Консультация для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
консультация

Артемова Мария Владимировна

Консультация для родителей

«Правила проведения артикуляционной  гимнастики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_provedeniya_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Правила проведения артикуляционной  гимнастики»

                                                               

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет,  проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. 

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.  

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. 

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. 

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. 
Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  3. Не следует предлагать детям больше 5 упражнений за раз.
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  5. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  6. Из выполняемых 5 упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  9. Работа организуется следующим образом:
  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Показывает его выполнение.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  1.  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  2.  В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Правила дорожного движения»

Консультация для родителей:«Правила дорожного движения»...

Консультация для родителей " Правила поведения родителей на детских утренниках"

Вашему вниманию предлагаю консультацию для родителей о том, как правильно вести себя на детском утреннике в саду....

Консультация для родителей : "Права и обязанности родителей"

Девять заповедей родителей- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или  таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.        -...

Консультация для родителей "Правила поведения родителей на детском празднике"

Эта статья поможет родителям понять как правильно вести себя на празднике в детском саду....

Консультация для родителей "Правила поведения родителей на утренниках и праздниках"

Как правильно вести родителям на праздниках или утренниках в ДОУ...

Консультация для родителей "Правила поведения родителей на детском празднике"

В консультации предлагаются основные, несложные, но важные правила поведения родетелей на праздниках и утренниках в детском саду....