Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития
статья

     Дети с задержкой речевого развития испытывают огромные трудности в усвоении письменной речи, в результате чего появляются специфические ошибки письма и чтения.

     В результате  все эти трудности  оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, а именно: являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в поведении учащихся, т.е. влияют на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

     Согласно данным М. Е. Хватцева, относящимся еще  к 50-м годам 20 века, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло всего около 6%. Согласно современным данным  Л.Г. Парамоновой  во вторых классах массовых школ 53% детей с дисграфией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

                                            Учитель русского языка и литературы в ОУ для детей с ОВЗ,

                                            Круглова Наталья Валерьевна.

                                            ГБОУ № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга.

  • Я буду говорить о школьниках, поэтому рассматриваю не только  устную, но  письменную речь, так как  письмо и чтение для школьника являются базой и средством для  дальнейшего обучения.

Поэтому проблема нарушений письменной речи - одна из самых актуальных.

  • Дети с задержкой речевого развития испытывают огромные трудности в усвоении письменной речи, в результате чего появляются специфические ошибки письма и чтения, в конце 2 класса мы уже ставим ту или иную форму дисграфии, в зависимости от характера ошибок.
  • В результате  все эти трудности  оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, а именно: являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в поведении учащихся, т.е. влияют на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

  • Согласно данным М. Е. Хватцева, относящимся еще  к 50-м годам 20 века, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло всего около 6%. Согласно современным данным  Л.Г. Парамоновой  во вторых классах массовых школ 53% детей с дисграфией.

Это обусловлено  сложной психологической структурой процесса письма и тем, что более половины детей (55,5%) поступают в  первые классы массовых школ со значительным отставанием в речевом развитии, при наличии которого полноценное овладение грамотой невозможно.

Причины: нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи.

* М.Е. Хватцев (1883-1977) Один из первых разработчиков теоретических основ логопедии; создатель преодоления нарушений звукопроизношения.

* Л.Г.Парамонова (1931-2013) Ученица и последовательница основоположника отечественной логопедии профессора М.Е. Хватцева

  • Основными орфографическими принципами русского письма ученые считают: фонетический, морфологический, традиционный. Фонетический принцип предполагает написание слов в соответствии с произношением.  Этот принцип является наиболее легким в усвоении, поэтому школьника знакомят с ним в первую очередь.

      Морфологический  принцип  в русской орфографии является ведущим, так как именно ему подчинено правописание  большинства слов. Сущность принципа заключается в том, что общая для родственных слов значимая часть или морфема (приставка, корень, суффикс, окончание), независимо от особенностей ее звучания всегда пишется одинаково. Овладение этим принципом сводится к усвоению грамматических правил, определяющих особенности написания. Реализация этого принципа требует от пишущего определенного уровня языковых обобщений. Многие слова в русском языке пишутся согласно их происхождению, эту закономерность называют традиционным принципом орфографии.

 Различные подходы в изучении дисграфии и классификации ее видов

     Существует несколько классификаций детской дисграфии, которые раскрывают разное понимание механизмов расстройства.

   

Психолого-педагогический подход исследования дисграфии у школьников широко распространен. Начало целенаправленному педагогическому изучению нарушений письма у детей в нашей стране положили работы Р.Е. Левиной  и ее учеников Л.Ф.Спировой , М.С.Грушевской  , А.В. Ястребовой.

 В рамках данной научной школы дисграфия рассматривается как следствие нарушений устной речи.

Понимание дисграфии в соответствии с современной теорией логопедии отражено в классификации, разработанной сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена в 70-80 годах 20 столетия. В создании этой класси-фикации принимали участие В.А.Ковшиков, Л.Г.Парамонова Р.И. Лалаева, Г.А.Волкова.

Особенности  речевых психических функций у младших школьников.

Когда ребенок приходит в школу , Мы , логопеды, в первую очередь смотрим устную речь. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

1.Исследование состояния звукопроизношения изолированно.

-Звук изолированно. Инструкция : «Повторяй за мной»

-Исследование звукопроизношения в слогах разной структуры.

-Исследование звукопроизношения в словах: в начале, в середине, в конце.

-Исследование звукопроизношения во фразах.

1.Особенности звукопроизношения.

 Как правило  мы сталкиваемся с полиморфным нарушением. Когда нарушается произношение звуков из разных групп:  шипящие, свистящие и соноры (р, л).

Но, сейчас все чаще стали попадать ребята, которые не произносят или путают звуки раннего онтогенеза (включая даже гласные), которые раньше у детей нарушались редко.  Звуки раннего онтогенеза - это те звуки, которые малыш в состоянии произнести еще в младенческом возрасте. Например, плохо произносят и путают акустически  т-д,п-б, м-н к-т..

Как известно, в период овладения грамотой (усваивает сначала фонетический принцип письма) учащиеся обязательно проговаривают вслух  все записываемые ими слова, а неправильное проговаривание приводит к ошибочному написанию,т.е. возникают буквенные замены,которые приобретают устойчивый характер.

Например: вместо Цапля-Сапля, Шуба-Суба.

Это приводит к появлению артикуляционно-акустическая  дисграфии.

Основной путь преодоления этих ошибок-воспитание правильного произношения звуков в устной речи.

  •      Роль артикуляции в процессе письма впервые отчетливо была раскрыта Л.К.Назаровой . Организованные автором эксперименты продемонстрировали, что исключение проговаривания во время письма приводит к увеличению количества ошибок у младших школьников в 1,5-2 раза. Таким образом, в функциональной системе письма выделяется два структурных компонента: переработка слухоречевой информации и переработка кинестетической информации.

Исследование фонематических процессов.

При затруднениях в звуковом анализе и синтезе слов ребенок лишен возможности правильно определить количество и последовательность звуков в записываемых словах, особенно, если слова имеют сложную слоговую структуру.

В результате возникают пропуски букв, слогов, вставки букв, слогов, перестановки.

Парамонова пишет, что как правило с этими проблемами сталкиваются те первоклассники, у которых к 5-6 годам оказались не сформированы простейшие виды анализа.

В результате ребенок затрудняется в анализе не только отдельных слов, но и в анализе речевого потока в целом. В этих случаях дети не могут определить количество слов в предложении, найти границы между отдельными словами, в результате слова все пишутся слитно (МЯЧУПАЛПОДСТОЛ) или разделяется слово на части.

(У РЕКИ РОСЛИ НИЗКИЕ И  ВЫ )

    Единственная возможность преодоления подобных ошибок на письме -обучение фонематическому анализу на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Особенности лексико-грамматического строя речи.

Словарный запас. Пассивный и активный словарь беден, характеризуется неточностью употребления значений многих слов.

Грамматический строй. При исследовании часто наблюдаются аграмматизмы.

Исследование  словоизменения.

-Употребление имен существительных во  множественном числе. 

-Изменение существительного  по падежам.

Инструкция: «Послушай фразу «У меня в руках карандаш», продолжи следующую фразу тоже с карандашом»У меня нет .. Я протягиваю руку к .. Я беру в руки..  Я рисую  ..Я мечтаю о зеленом...

-Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном числе и во множественном числе. Мяч,(нет чего?) мяча,(много чего?) мячей. Книга, книги, книг. Дом, дома, домов. Окно, окна, окон. Дерево, дерева, деревьев.

-Согласование числительных «2» и «5».Инструкция: «Посчитай предметы с цифрами 2 и 5» Яблоко, Перо, Дерево, Ботинок, Вишня.

Исследование навыка словообразования.

-Образование уменьшительно-ласкательной формы.

Инструкция: «Назови слово ласково,  например, нос-носик»

-Образование названий детенышей. Инструкция: «У кошки котята, а у….»

-Образование относительных  прилагательных.

Инструкция: «Сок из яблок (какой?) яблочный

-Образование притяжательных прилагательных.

У бабушки очки (чьи очки?). У лисы хвост(чей хвост?).

К сожалению, недоразвитие лексико-грамматического строя речи приводит к трудностям усвоения морфологического принципа письма, который является ведущим.

    Аграмматической диграфия связана с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Проявляется в нарушении смысловых и грамматических связей между предложениями, в нарушении согласования слов, в искажении предложно-падежных конструкций.

 Связная речь.  

-Разложить и составить рассказ по серии картинок.

-Пересказ прочитанного текста.

 В последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью.

В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация),  восприятие (слуховое, зрительное..), память (слуховая, зрительная…..), внимание (слуховое, зрительное..), способность к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В.Ахутина, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, И.Н.Садовникова, Л.С.Цветкова  и др.).

 У детей с ЗПР  наблюдается замедленное формирование межанализаторного взаимодействия, отмечаются низкие показатели слухоречевой памяти.

Эта картинка как раз доказывает, что для полноценного речевого развития необходима не только зрелость зон головного мозга, но и  межанализаторное взаимодействие.

По мнению Хватцева М.Е.  акт  письма - это сугубо мыслительная операция, более абстрактная, чем звукопроизношение.

Список литературы

1.Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет//Вестник Моск. Ун-та. Серия 14, Психология.1996.№2.-с51-58  

2.Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств.-Спб.: Изд-во С.-Петербург.ун-та,2001.-С. 195-213

3.Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейропсихологический анализ синтаксиса. -М.: Изд-во МГУ,1989.-213 с.

4. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф, Моисеева А.И. Современное русское письмо.- М: «Просвещение»,1974.-144 с.

5.Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дощкольника.-СПб.:Детство-Пресс,2006-144 с.

6.Волкова Л. С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление / Отв. ред. В. А. Ковшиков.- СПб.: Образование, 1992.С.27-29.

7.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов.-М.: Изд-во Акад.пед.наук,1960.-500с.

8.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.-М.: «Просвещение»,1995.-527с.

9.Гвоздев А.Н.Современный русский литературный язык.-М.:Учпедгиз,1958.-408 с.

10. Грушевкая М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. -Алма-Ата:  «Мектеп»,1989-64 с.

11.Зиндер Л.Р.Очерк общей теории письма/АН СССР,науч.совет по теории сов. языкознания, ин-т языкознания. -Л.: «Наука»,1987.-112 с.

12. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников//Дефектология –М,1984,№1-с.52-55

13.Иншакова О.Б. Дисграфия и фактор семейного левшества//Расстройства реси. Клинические проявления и методы коррекции. -Спб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 1994.С.95-100.

14.Исаев Д.Н. ,Ефремова К.Д. ,Пукшанская С.М. Легкая детская энцефалопа-тия как причина дислексии и дисграфии//Тезисы первой всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии.-М.,1974.С.120-121

15.Истрин В.А.Возникновение и развитие письма.-М.: «Наука»,1965.-599с.

16.Корнев А.Н. Нарушение чтение и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-Спб.:ИД и «МиМ»,1997.-286 с.

17.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.-Спб.: «Гиппократ»,1995.-

224 с.

18.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.Дифференциальная диагностика  и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. -Спб.: «Образование»,1997.-172 с.

19.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда-М.: «Владос»,1998.-224 с.

20. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития.СПб.: Образование, 1992 — 87 с.

 21.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учеб.

пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений-М.:

Издательский центр «Академия»,2002 год-352с.

22.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.-М.:Из-во МГУ,1969.-504 с.

23.Левина Р.Е. Наука о нарушении речевого развития у детей (Теоретические основы и практические результаты исследований сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР)//Советская педагогика.-1968.-№1.-С.76-83.

24.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.-М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.-312 с.

25.Левина Р.Е., Боскис Р.М. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей// Известие АПН РСФСР 1948.-вып.15.-С.167-191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультацияд для родителей "Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста"

взаимодействие с семьями воспитанников - это одно из важных направлений в работе учителя - логопеда. Одной их форм данной работы являются консультации и информационные листы для папок - передвижек. Ва...

«Задержка речевого развития у детей раннего возраста»

Статья "Задержка речевого развития раннего возраста"...

Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"

Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста.

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия....

Презентация "Особенности речевого развития у детей с ДЦП"

Представляю вашему вниманию презентацию на тему "Особенности речевого развитя у детей ДЦП", где кратко представлена информация о причинах нарушения речи, особенностях речевого развития в онт...

Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....