Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы «Мягкий знак в середине и в конце слова»
план-конспект урока

Абросимова Ольга Николаевна

Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса коррекционных школ.Комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema4.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: Мягкий знак в середине и в конце слова.

Цель урока: развитие умения обозначать мягкость согласного звука в середине и в конце слова мягким знаком.

Формируемые БУД:

Предметные БУД:

- закреплять представления учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком.

- учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения.

- учить на слух и при письме выделять мягкие согласные в середине слова и обозначать их мягким знаком.

Познавательные :

- показывают навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.

- формирование умения ставить познавательную цель урока.

Регулятивные БУД:

- адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения.

- определяют последовательность действий, контролируют и оценивают свои действия.

- следуют предложенному плану.

Коммуникативные БУД:

- выработка навыков сотрудничества с одноклассниками.

-  умение слушать и вступать в диалог.

Личностные БУД:

- проявляют учебную деятельность и активность,

- обучение рефлексии своей деятельности.

- формирование уважительного отношения к иному мнению.

- формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, учебники, тучка и капли для рефлексии, картинки слов с Ь.

Ожидаемый результат:

-высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

 - формирование навыков правописания слов с мягким знаком ;

- повышение активности на уроках;

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Всё у вас в порядке?

-Книжки , ручки и тетрадки!

-Хочу пожелать всем детям удачи!

-Вместе мы сможем решить любую задачу!

Сейчас у нас урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности.

     II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, начнем мы урок с проверки домашнего задания. Что было задано вчера? (На стр. 43 выполнить упражнение 5.) Что вы должны были сделать? (Списать предложения, выбрать нужную гласную, подчеркнуть мягкие и твердые согласные в этих словах). (Далее один из учащихся зачитывает предложения вслух)

- Ребята, так как же мы обозначаем мягкость согласного? (при помощи букв и,е,ё, ю,я).Хорошо, молодцы. Сдаем тетради.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, какое время года наступило? Молодцы! Наступила осень.

Сегодня осень пришла к нам на урок. Она уже много где была, и сегодня  решила заглянуть к вам! Посмотреть, как вы работаете. Все ли знаете.

Учитель: Ребята, осень приготовила для вас интересные задания.

Для начала Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Давайте, для начала сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши руки

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
( «Шагают» пальчики по столу).

Учитель: Открываем тетради и записываем число, классная работа. Молодцы!

Учитель: Готовы работать? Первое задание называется словарный листопад.

Учитель: Каждому из вас Осень раздаст по одному листочку. Листья непростые, на некоторых из них написаны слова. Поднимите руки у кого? Прочитайте по очереди слова.

Учитель: Ребята, а что это за слова? Молодцы! Это словарные слова (Учащиеся записывают эти слова на доске по очереди, а остальные в тетрадь): морковь, медведь, коньки, пальто). Спина прямая, тетрадь в наклон. Подчеркните гласные, которые необходимо запомнить. Кто все выполнит, руки сложили. Молодцы!

В чем сходство этих слов? (Во всех четырех словах есть мягкий знак). Где находится «ь» в слове «морковь»? (В слове «морковь» мягкий знак находится на конце слова). В слове «медведь», в слове «коньки», в слове «пальто»? (В середине слова). ( карточки ь в середине  и конце)

Ребята, так зачем нужен «ь» знак во всех этих словах? Давайте скажем вслух эти слова.  Есть ли разница в слове морковь и морков? Как мы произносим звук в 1 случае? (мягко) А во втором? (твердо). Так зачем же нужен мягкий знак в словах? (он делает согласные мягкими). Верно. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, только в первом слове он находится на конце слова, а во втором – в середине.

Мягкий знак с согласной дружен.

В слове ей он часто нужен.

За согласными знак пишем,

Если мягкими их слышим.

III. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, так какая же будет тема нашего урока (карточка ТЕМА УРОКА).  (Мягкий знак на конце и в середине слова).

А теперь, скажем, какая цель нашего урока (карточка Цель урока), а поможет нам  слово-подсказка (карточка научиться) (писать мягкий знак после мягких согласных в конце и середине слова).

IV. Основной этап.

Учитель: 

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово

Часто просится.

Учитель: Молодцы, с заданием Осени вы справились. Но это не все. Вас ждет увлекательный загадочный дождь. Я вам загадываю загадки, а вы их отгадываете. Запишите отгадки в тетрадь (Один ученик на доске). Объяснить написание Ь в словах нам поможет памятка, давайте прочитаем ее шепотом в учебнике на стр. 45 в желтой рамочке. (затем кто-то вслух). А чтобы эта памятка помогала нам на уроках, прикрепим ее на доску. (карточка на доску) Подчеркните мягкие согласные перед мягким знаком. Готовы?

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

С неба капает слезами,

По земле бежит ручьями. (Дождь)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осень)

Учитель: Загадки разгадали. Молодцы! Что общего в этих словах? В каждом из этих слов есть мягкий знак. Где он находится? Почему мы его написали? (Потому мягкий знак делает согласные мягкими).

Учитель: Устали? Немного отдохнем!

Физкультминутка. (Гимнастика Яртовой "Дождик".)

IV. Основной этап.

Учитель: А сейчас работаем с учебником. Открываем учебники на с.44, упр.1. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?(Одного ученика к доске). Рисуем схему, будем записывать слова в два столбика: в один столбик слова с мягким знаком в конце слова, а другой столбик - с мягким знаком в середине слова. 

А теперь немного отдохнем. Выполним гимнастику для глаз (видео Осенние листья)

V. Закрепление материала

Учитель: Ребята, вы молодцы. Почти со всеми заданиями Осени вы справились. Осталось последнее задание Урожай слов. Осень вам подготовила карточки (в корзине (редька, картофель, морковь, груздь, жимолость) записаны слова). В них записаны слова. Нужно их прочитать, выбрать и записать слова с ь в два столбика прямо на карточках: в один столбик слова с мягким знаком в конце слова, а другой столбик - с мягким знаком в середине слова. Работать будете в парах. 

Прочитайте слова, заметьте, ребята, здесь не все слова пишутся с мягким знаком, поэтому мы слова без мягкого знака писать не будем.

Яблонька, пирог, редька, деньки, друг, волк, картофель,  морковь, груздь, рыбак, жимолость.

Учитель: Прочитайте слова, которые вы записали в 1 столбик. А теперь во 2. (Проверка на доске). Ребята, а вы догадались, на каких подарках осени записаны ваши слова? Давайте запишем под диктовку в тетради предложение с одним из этих слов. (Я чищу картофель для борща).

Осень приготовила для вас Домашнее задание. Откройте учебники с. 45 Упр. 4. Прочитайте шепотом задание. Что нам нужно сделать в упражнении? (далее кто-то один читает стихотворение вслух). Какую букву мы вставим вместо точек? Почему?  Какую отгадку мы напишем? Откройте дневники. Запишите задание на понедельник на 4 урок: с. 45 Упр. 4. 

VI. Итог.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

- Тайны, какой буквы мы сегодня раскрыли?

- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?

- Какие?

- Так зачем же нужен мягкий знак в русском языке? (он обозначает мягкость согласных звуков на письме).

- Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться писать мягкий знак после мягких согласных) Мы научились? Значит цель урока достигнута.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Ребята, осенью погода нас не всегда радует и на улице часто идет дождь. Вот и сейчас к нам прилетела тучка. Кто из вас научился писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова, тот прикрепляет на доске веселую капельку, а  кто еще не совсем научился, ему было трудно на уроке, тот прикрепляет грустную.

- Сегодня на уроке были активны ученики, отвечали верно, на вопросы, эти ребята за урок получают оценку.

Осень приготовила для вас небольшие подарки за хорошую работу. (Осенние раскраски)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

урок в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Лев Николаевич Толстой.Слово о писателе.

Цель урока:·         Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.Задачи1.     Развить интерес к писателю, как к личности, и...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...

урок русский язык для уч-ся 2 класса школы 8 вида. Буква ь (мягкий знак) для обозначения мягкости на конце слова

тема урока: Буква ь (мягкий знак) для обозначения мягкости на конце слова...