстом.

4

6

Диагностическаяработа«Предложение. Текст».

1

IV. Развитие и коррекция  лексико-грамматического  строя  речи

7

Развитие  навыков словообразования. Родственные  слова.

Составслова.

Уточнение понятия «родственное слово».  Подбор  родственных слов.  Знакомство с  однокоренными  словами.

Дифференциация  однокоренных и родственных  слов. Развитие  словаря.  Подготовка к словообразованию.

4

8

Развитие  навыков словообразования.  Корень слова.  Окончание.

Уточнение  понятия  «корень слова». Графическое  обозначение корня  слова.  Развитие  умения  выделять  в  словах корень. Уточнение  представлений  об  единообразном  написании корня  родственных  слов.  Анализ слов с корнями-омонимами. Уточнение понятия  «окончание  слова». Графическое обозначение  окончания.  Развитие умения выделять в словах окончание.

4

9

Развитие навыковсловообразования. Суффикс.

Уточнение  знаний о суффиксе как о части слова, его роли в речи.  Графическое  обозначение  суффикса.  Формирование навыка  словообразования  при  помощи суффикса.  Выбор суффикса.  Дифференциация  суффиксов.  Обогащение словарного  запаса  по различным  лексическим  темам. Правописание  суффиксов.

4

10

Развитие навыковсловообразования. Приставка.

Уточнение знаний о приставке как о части слова, ее роли в речи.  Графическое  обозначение приставки. Формирование навыка словообразования при  помощи приставки. Тренировка в нахождении приставки в словах.  Развитие  умения различать смысловую  нагрузку приставок.  Обогащение  словарного запаса  по различным лексическим  темам. Правописание приставок.  Дифференциация   и правописание  предлогов  и приставок.

4

11

Развитие  навыков  словообразования. Морфемный  анализ  слова.

Закрепление  знаний о корне, приставке,  суффиксе и окончании.  Тренировка  в морфемном  анализе  слов различной  структуры.  Уточнение значения слов.

4

12

Развитие  навыков  словоизменения.  Имя существительное.  Род,  число, склонение и мен   существительных.

Уточнение знаний по теме «Имя  существительное». Грамматическое и лексическое значение имен существительных.  Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка   в  словоизменении  существительных.  Знакомство с  понятием  рода.

Соотнесение  существительного  определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным  различного рода.

4

13

Развитие  навыков словоизменения.  Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

Знакомство с падежами существительных.  Предложно-падежные  конструкции  имен  существительных. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи.

4

14

Развитие  навыков согласования  слов.  Имя прилагательное.

Род, числоименприлагательных.

Уточнение  знаний  по  теме  «Имя  прилагательное».  Развитие словаря  признаков.  Подбор признаков  к  предмету. Грамматическое  и лексическое значение имен прилагательных. Работа  по словоизменению и словообразованию. Развитие умений  постановки  вопроса  к  словам-признакам. Соотнесение  слов,  обозначающих  признаки  предметов,  со схемой.

4

15

Развитие  навыков  согласования  слов. Согласование прилагательных с  существительными  в роде и числе.

Обогащение  словаря  словами,  обозначающими признак предмета.  Работа  по  слово изменению  и  согласованию. Соотнесение рода предмета и признака.  Развитие  умения определять род и число прилагательных, изменять прилагательные по числам и родам. Работа с антонимами, синонимами.

4

16

Развитие  навыков согласования слов. Согласование  прилагательных с существительными в падеже.

Согласование  существительных  с прилагательными вроде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление  аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письменной речи.

4

17

Развитие  навыков согласования  слов.  Глагол.

Уточнение  знаний  по  теме  «Глагол».  Обогащение  словаря словами, обозначающими действие предмета. Грамматическое и лексическое  значение  глаголов.  Развитие навыков    словоизменения. Подбор  действия к предмету. Соотнесение слов,  обозначающих действия предмета, сграфической схемой.

4

18

Развитие  навыков согласования  слов.  Согласование глагола с существительным  в  числе, роде, во времени.

Формирование представления об изменении глаголов по временам  и  числам. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам.  Соотнесение  числа  существительного  с  числом глагола.  Развитие умения правильно согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в роде и числе.  Развитие  пространственно-временных  отношений. Преодоление  аграмматизма  в  устной  и  письменной  речи. Работа с  антонимами, синонимами.

4

19

Части речи.  Дифференциация существительных, прилагательных  и  глаголов.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи. Развитие умения определять часть речи. Развитие умения  преобразовывать слова одной части речи в другую.

4

20

Слово и его  лексическое значение.  Многозначность слов.

Уточнение  знаний о лексическом  значении  слов. Дифференциация  однозначных и многозначных  слов. Формирование  представления о том, что слова разных частей речи могут быть многозначными. Расширение и обогащение словарного запаса.

4

21

Слово и его лексическое значение. Прямое и переносное значения слов.

Уточнение знаний о прямом и переносном значениях слова. Развитие умения различать прямое и переносное значения слова, находить в предложении, тексте слова с переносным значением. Расширение и обогащение словарного запаса.

4

22

Слово и его лексическое значение.  Синонимы.

Уточнение знаний о синонимах.  Развитие  умения распознавать синонимы в тексте, отделять синонимы из ряда слов. Развитие умения  подбирать синонимы к  заданным словам.  Расширение и обогащение словарного запаса.

4

23

Слово и его лексическое значение.  Антонимы.

Уточнение  знаний об антонимах.  Развитие умения распознавать антонимы в тексте,  отделять антонимы из ряда слов.  Развитие  умения  подбирать  антонимы  к заданным словам.  Расширение  и  обогащение  словарного запаса.

4

24

Слово и его лексическое значение.  Омонимы.

Дифференциация синонимов и антонимов.  Уточнение знаний об омонимах.  Развитие  умения распознавать омонимы в тексте.  Дифференциация омонимов и многозначных слов.  Расширение и обогащение словарного запаса.

4

25

Слово и его лексическое значение.  Фразеологическиеобороты.

Уточнение знаний о фразеологизмах.  Развитие  умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов.

4

V. Диагностическая  работа  «Слово  и его  лексическое значение».

1

26

Итоговые занятия.  Оценка результативности  коррекционной  работы. Проведение и анализ итоговых контрольных,  диагностических работ.  Оценка  динамики речевого развития учащихся.

Закрепление  полученных  навыков.  Перенос  полученных знаний на различные виды деятельности.

2

На основе представленного плана работы составляется развернутое тематическое планирование коррекционно-логопедической работы.

Календарно – тематическое планирование по коррекции  аграмматической дисграфии  4 класс

Тема

Кол

час

Дата

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

Корректировка

Раздел 1.   Текст. Предложение. Словосочетание. (12 ч)

1-2

Уточнение и развитие пространственных представлений

Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Уточнение семантического значения предлогов и их адекватное использование. Расширение и активизация лексического запаса на данную тему

3-4

Уточнение и развитие

временных отношений

Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста.

Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия:  вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели.

Активизация и обобщение словаря словами, относящимися ко времени: суток, год, век, эпоха. Анализ сказки  «Старик-годовик».

5-6

Слог и слово.

Называть слоги с разным количеством букв. Выполнять слоговой анализ и синтез слов. Образовывать из односложных слов  многосложные однокоренные слова. Видеть и выделять корень в группе родственных слов.  Дифференцировать понятия «слог» - «слово». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Славкин колосок»

7-8

Слово и предложение

Находить слова в буквенном ряду. Составлять и называть словосочетания. Дифференцировать понятия «слово» - «словосочетание». Составлять предложения по заданным словам. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Славкин колосок»

8-9

 Текст. Предложение. Слово. Типы текстов

2 ч

Объяснять правила написания предложения. Слушать и определять количество предложений в тексте. Анализировать вид предложения по интонации.  Читать текст с соблюдением интонации и знаков препинания

10-11

Текст (повествовательный)

Предложение. Слово, обозначающее предмет.

Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты.

11- 12

Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие.

Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты.

13-14

Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак предмета.

Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Составление описательных рассказов.

15-16

Предложение (простое распространенное). Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по и др.)

Составление схемы предложения. Графические диктанты. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.) Ориентировка в пространстве

17

Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация.

Называть группу слов общим словом. Выделение из группы слов лишнее слово и аргументировать свой ответ.

18-19

Слово (лексическое значение). Антонимы.

Синонимы. Омонимы.

Подбор  слов противоположных и близких по значению. Объяснение значение слов-омонимов в контексте предложения.

20

Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Слово»

Антонимы.

Синонимы. Омонимы.

Повторение изученного материала.

Раздел 2. Морфемный состав слова(15 ч)

21-22

Корень слова. Однокоренные слова.

Подбирать однокоренные слова. Выделять единый корень однокоренных слов. Выделение и графическое обозначение корень.

23-24

Корень слова. Сложные слова.

Выделение корня в сложных словах.

25 -

Окончание и основа слова.

Выделение и графическое обозначение окончание и основы слова.

27-28

Приставка

Подбирать приставки к словам по смысловому значению. Выделение и графическое обозначение приставки. Образование новых слов с помощью приставок.

29-30

Разделительный твердый знак

Различать звучание слов с разделительным твердым знаком и без него

31-32

Суффикс

Выделение и графическое обозначение суффикса. Образование новых слов с помощью суффиксов.

33-34

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Участвовать в открытии новых знаний о составе слова, выделять в слове суффикс.

Формулировать вывод на основе практической работы со словом.

Сверять написанные слова с образцом.

Образовывать  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовывать слова, обозначающие профессии людей, относительные прилагательные с помощью различных суффиксов, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Группировать слова с омонимичными корнями, объяснять их лексическое значение.

Подбирать пропущенные слова в предложениях.

Образовывать прилагательные от существительных.

Составлять рассказ по заданным словам.

Выделять в словах окончание, действовать по алгоритму.

Подбирать прилагательные к существительным

35

Суффиксы, обозначающие профессии.

36

Морфологический состав слова.

Проверочная работа.

Выполнение разбор слова по составу.

Повторение изученного материала.

Раздел 3. Части речи (9 ч)

36

Служебные части речи. Предлоги  В, НА

Выделение предлогов в предложении, понимание их значение и правильное употребление в собственной речи.

37

Предлоги  НА, НАД

38

Предлоги К, ОТ

39

Предлоги ИЗ, В

Выделение предлогов в предложении, понимание их значение и правильное употребление в собственной речи правильное  употребление  в собственной  речи.  Деление предлогов в предложении, понимание их.

 40

Предлоги ОТ, ИЗ

41

Предлоги С, СО

Выделение предлогов в предложении, понимание их значение и правильное употребление в собственной речи

42-44

Дифференциация предлогов и приставок

Части речи (25ч)

45

Имя существительное

Выделение имен существительных. Образование и изменение имен существительных. Определение одушевленныхи неодушевленных  имен существительных.

46 -47

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных

Выделение имен существительных. Определение по вопросам  одушевленных и неодушевленных  имен существительных. Постановка вопроса к существительным различного рода. Разбор слова по составу.  

48

Собственные и нарицательные имена существительные

Выделение имен существительных. Определение собственных и нарицательных  имен существительных.

49

Изменение имен существительных по числам

Выделение имен существительных.

50

Изменение имен существительных по падежам.

Определение начальной формы имени существительного (Им.п.) и изменение по косвенным падежам.

51

Винительный  падеж.

Ставить вопросы к именам существительным.

Открывать, участвуя  в проблемном диалоге, грамматические признаки имен существительных.

Определять  грамматические признаки  имён существительных.

Формулировать вывод на основе практической работы со словом.

Продуцировать монологическую речь с опорой на записи.

Наблюдать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие и мягкий знак.

Формулировать вывод о написании мягкого знака после шипящих.

Называть  имена существительные во множественном числе.

Изменять имена существительные по вопросам.

Обозначать окончание  имен существительных..

Называть существительные во мн.ч. Р.п.

Составлять словосочетание по схеме прилагательное  + существительное.  Ставить вопрос от  главного слова к зависимому.

Изменять словосочетания по вопросам в ед. – мн.ч.

Определять род имен существительных.

Проверять окончания имен прилагательных с помощью вопроса.Сравниватьсвой ответ с образцом.

Объяснять значение  пословиц и поговорок.

Писать проверочную работу  после предварительной подготовки

 52

Родительный  падеж.

53

Дательный  падеж.

54

Творительный  падеж.

55

Предложный  падеж.

56

Имя прилагательное

Выделение имен прилагательных. Постановка вопросов к именам прилагательным. Подбор имен прилагательных к имени существительному. Образование и изменение имен прилагательных.

57-58

Изменение имен прилагательных по родам

Выделение имен прилагательных. Постановка вопросов к именам прилагательным.

Согласование имен прилагательных с  именем существительным. Образование и изменение имен прилагательных.

59-60

Изменение имен прилагательных по числам

61-64

 Развитие  навыков  согласования  слов. Согласование прилагательных с  существительными  в роде и числе.

65-66

Местоимение. Личные местоимения

Распознавание личных местоимений. Определение лица, числа и рода личных местоимений.

67-68

Глагол. Изменение глаголов по числам

Распознавание глаголов. Определение времени, числа и рода глаголов (в прошедшем времени). Изменение глаголов по временам и числам. Подбор глаголов к существительному. Согласование глаголов с существительным в роде, числе и во времени.

Распознавание глаголов. Определение числа глагола. Изменение глаголов по числам. Подбор глагола к существительному. Согласование глагола с существительным в числе.

69

Изменение глаголов по временам

70

Изменение глаголов по родам

Распознавание глаголов.

Определение времени, числа глаголов (в прошедшем времени). Изменение глаголов по временам и числам. Подбор глагола к существительному. Согласование глаголов с существительным в числе и во времени. Отработка на материале упражнений правила НЕ с глаголами.

71

Глагол.

Правописание НЕ с глаголами

72

Слова, обозначающие количество предметов

Согласование количественных числительных с существительным на уровне словосочетаний, предложений

73

Обобщающий урок по теме «Части речи»

Выделение всех изученных части речи. Правильное употребление их в собственной речи

Раздел 4. Повторение. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. (12 ч)

74

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные члены предложения

Выделение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). Распространение предложения, устанавливание связи между словами в предложении по вопросам

75

Слово. Словосочетание (тип связи- согласование). Предложение. Главные члены предложения

Выделение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). Распространение предложения, устанавливание связи между словами в предложении по вопросам

76

Предложение деформированное (простое распространенное). Порядок слов. Текст

1

Определение количества и последовательности слов в предложении. Правильное графическое оформление границы предложений.

77

Предложение деформированное (простое распространенное). Порядок слов. Определение границ. Текст

1

Определение количества и последовательности слов в предложении. Правильное графическое оформление границы предложений.

78

Текст (деформированный)

1

Определение количества и последовательности слов в предложении. Правильное графическое оформление границы предложений.

79

Сочинение по серии картинок или по сюжетной картинке

1

Составление рассказов по опорным картинкам.

80

Сочинение по заданному началу или на заданную тему

1

Составление рассказов по плану, по опорным словам.

Обследование устной и письменной речи учащихся с 23 мая по 31 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

«Современные методы или технологии преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта»

Предлагаемая презентация содержит рекомендации к проведению логопедического массажа родителями и педагогами. А так же обзор методической литературы по теме....

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

Занимательные домашние задания для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

Применение представленных дидактических материалов помогает  реализовать индивидуальный подход к каждому ученику  и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и у...