ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАМКАХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
статья

Одним из способов повышения эффективности коррекционного образовательного процесса является использование современных информационных технологий. Ведь умелая и грамотная организация учебно-воспитательного процесса с использованием компьютера позволяет реализовать в комплексе многие воспитательные, образовательные, в том числе и коррекционные задачи.

При подготовке и проведении уроков русского языка и литературы, логопедических занятий, внеклассных развивающих мероприятий возможны варианты использования ИКТ. А именно, Интернет-ресурсов, видеофрагментов и аудиофрагментов, возможностей программы Power Point и различных видов заданий с применением информационных технологий. Всё зависит от цели и задач, которые ставит перед собой учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАМКАХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Боева Елена Владимировна,

учитель

Одним из способов повышения эффективности коррекционного образовательного процесса является использование современных информационных технологий. Ведь умелая и грамотная организация учебно-воспитательного процесса с использованием компьютера позволяет реализовать в комплексе многие воспитательные, образовательные, в том числе и коррекционные задачи.

При подготовке и проведении уроков русского языка и литературы, логопедических занятий, внеклассных развивающих мероприятий возможны варианты использования ИКТ. А именно, Интернет-ресурсов, видеофрагментов и аудиофрагментов, возможностей программы Power Point и различных видов заданий с применением информационных технологий. Всё зависит от цели и задач, которые ставит перед собой учитель.

Например, в рамках открытого внеклассного развивающего мероприятия для учащихся 5 класса по литературе на тему: «Игра-путешествие по произведениям К.И. Чуковского» с использованием ИКТ могут быть представлены в электронной презентации следующие задания, направленные на развитие психических процессов и устранение орфографических и специфических ошибок:

1. Задание «Составление названий команд из слоговых анаграмм». Учащимся предлагается выбрать картинки с изображением героев двух сказок: «Айболит» и «Бармалей» с записанными с обратной стороны слогами в определенных фигурах и объединиться в команды в соответствии с выбранной фигурой, собрав названия команд.

2. Задание «Путаница». Паучок, герой одной известной сказки, предлагает участникам команд пройти по паутинкам, собрать буквы и отгадать фамилию автора сказки. (Ответ: К.И.Чуковский)

3. Задание «Гараж». Учащиеся находят соответствующий вид транспорта для определенного героя, раскладывая картинки с животными и с видами транспорта в нужном порядке. Возможна проверка выполнения задания с использованием аудиофрагмента с визуальным сопровождением в виде картинок, появляющихся на экране.

4. Задание «Пройди буквадрат». Учащиеся находят и вычёркивают из квадрата с буквами имена героев произведений К.И. Чуковского, а из незачёркнутых букв составляют и записывают слово «Айболит».

5. Задание «Собери текст». Командам предлагается собрать четверостишие из предложенных строк. При работе с деформированным текстом могут быть следующие варианты проверки: строчки текста на экране переставляются местами и появляются иллюстрации или появляются готовые ответы на странице книги в презентации.

6. Задание «Собери пазлы». Широко используется программа Puzzle 2, позволяющая составлять изображения героев или иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского из различного количества деталей, разнообразных по конфигурации.

7. Задание «Разгадай ребусы». Учащиеся разгадывают ребусы, и узнают, что просили по телефону у К.И. Чуковского герои его сказки.

8. Задание «Пройди лабиринт». Участники команд определяют, по какой дорожке надо пройти посуде, чтобы вернуться к Федоре.

9. Задание «Найди 10 отличий». Учащиеся находят десять отличий в иллюстрациях к сказке «Федорино горе». Проверка данного задания проводится в электронном виде, на экране появляются отличия.

10. Задание «Кто хозяин?». Учащимся предлагается определить хозяина вещей, находящихся в корзинке. Ребята «достают» предметы сами и определяют, какому герою они принадлежат. Ответы появляются в презентации в виде картинок. Возможны варианты этого задания не с корзинками, а  с посылками.

11. Задание «Загадки от К.И. Чуковского». Ребятам необходимо прочитать загадку, выполнить следующие задания: прочитать слоги или слово наоборот, составить слово из букв или слогов, вставить «заблудившиеся» буквы, в ряду цифр и знаков собрать буквы и составить слово. Учащимся предлагается в электронной презентации выбрать из коллажа предмет-отгадку. Возможна организация прослушивания аудиозаписи с загадками от самого К.И. Чуковского.

12. Задание «Угадай мультфильм» или «Видеоконкурс». Командам предлагается просмотреть фрагменты из мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского и отгадать их названия: «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Путаница», «Бибигон», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Крокодил», «Павлиний хвост». Если ребята затрудняются, то можно предложить зашифрованные названия книг, например, в виде ребусов.

13. Задание «Орфографический тест». Учащимся предлагается вспомнить правописание имён героев произведений К.И. Чуковского и кликнуть кнопкой мыши на пропущенную букву. В случае правильного ответа ученики получают одобрение от героев сказок

В рамках уроков и развивающих мероприятий возможно использование заданий на развитие внимания и памяти. Варианты:

а) учащимся предлагается рассмотреть, запомнить предложенные картинки и определить, какие предметы исчезли, а какие появились вновь;

б) ребятам предлагается запомнить картинки, а затем определить, что поменялось в их расположении;

в) учащимся предлагается запомнить предложенные картинки, которые через некоторое время исчезают. Далее появляются изображения этих же предметов в ряду других. Ребята должны вспомнить и кликнуть кнопкой мыши  те картинки, которые им предлагались для запоминания. При нажатии на картинку подаётся определённый звуковой сигнал с целью одобрения или привлечения внимания к ошибочному выделению картинки.

Использование ИКТ позволяет проводить виртуальные экскурсии и выставки. Например, виртуальную экскурсию по дому-музею писателя в Переделкино. Ребята получают возможность познакомиться с обстановкой дома-музея, увидеть кабинет писателя, заглянуть на книжные полки в его личной библиотеке, оценить многообразие его книг. Возможно проведение виртуальной выставки произведений  К.И. Чуковского «С этими книгами не расставайтесь всю жизнь».

При подготовке к внеклассным мероприятиям и урокам русского языка и литературы важно привлекать учащихся средних и старших классов к разработке различных заданий с использованием компьютерных технологий, что будет способствовать развитию интереса к урокам русского языка, литературы и информатики, к коррекционным занятиям.

Надеемся, что наш опыт использования ИКТ будет полезен учителям и специалистам  образовательных учреждений.

Литература

1. Коррекция нарушений  письменной речи//под редакцией Н.Н. Яковлевой, СПб 2007., издательство КАРО.

2.Информационные технологии во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся: Методическое пособие/ Сост. Л.М.Андрианова. - ГОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.

Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой...