Конспект коррекционного занятия по теме "Времена года. Зима"
методическая разработка

Бабурина Наталья Ивановна
Конспект интерактивного коррекционного занятия длительностью 35-45 минут (длительность рассчитывается индивидуально), для подростка 11 лет, имеющего тяжёлую форму аутизма. Из особенностей: активный словарный запас состоит из пары предложений, большая часть общения происходит за счёт повторения услышанного, умеет читать, но понимание прочитанного слабое. Тема: Времена года. Зима. Цель: систематизировать знания учащихся о зиме и зимних месяцах. Задачи урока: закрепить знания об отличиях зимы от других времён года, развивать логическое мышление, память и устойчивое внимание. Оборудование: расписание, календарь, ведро со снегом и льдом, набор «Умные карточки. Времена года», видео ряд, зимняя и летняя одежда, жетоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx848.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ»

Конспект интерактивного коррекционного занятия длительностью 35-45 минут (длительность рассчитывается индивидуально), для подростка 11 лет, имеющего тяжёлую форму аутизма. Из особенностей: активный словарный запас состоит из пары предложений, большая часть общения происходит за счёт повторения услышанного, умеет читать, но понимание прочитанного слабое.

Тема: Времена года. Зима.

Цель: систематизировать знания учащихся о зиме и зимних месяцах.

Задачи урока: закрепить знания об отличиях зимы от других времён года, развивать логическое мышление, память и устойчивое внимание.

Оборудование: расписание, календарь, ведро со снегом и льдом, набор «Умные карточки. Времена года», видео ряд, зимняя и летняя одежда, жетоны.  

Ход урока

  1. Ритуал приветствия. Приветственное слово. Заполнение расписания занятия.

Педагог: Здравствуй!

Прежде, чем начнём занятие, давай посмотрим на расписание. Сперва мы сделаем мимическую гимнастику (на визуальное расписание прикрепляется карточка лица), заполним календарь (прикрепляется карточка с изображением листа календаря), познакомимся с зимой (прикрепляется карточка с изображением снежинки), будем сортировать изображения (знак сортировки), разомнёмся (карточка «физкультминутка»), и отгадаем загадки (знак вопроса).

После того как ты соберёшь 10 жетонов – ты получишь награду.

  1. Мимическая гимнастика.

На экране появляется слайд с эмоциями: радость, злость, огорчение, удивление, спокойствие.

Педагог: Давай посмотрим на эмоции этих людей. Я буду показывать карточку – а ты называть эмоцию, которую видишь.

Педагог по очереди показывает карточки, ребёнок называет и показывает.

После того, как ребёнок показал все эмоции, он показывает их без визуальной подсказки (после выполненного задания всплывает картинка, чтобы сравнить – правильно или нет ребёнок показал эмоцию).

После правильного выполнения задания ребёнок получает жетон.

  1. Заполнение календаря.

Педагог: Давай заполним календарь. Сегодня первое декабря. Сегодня началась зима. У зимы есть три месяца: декабрь, январь, февраль.

Педагог достаёт большой бумажный календарь с отмеченной датой. Далее выкладывает карточки с подписанными изображениями месяцев.

Ученик повторяет названия месяцев за учителем. При возникновении трудностей учитель даёт словесную подсказку.

После правильного повторения вручается жетон.

  1. Выявление признаков зимы.

Учитель: Сейчас мы с тобой посмотрим на признаки зимы. Чем же она отличается от остальных времён года?

Учитель достаёт подготовленные ведёрки со снегом и льдом и предлагает ребёнку дотронуться до них. Активно комментирует, проговаривает название и признаки: «Это снег», «Это лёд», «Он холодный», «Он твёрдый».

Далее ребёнку даётся полотенце, чтобы тот вытер руки. Учитель убирает вёдра и выкладывает напечатанные изображения: «снег», «снежинка», «сугробы», «голые деревья в снегу», «снегопад», «лёд», «люди, одетые в тёплую одежду».
Учитель показывает поочерёдно изображения ученику и называет их.

Ученик повторяет признаки за учителем.

Далее учитель задаёт вопросы ученику о признаках зимы:

Зимой выпадает … (снег).

Снег падает, это называется… (снегопад).

Из-за холода вода превращается в… (лёд).

При необходимости учитель даёт визуальную подсказку (картинку), при затруднении ученика учитель также даёт словесную подсказку.

После правильного выполнения вручается жетон.

  1. Активности зимой.

Учитель: Сейчас мы посмотрим, чем мы можем заниматься зимой.

На экране включается видео-ряд с различными видами деятельности: игра в снежки, езда на лыжах и коньках, санки, лепка снеговика.

После правильного выполнения вручается жетон.

  1. Одежда зимой.

Учитель: Давай посмотрим во что нужно одеваться зимой. Кладёт карточку с изображением человека в тёплой одежде. Показывает и называет предмет одежды.

Ученик повторяет названия предметов зимней одежды.

Далее учитель достаёт подготовленную зимнюю и летнюю одежду и обувь. Берёт по одному предмету и спрашивает надевают ли это зимой.

Ученик отвечает «да» или «нет». Далее ученик совместно с учителем сортируют зимнюю и летнюю одежду и обувь.

После правильного выполнения вручается жетон.

  1. Разминка (подвижная игра). На экране появляется слайд с разминкой.

Учитель: Ты отлично потрудился, пришло время размяться. Сейчас ты встанешь, и вместе со мной потанцуешь под забавную песенку «Чу-чу-ва».

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Руки вперёд, руки вперёд!

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Руки вперёд, руки вперёд

Сжали кулаки, сжали кулаки!

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Руки вперёд, руки вперёд

Сжали кулаки, сжали кулаки!

Пальцы вверх! Пальцы вверх!

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Руки вперёд, руки вперёд

Сжали кулаки, сжали кулаки!

Пальцы вверх! Пальцы вверх!

Плечи подняли, плечи подняли!

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Руки вперёд, руки вперёд

Сжали кулаки, сжали кулаки!

Пальцы вверх! Пальцы вверх!

Плечи подняли, плечи подняли!

Голову задрали, голову задрали!

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Чу-чу-ва Чу-чу-ва, Чу-чу-ва ва-ва

Ребёнок повторяет вместе сопровождающим движения за учителем. Песня звучит два раза.

После выполнения задания ребёнок получает жетон.

  1. Закрепление темы.

Учитель: Ты отлично размялся и теперь мы повторим наш урок. Учитель сокращенно проговаривает главные пункты урока: названия зимних месяцев, признаки зимы и названия предметов зимней одежды и обуви.

Ученик повторяет за учителем.

Ученик получает жетон.

Учитель: Отлично! Теперь ты готов немного поиграть. Сейчас я буду читать тебе загадки. Твоя задача – отгадать о чем идёт речь.

Текст загадок:

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лёд)

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

(Февраль)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы.

(Санки)
При необходимости учитель даёт визуальную подсказку (картинку) и словесную подсказку (начиная с первой буквы слова).

После выполнения задания ребёнок получает жетон.

  1. Награда: ребёнок выбирает поощрение из доступных мотивационных предметов.

Учитель: Ты отлично справился со всеми заданиями, собрал все 10 жетонов и теперь настало время игры.

Ребёнок выбирает игру и играет на протяжение 5 минут.

  1. Ритуал прощания.

Учитель: Настало время прощаться. Тебе понравилось сегодняшнее занятие?

Ребёнок оставляет свой отзыв.

Учитель получает обратную связь, благодарит ребёнка.

Учитель: Спасибо за занятие, до встречи!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример календаря.

Настенный календарь с дополненной реальностью — купить необычный  оригинальный подарок в Gift Development 

Набор Умные карточки. Времена года.

 

Отзыв о Развивающие карточки "Умные карточки. Времена года" - издательство  Росмэн-Пресс | Красивые яркие фото и польза очевидна, но ребенка не увлекли

Образец жетонов (для поощрения)

Жетоны поощрительные Лягушки фигурные - nepogodam

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ САЙТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ОНЛАЙН ИГР И СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Сайты для подготовки урока

1. http://doshkolnik.ru/index.php

2. https://infourok.ru/biblioteka

3. https://pochemu4ka.ru/

4. https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Зима - пекариха".

Интегрированное занятие логопеда  с музыкальным руководителем. Занятие было показано на районном методическом объединении логопедов и музыкальных руководителей ДОУ. Детям очень нравятся занятия с...

Конспект интегрированного занятия «Что нам нравится зимой?» Средняя группа

Знакомим детей с явлениями зимней природы через различные виды деятельности....

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Времена года"

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов...

Конспект логопедического занятия "Составление описательного рассказа "Зима" с использованием ИКТ

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Составление описательного рассказа "Зима"...

конспект коррекционного занятия по развитию грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с ОНР 3 уровня на тему "Зима"

Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной к школе группе с ОНР 3 уровня по лексической теме "Зима", направлен на развитие грамматического строя речи...

Конспект коррекционного занятия "Времена года, их закономерная смена "

Занятие по развитию психомоторных и сенсорных процессов...

конспект занятия "Чудесное время года - Зима"

Конспект занятия по использованию игровых приемов при формировании представлений об окружающем мире у детей с ТМНР...