Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация

Антонова Лилия Закирьяевна

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексический, фонетико-фонематический, а так же семантическая (смысловая) и произносительная (звуковая) сторона речи. Поиск путей коррекции нарушений связного высказывания  детей с общим недоразвитием речи является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой в коррекционной педагогике.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, рассказ-описание, монологическая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников  с общим недоразвитием речи

Антонова Лилия Закирьяевна,

 старший преподаватель кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ БелГУ,

 учитель-логопед МАДОУ №2, г.Белгорода,

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексический, фонетико-фонематический, а так же семантическая (смысловая) и произносительная (звуковая) сторона речи. Поиск путей коррекции нарушений связного высказывания  детей с общим недоразвитием речи является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой в коррекционной педагогике.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, рассказ-описание, монологическая речь.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование связной речи.  Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

В нашей работе мы будем рассматривать рассказ описание как вид связной монологической речи.

Описание – это функционально- смысловой тип речи, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании , имеющая для этого определенную языковую структуру.

Вопросы развития связной описательной речи детей дошкольного возраста были и остаются на сегодняшний день в центре внимания ученых различных направлений: педагогов, психологов, лингвистов (Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, И.Ю. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.).

Описание, являясь одной из форм связной монологической речи, обладает как общими, характерными для всех типов монолога, чертами, так и специфическими (О.А. Нечаева).

Качество описательного текста характеризуется: уровнем связности (согласованность слов в предложениях, наличие различных способов связи); объёмом указанных признаков и качеств объекта описания; соблюдением структуры описания, целесообразностью употребления языковых единиц; использованием средств выразительности; полнота описания (обозначение главных признаков, количество названных признаков объекта, точность их называния);

 Рассмотрим структуру рассказа- описания. В начале описания называется предмет или объект описания; затем перечисляются признаки, свойства, качества предмета, называются возможные действия предмета или с предметом; в завершение описания даётся оценка предмета или высказывается отношение к нему.

В рассказе - описании связность, как характерная черта любого монолога, подчиняется законам перечислительной структуры, которая выглядит следующим образом: первое предложение (называние предмета) выступает тематическим ядром всего текста и от него во все последующие компоненты расходятся смысловые связи. Таким образом, описание не имеет «жёсткой» программы, как повествование, так как мысль каждого нового предложения не вытекает из мысли предыдущего, а подчиняясь только общему смысловому плану, общей теме, существует как бы самостоятельно, следовательно, все мысли являются как бы равноценными.

В описании встречается использование речевых средств, таких как:

1) существительные (название частей, деталей объекта);

2) прилагательные (характеристика особенностей объекта описания);

3) глаголы (определение временных признаков объекта описания)

4) тропы (эпитеты, сравнения, метафоры)

5) синонимы, антонимы, многозначные слова.

В разных возрастных группах в дошкольной организации дети описывают разные объекты. Объектами описания могут быть: предметы окружающего мира, игрушки, явления, люди, животные, изображения. Так, в младших группах большое место занимает описание игрушек, предметных картинок, домашних и диких животных как при непосредственном восприятии, так и по памяти. В старших группах материал для описания усложняется. Дети описывают предметы одежды, посуды, школьные принадлежности, произведения изобразительного искусства, объекты природы. Именно в это время речь выходит на более высокий качественный уровень развития: старшим дошкольникам становится доступно осознание логико - композиционного построения текста (Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова и др.), возрастает также и умение использовать в своих рассказах выразительные средства. Появляется умение довольно последовательно и чётко составлять описательные высказывания на предложенную тему.

Педагоги - исследователи, изучавшие вопросы развития у детей дошкольного возраста монологической описательной речи (Т.И. Гризик, А.А. Зрошевская, О.С. Ушакова) отмечали, что для того, чтобы  дети научились строить описание, они должны усвоить специфические функции описания, его особую перечислительную структуру и речевые средства, а так же вариативность последовательности описания. (Т.И. Гризик).

Как считала А.А. Зрошевская, чтобы дошкольники грамотно  строили описание, необходима наблюдательность, т.е.  способность выделять  главные признаки предмета, называть их.

Для описательных рассказов детей  с общим недоразвитием речи характерно увеличение количества существительных, местоимений, служебных слов. Необоснованно частое употребление существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Рассказы представляют собой перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным значением  может являться причиной скудного словарного запаса. От детей можно часто услышать следующее «тут такое, а вот тут так». ()

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

У дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется. Отмечается трудность в составлении фразы, используют перефразировки и жесты, теряется основная мысль содержания, путается последовательность события, могут неправильно выделить главную мысль и не заканчивать фразы. Часто речь хаотична и бедна в выразительном оформлении (Л.Ф. Спирова).

Формирование у детей навыков построение связных, развернутых высказываний характеризуется возможностью использовать речевые и познавательные навыки одновременно, совершенствуя их, а так же грамматический строй и словарный запас ребёнка. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на решение задач по развитию лексических и грамматических средств языка. Это играет огромную роль в развитии детей с общим недоразвитием речи.

 Таким образом, рассказ – описание представляет собой  особый вид монологического высказывания. Характеризуется раскрытием признаков и свойств предмета. Этот вид высказывания отличается от повествования тем, что что в описательном рассказе отсутствует динамика, характерна перечислительная интонация, использование определённой лексики.

Для детей с общим недоразвитием речи овладение навыком составления рассказа - описания является довольно сложным процессом, так как  они у них имеются особенности языкового и когнитивного развития.

Дети с общим недоразвитием речи перечисляют отдельные признаки предмета в хаотичной последовательности, нарушают связность своего высказывания. Может присутствовать незавершенность темы, возвращение к ранее  сказанному. Отчётливо можно проследить затруднения в лексическом и грамматическом оформлении описательного рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра

В современной  логопедии  остро  встает  вопрос о недостатках  связного  высказывания  детей  с  общим  недоразвитием речи. Увеличение телевизио...

Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...

Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием р...