Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения
учебно-методический материал

Тестовое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovoe-zadanie.-2.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»

Методический материал

« Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения».

                           

Тема работы: «Тестовое задание, решение ситуационных задач». 

Выполнил: Подвысоцкий Андрей Ярославович

Ноябрь 2021 год

Вариант № 1

Инструкция: выберите правильный ответ

1.Комплексный подход в работе с аутичными детьми включает коррекцию:

А) педагогическую

Б) лечебную

В) психологическую

Г) семейных отношений

Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным — тем
более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой
специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом,
музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии:
работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

2.Для детей с нарушениями работоспособности (повышенная утомляемость) особое значение имеют

А) чёткий режим дня

Б) достаточный сон

В) физические упражнения

Г) наличие отдыха, пауз при выполнении заданий

3.Несоблюдение норм и правил поведения:

А) Неуправляемость

Б) Непослушание

В) Недисциплинированность

4.Качество личности, проявляющееся в действиях, направленных на демонстрацию превосходства в силе или применение силы к другим людям:

А) Конфликтность

Б) Агрессивность

В) Социальная импульсивность

5.Агрессия, которая является средством достижения какой-либо цели:

А) Прямая агрессия

Б) Косвенная агрессия

В) Инструментальная агрессия

6. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) конфликты чаще всего возникают:

А) Из-за ролей

Б) Из-за разрушения игры

В) Из-за обладания игрушками

7. Некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность характерна для:

А) Социально неуверенных детей

Б) Обидчивых детей

В) Тревожных детей

8. Состояние нервно-психического напряжения, характеризующееся ожиданием неопределенной угрозы, надвигающейся опасности:

А) Страх

Б) Тревожность

В) Фрустрация

9. Чрезмерная забота, постоянный  контроль, большое количество ограничений и запретов способствуют формированию:

А) Личностной тревожности

Б) Ситуативной тревожности

В) Обидчивости

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т. е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

10. Свойство личности, характеризуемое склонностью к переживанию эмоций, возникающее при минимальном рассогласовании ожиданий и реального поведения:

А) Конфликтность

Б) Обидчивость

В) Тревожность

11. Ребенок предпочитает ограничивать себя в контактах, стремится к одиночеству и замкнутости:

А) Неразвитость инициативности в общении

Б) Отсутствие потребности в общении

В) Неспособность к эмпатии

12.Ранний детский аутизм характеризуется

a) нарушением общения

b) другой последовательностью формирования психических функций

 c) поздним временем наступления дефекта

 d) отсутствием речи

13. Мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность:

А) Конфликтность

Б) Непослушание

В) Вспыльчивость

Вариант 1

Проанализируйте педагогическую ситуацию.

Эмоциональное неблагополучие Оли выражено желанием поступать наперекор требованиям взрослых дома и в детском саду. Воспитателям особенно заметно ее активное сопротивление чужому мнению. Ей свойственно отрицать достоинства детей, чаще всего она избегает общения, а если общается, то с очень узким кругом детей в саду и дома. Неудовлетворенность отношениями выражена недовольством, злостью, слезами. Для нее также характерно негативное эмоциональное отношение к общению как к таковому. Это подтверждает и мать Оли: «В группе дети просто не существуют для нее. У нее, как правило, нет желания устанавливать контакты»

  1. Проанализируйте эмоциональное неблагополучие Оли.
  2. Спланируйте разные виды деятельности и общения данного ребенка в течение дня.
  3.  Предложите приемы по организации посильного труда и самообслуживания Оли.

  1. Организуя жизнь детей в группе, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей с резко выраженными особенностями в поведении: шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием; ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. При внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду

Опираясь на исследования А. Д. Кошелевой -  эмоциональное благополучие Оли можно отнести к детям, преимущественно, легко «тормозимым», с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении эмоций дети этой группы более сдержанны, чем дети не уравновешанные и легко возбудимые. Дети этой группы избегают общения. На первый взгляд может показаться, что они равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально они следят за событиями в группе. Такой ребенок тоже участвует в играх, только глазами: смотрит, правильно оценивает ситуацию отношений, хмурится, когда возникает ссора, смеется, когда дети веселятся. Но стоит кому-либо позвать его играть, как он машет руками и отворачивается, будто его это вовсе не интересует. Поза ребенка свидетельствует об интересе к детям, но в то же время и о готовности в любую минуту уйти. Внезапное отчуждение, демонстрация показного безразличия ко всем всего лишь маскирует испуг и неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя или детей. Эмоциональное неблагополучие ребенка этой группы выражено желанием и стремлением поступать всем наперекор, особенно заметно активное сопротивление чужому мнению, чужой инициативе. Ему свойственно отрицать достоинство детей, чаще всего он избегает общения, а если общается, то с очень узким кругом детей в саду и дома. Неудовлетворенность отношениями выражена недовольством, злостью, слезами. Замечено, что для этих детей характерно неожиданное возникновение эмоционального дискомфорта, переходящее затем в стойкое состояние раздражительности, «дурного» настроения. Это состояние сопровождается временным разрывом отношений со всеми. Ребёнок может долго заниматься каким – либо своим делом, при этом искоса поглядывая за происходящим. Его ничем не заинтересуешь, пока он не переборет в себе преграду между детьми, игрушками и собой.

  1. Для Оли необходимо проведение специальных занятий, где с помощью сюжетно–ролевых и подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, чтения сказок и последующих бесед расширяется круг осознаваемых эмоций на фоне сближения и эмоционального объединения, приобретается позитивное отношение к сверстникам, возникает эмпатия, развивается отзывчивость.

Одним из эффективных методов, который также способствует коррекции эмоционального неблагополучия Оли, является арттерапия, так как она использует «язык» визуальной и пластической экспрессии и имеет широкие возможности работы с детьми. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира ребёнка, особенно эмоциональной сферы личности, для выражения которых слова малопригодны.

Для эмоционально неблагополучного состояния Оли, часто характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц, это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости. Поэтому в коррекционную работу с данным ребёнком необходимо включать психогимнастические этюды и упражнения, позволяющие снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение, обучать ауторелаксации.

В работе по развитию эмоциональных состояний Оли -  эффективно использование сказки.  Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребенка и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине ребенок пока не готов озвучить открыто. Сказка помогает максимально безопасно вскрыть и обозначить проблему ребенка, начать незамедлительную работу даже в тех случаях, когда речь идёт о сильных стрессовых ситуациях и конфликтах. Сказка позволяет педагогу установить идеальный контакт с ребенком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор.

  1. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Воспитатель вместо того, чтобы потребовать от Оли немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать ей, какую радость вызовет уборка группы, которая будет сиять чистотой. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления Оли приобретают эмоциональный характер, и вся её деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается Оля - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Для развития эмоциональной сферы Оли, необходимо использовать игры, побуждающие к сближению детей друг с другом, с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участниками, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но радостным, веселым событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения

Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

«Организация различных видов деятельности детей по духовно-нравственному воспитанию»

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом  прикас...