Рабочая программа логопедических занятий для учащихся 2 классов
рабочая программа

Автором представлена рабочая программа коррекционных занятий учителя-логопеда на учебный год во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования»

г.Тарко-Сале Пуровский район

Принято на заседании

методического объединения

Протокол № ___

от ______________2020г.

Руков. МО____________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «ШИСОО»

_________/__________________/

Ф.И.О.

от «___ » ____________2022г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ШИСОО»

____________П.Ю.Грабельников

_________ /_______________/

Приказ №

от «___ »___________ 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедических занятий для учащихся 2 классов

на 2022-2023 учебный год, срок реализации – 1 год

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Юсупова Эльмира Хашимовна

Рассмотрено

 на педагогическом совете

протокол № ___

от «___» _________2022г.

г. Тарко-Сале

2022

Пояснительная записка

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся школ за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у многих учащихся с ОВЗ носят характер общего недоразвития речи для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Использование инновационных технологий

Презентации, аудио и видеоматериалы.

Сетевые и профессиональные сообщества

Педсовет, Мерсибо, Инфоурок.

Методологические и теоретические основы программы

Программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса школы, где обучаются дети с ОВЗ, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Место предмета в учебном плане

Урок проводится 1 раз в неделю. Всего за учебный год - 34 часа

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звукослоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Содержание изучаемого курса

2 класс (34ч)

Первичная диагностика

Звуковой анализ

Дифференциация звонких и глухих согласных

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Дифференциация сонорных согласных

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

Дифференциация согласных

Слоговая структура слова

Слова, обозначающие предметы

Слова, обозначающие действие и признаки предмета

Работа с предлогами

Работа с текстом

Итоговая диагностика

Календарно-тематическое планирование

Планирование Программы составлено на основе учебного пособия И.Н. Садовниковой «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М.: Владос,1995. – 256с.

Название раздела,

темы логопедического занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Обследование

1

Обследование речи.

Провести первичную диагностику.

1

07.09

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

2

Дифференциация звуков  

[Б] – [П]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

14.09

3

Дифференциация звуков

 [ В] – [Ф]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

21.09

4

Дифференциация звуков

[ Г] – [К]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

28.09

5

Дифференциация звуков

 [Д] – [ Т ]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

05.10

6

Дифференциация звуков

[Ж] – [Ш]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

12.10

7

Дифференциация звуков

[ З] – [ С]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

19.10

8

Закрепление

Закрепление знаний по темам раздела

1

26.10

        Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

9

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

09.11

10

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я  

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

16.11

11

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

23.11

12

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

30.11

13

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

07.12

14

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

14.12

15

Итоговое занятие по теме

Закрепить умение дифференцировать твердые и мягкие согласные

1

21.12

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

16

Дифференциация звуков

 [С ]– [Ш]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

28.12

17

Дифференциация звуков

[ З] – [Ж]  

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

11.01

18

Дифференциация звуков

[ С] – [ Щ]  

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

18.01

Слоговая структура слова

19

 Анализ одно-двусложных слов.

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

25.01

20

Анализ трёхсложных слов.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

01.02

21

Деление на слоги слов со стечением согласных.

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

1

08.02

22

Определение ударного слога в словах.

Учить определять ударный слог.

1

15.02

Слова, обозначающие предметы, его действия и признаки

23

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов.

Различение профессии людей по их действиям.

Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?»,

Учить образовывать множественное число глаголов.

Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют.

1

22.02

24

Упражнение в подборе слов, обозначающих признак предмета

Учить подбирать слова – действия к словам – предметам.

1

01.03

Работа с предлогами

25

Дифференциация предлогов на – в, с - из

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

15.03

26

Дифференциация предлогов от-к

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

22.03

27

Дифференциация предлогов под – над.

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

29.03

28

Диктант по теме «Предлоги»

Проверить знания по теме

1

05.04

Предложение

29

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста.

Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста.

1

12.04

30

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Учить составлять грамматически верное предложение.

1

19.04

Текст

1

31

Ознакомление с признаками текста.

Формировать умение отличать текст от группы предложений.

1

26.04

32

Восстановление деформированного текста.

Формировать умение отличать текст от группы предложений.

1

10.05

33

Составление рассказа по серии картинок.

Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

1

17.05

34

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

1

24.05

Литература

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 2010 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: 2011г.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2010. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.-С. 80-256.
  5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
  6. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 2011.
  7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 2011.-С. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...

Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов

Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...