«Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста».
статья

Людмила Александровна Фокина

В статье раскрыт опы моей работы на логопедических занятиях с использование ИКТ.

Современные дети  очень хорошо разбираются в компьтерах, а компьтерные игры  позволяют сделать  логопедическое занятие наиболее  плодотворными и сам процесс по автоматизации или дифференциации звуков  более увлекательным и запоминающимся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г. Певек»

 

«Использование компьютерных технологий

на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста».

                                                                          Фокина Людмила Александровна

учитель-логопед.

Г.Певек

2020г.

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

В последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с различными нарушениями речи.  По данным логопедического обследования только в нашей школе 30% первоклассников нуждаются в логопедической помощи, они составляют группу риска по нарушениям письма. При наполняемости логопункта 20 человек приходится обучать  43 человека.

Поэтому актуальным становиться вопрос о повышении интенсивности коррекционной работы. В этом отношении компьютерные технологии становятся незаменимыми помощниками.

Основная цель работы учителя логопеда в школе – предупреждение нарушений письменной речи, предупреждение неуспеваемости, обусловленное     различными нарушениями речи

Логопедические занятия, как правило, проводятся во второй половине дня, когда дети уже значительно устали  и выполнять скучные однообразные задания  им просто неинтересно. Мне как логопеду приходится придумывать, как сделать логопедические занятия интересными, познавательными и полезными для детей.

Логопедическая работа без наглядности не приносит должного результата, так как дети младшего школьного возраста, особенно первоклассники, очень любят играть, поэтому на индивидуальных и на фронтальных занятиях я всегда использую много наглядного материала, это и карточки с логопедическими упражнениями, и предметные картинки, и пальчиковые куклы и др.

Однако, все это хорошо при небольшой наполняемости логопедического пункта, учитывая, что коррекционная работа по устранению нарушений речи в зависимости от структуры дефекта может продолжаться 3-6 месяцев, и за это время можно оказать логопедическую помощь незначительному количеству человек. Большую помощь в коррекционной работе оказывают компьютерные технологии.

 Как показывает практика этап постановки звуков, является для детей утомительным, скучным и трудным занятием. Совместное использование мультипликационных героев и мультимедийных возможностей компьютера позволяют сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным.

 Основной прием постановки звуков - артикуляционные упражнения. Мною подготовлен широкий комплекс артикуляционных упражнений, благодаря которому удается строить занятие, выбирая только нужные упражнения.

Так, например: для отработки статических упражнений «Домик», «Окошко»,   «Качели» и др., я использую слайд с  упражнениями, где ребята вместе с Веселым Язычком отрабатывают данные упражнения. Для звука «Л» использую слайд с упражнениями «Ковшик», «Пароход», «Самолет», эти же артикуляционные упражнения, используются и при постановке других звуков.

Используя упражнения в таком варианте ускоряются этапы постановки звуков, тем самым успешно проходит коррекция,  снижается утомляемость.

Веселый персонаж Машенька из мультфильма «Маша и медведь» с ее неподражаемой мимикой помогают сконцентрировать внимание ребенка к выполнению задания и активизировать его познавательную активность.

Наиболее ответственный и вместе с тем скучный этап автоматизации звука, где ребенок должен повторять за логопедом или произносить по картинке изолированный звук, слоги, как прямые, так и обратные, слова. Как правило, через 5-7 минут такого занятия у ребенка снижается внимание, и ему становится неинтересным его занятие.  Повторяя это за сказочными героями (картинка может быть анимирована, а значит, воспринята более эмоционально), ребенок с интересом выполняет задание. Еще  я даю задание озвучить героя картинки,  например: в процессе  автоматизации  звука «Ш» я предлагаю ребенку  создать мультфильм-презентацию,   мне отводится роль автора сказки, а ребенку я предлагаю сыграть роль главного персонажа – Змею,  для этого нужно  пропеть в микрофон (через который ведется запись звука) ее  песенку (изолированно произнести звук «Ш-ш-ш-ш», звук произносится интервокально, т.е. тихо- чуть громче –громко -очень громко), затем даю ребенку прослушать звуковой файл с его голосом, таких  звуковых файлов может быть несколько и  в конце занятия мы выбираем самый лучший,  чтобы вставить его в презентацию, ребята с большим удовольствием выполняют подобные задания и стараются выполнять упражнения, так же проходит и автоматизация поставленного звука в словах.

Работа по автоматизации звука в предложении строится таким образом: ребенок должен повторять за логопедом (мульт-героем) предложение, в котором неоднократно встречается автоматизированный звук, выделяя голосом поставленный звук. Произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка, иначе он в повседневной речи по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.

Большую ценность для развития умственного и речевого развития представляют загадки, ребусы, задания «Найди спрятанные слова», «Что не правильно?».  Они не только уточняют, расширяют представления о предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию. Например: на слайде дается задание «Найди спрятавшихся, животных»: в словах «заСлонка», «пОсёлок» и др. Ребенок отгадывает и тут же на экране появляется изображение животного, прослушивают загадку и при правильном ответе появляется изображение отгадываемого предмета, все это время мульт-герой поддерживает ребенка репликами «Подумай»,  «У тебя все получиться», «Замечательно», «Молодец!».

У младших школьников с тяжелым нарушением речи (дети с ОНР-II-III уровней) существуют трудности в понимании и употреблении лексических значений существительных, прилагательных, глаголов и в дифференциации их грамматических значений. Для формирования полноценной речи у таких детей необходима коррекционная работа, направленная на формирование и обогащение словарного запаса.  Планируя свою работу с такими детьми с использованием компьютерных технологий, учитываю зону ближайшего развития ребенка.  (по ВыготскомуЛ.С.).

На первых занятиях я знакомлю детей с понятием «Слово-предмет» и  после традиционного объяснения, что такое предмет, какие слова  мы называет предметами, как отличить живой предмет от неживого,  предлагаю сыграть в компьютерную игру (специально созданная в программе Power Point, презентация) «Назови, что это?» или использую специальную компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры» Р.Л. Лизуновой, которая предлагает серии упражнений по четырем разделам «Фонетика», «Просодика», Звукопроизношение», «Лексика», эту программу можно использовать практически на всех этапах логопедических занятий, дети с удовольствием выполняют задания данные героем игры – Тигренком..

 В процессе игры я спрашиваю «Что это?», указывая курсором на нужную картинку. Что это? - пила, мяч, ребенок должен не только назвать предмет, но и объяснить, почему этот предмет живой, а другой нет. И с помощью мультипликационных героев задаю вопрос: «О каком предмете я могу спросить «Кто это?», «О каком предмете мы спросим «Что это?».

В игре «Назови детенышей животных» или «помоги детенышам зверей найти свою маму», возможность компьютерной анимации, движения животных по экрану позволяет повысить заинтересованность детей данным заданием, и они с удовольствием и быстро запоминают названия детенышей диких и домашних животных, «У кошки кто? - котенок, У свиньи кто? - поросенок.

Для закрепления правильного называния предмета и его частей использую игру «Назови части», движение курсора и анимационной стрелочки позволяют указывать именно те части предмета, которые нужно запомнить.

 Например, у машины запомнить колеса, кузов, кабина, у стула – ножки, спинка, сиденье.

При работе со словами признаками, после усвоения основных признаков предмета, использую игру «Игры для Тигры», где Тигренок просит назвать, «Чашка из фарфора - какая» - фарфоровая. Или использую специально созданную игру-презентацию «Помоги Лунтику», где ребенок вместе помогает любимому мультипликационному герою.

На улице сегодня дождь. Значит день, какой? - дождливый.

Шкаф сделан из дерева, он какой? – деревянный.

На поляне много цветов. Значит поляна, какая? - цветочная.

Баба Капа варит варенье из вишни. Значит варенье, какое? - вишневое

При составлении данных игр я учитываю онтогенетический принцип формирования категории рода: сначала мужской, затем - женский, в последнюю очередь - средний.

Игра «С какого дерева листочек?» помогает детям не только назвать с какого дерева упал листок, а еще и овладеть навыком словоизменения прилагательных.

Это дуб. Лист с дуба – дубовый. Это осина. Лист с осины - осиновый.

Большую сложность у детей вызывает использование притяжательных прилагательных. При проведении диагностического обследования можно часто услышать ответ на заданный вопрос: «Хвост у волка, чей?». Большинство ответов «волчачий», «У лисы? - лисячий или лисицын» и т.д.

Для закрепления притяжательных прилагательных также была создана мною  игра – презентация «Помоги Незнайке».

В созданной игре два мультипликационных героя Знайка и Незнайка. Незнайка в роли ученика, Знайка – учителя. Ребенок помогает Незнайке   правильно ответить на вопрос, а Знайка  подбадривает словами «Подумай еще», «У тебя получиться», «Молодец! В этих играх также соблюдается онтогенетический принцип освоения категории рода.

Далее идет работа над словами-действиям (глаголами). Конструктор современного персонального компьютера позволяет довольно точно, до мелочей передавать движения не только людей, но и животных, что значительно повышает мотивацию, ускоряет развитие и активизацию словарного запаса, а также способствует развитию высших психических функций, как психологической основы речи. На слайде изображены животные, их действия: собака лает, птица летит, змея ползет. Интересной и эффективной стала работа, по изучению детей глагольной лексики, при использовании звукового оформления представляющее собой голоса животных [компьютерная игра «Игры для Тигры»].

Собака, как подает голос? - лает;

Лошадь, как голос подает ? – ржет.

Такие игры разработаны мной по всем лексическим темам, что позволяет значительно разнообразить   коррекционную работу и значительно сократить время усвоения лексического материала.

Поскольку на логопедических занятиях работа проводится по развитию всех компонентов речи и параллельно по развитию психических процессов. Применение компьютерных игр на логопедических занятиях с младшими школьниками по развитию и активизации глагольного словаря позволяет решить ряд других задач:

  • реализация умения   верно поставить вопрос к изображенному на экране предмету;
  • употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени и согласовании их в роде, числе и падеже;
  • развитие диалогической формы речи;
  • развитие навыка составлять словосочетания и предложения в верной грамматической форме;
  • умения отвечать на вопрос полным предложением.

Компьютерные технологии в логопедической работе позволяют не только оттачивать речевые навыки у детей, развивают детский лексикон и способствуют формированию ряда психических  качеств.

Нарабатываемый мной мультимедийный комплекс позволяет выбрать задание, соответствующее возрастным и психологическим особенностям ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

 

Список литературы:

Варченко В.И. Компьютерные игры в начальной школе // Начальная школа, 1997. - №10.

 Кузьмина Е.В.  Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы//Логопед, 2008. - № 5.

Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях//Логопед, 2011. - №3

Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребёнка к общению с компьютером. - М.: Ванта - Графт, 2004.

Лынская М..И. Информационные технологии с безречевыми детьми // Логопед, 2011.- № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Учитесь доброте"

Доброта, честность, правдивость - эти качества не появляются сами собой. их надо у детей формировать, развивать, детей надо учить быть добрыми со сверстниками, с животными, с теми, кто младше тебя, со...

Коммуникативная игра на музыкально-теоретических занятиях с детьми младшего школьного возраста

В контексте сегодняшнего дня остро встает вопрос не только о нахождении новых подходов к содержанию образовательно-воспитательной практики, но и о совершенствовании методов субъект-субъектного общения...

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта

Учителя школы могут использовать материал в своей работе. Технологии очень интересны и полезны для детей школьного возраста....

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на преодолении трудностей в обучении у детей младшего школьного ...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...