Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело).
материал (7 класс)

Маслова Надежда Николаевна

Представляю вам мой опыт по развитию навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ, на примере уроков технология (поварское дело). Данные в работе подкреплены исследовательскими моментами. Также предлагаю несколько игр, которые помогают ребятам запоминать материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие навыков самоконтроля204.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело).

Углублённое изучение данного вопроса и разработка методической темы возникли из необходимости решения следующих проблем при работе с нашими детьми:

- учебные действия контролируются педагогом, а не самим учеником;

- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

- желание сделать  детей  активными участниками процесса обучения, а не простыми исполнителями указаний учителя;

- неразвитость самосознания учащихся и, как следствие, травматизм, плохое выполнение заданий.  

В толковом словаре русского языка  Д.Н.Ушакова дается определение  самостоятельности – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. А самоконтроль -  это контроль над самим собой, над своей работой.

Перед нами постоянно стоит социально-педагогическая задача -  обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Важной составляющей самостоятельности является самоконтроль.  Он является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.

 Я хочу вам рассказать о своей работе по  развитию навыков самоконтроля у наших обучающихся  на уроках технологии (поварское дело). Предоставленные расчеты велись по 5 классу – 6 кл.

Для  определения уровня развития навыков самостоятельности и самоконтроля  использовала метод целенаправленного наблюдения на уроках, в ходе которого фиксировали внимание на следующих параметрах:

1. способность поставить и удерживать  цель предстоящей деятельности (2 чел);

2. способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи (3 чел);

3. способность достигать положительного результата (7 чел);

4. умение адекватно оценивать результат (2 чел);

5. умение проявлять инициативу в трудовой деятельности (4 чел);

6. стремление к самостоятельности и активности (9 чел).

Результаты наблюдения вы видите на слайде.

В своей работе стремлюсь к постоянному повышению у ребят самоконтроля.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия: (перечислены на слайде)

При соблюдении данных условий максимально активизируются познавательная деятельность, развивается логическое мышление, формируются навыки работы, запоминание  материала, концентрации внимания. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Но мы все знаем, что не всегда обучающийся, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность.

Можно сказать, что какие бы замечательные и комфортные условия для
развития ребенка с ОВЗ не были, он никогда не сможет научиться сам управлять собой, поскольку не поймет необходимости в
этом. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.  Ребенка нужно замотивировать, заинтересовать, направить.  Это наша задача и работа. Научиться самоконтролю и саморегуляции он сможет только под руководством взрослого.

На уроках поварского дела большое внимание уделяю самостоятельной работе ребят. Работа по развитию навыков самоконтроля проходит в несколько этапов: (на слайде)

Надо отметить, что этап  Самостоятельности ярко проявляется в работе дежурных. Дежурный у нас – это не тот, кто все уберет за всех, а тот, кто всех направляет, распределяет работу, выдает инвентарь и др.  Стать дежурным стало популярным.

Когда эти начальные этапы ребятами освоены начинается более серьезная  работа к концу 5 кл..  Организация учебной деятельности по развитию самоконтроля на уроках поварского дела делится на 3 группы:
1) фронтальная проверка

(Перед занятием выдается технологическая карта приготовления блюда и проводится коллективный разбор приготовления блюда. В ходе этой проверки учащиеся разбирают этапы приготовления, определяются с необходимым инвентарем, с продуктами, с возможными ошибками и вариантами их устранения. Такая форма является наиболее простой и применяется, на каждом практическом занятии).

2) взаимная проверка (проводится по окончании занятия. Тк в кабинете бригадная форма работы, то учащиеся всей бригадой письменно  вспоминают, что делали на уроке, последовательность приготовления, затем  обмениваются работами, и выступают в роли рецензента.  Причем надо отметить последовательность у ребят получается очень детальная.  При проверке ребята отмечают допущенные товарищами ошибки,  объясняют их.  Порой у них возникает серьезный диспут. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля).

3) индивидуальная проверка (относятся все виды самоконтроля,
проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно).  Ребята знают, что учитель на протяжении урока внимательно наблюдает за каждым. И допущенные ошибки сразу исправляются (например: несет нож не правильно, тут же спохватился, исправился сам и посмотрел на меня – заметила ли я. Думает что не заметила, выдохнул и пошел дальше.)

Представляю вам  основные методы, используемых  мной для развития самоконтроля обучающихся.
− методы словесной передачи и слухового восприятия учебной
информации (сокращенно их называют словесными методами: рассказ,
лекция, беседа и др.);
− методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной
информации (сокращенное название – наглядные методы:иллюстрации,
демонстрации и др.);
− методы передачи учебной информации посредством
практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее
восприятия (сокращенно их называют практическими методами:
упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

Хочу отдельно остановиться на методах проектной деятельности, интерактивные, игровые технологии.  Сейчас идет работа над проектом «Мое любимое блюдо».

Считаю, что крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, широко использую дидактический материал и игровую деятельность.

Обращаю ваше внимание на педагогические дидактические игры на слайде их классификация представлена.

С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения качества обучения.

В своей работе чаще использую игры (Приложение):

- «Правильно расставь слова»;

- «Обустрой рабочее место»;

- «Домашнее задание для друга»;

- «Кроссворды»:

- «Найди овощ, фрукт и тп.»;

- «Ребусы»;

- «Пазлы» др.

Используемые мной технологии и методы развития самоконтроля дают свои положительные результаты. Они представлены на графиках. (слайд)

Параметры определения уровня самоконтроля остались прежними, а данные значительно повысились:

1. способность поставить и удерживать  цель предстоящей деятельности (7 чел);

2. способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи (7 чел);

3. способность достигать положительного результата (9 чел);

4. умение адекватно оценивать результат (5 чел);

5. умение проявлять инициативу в трудовой деятельности (9 чел);

6. стремление к самостоятельности и активности (9 чел).

Работа по развитию навыков самоконтроля у учащихся продолжится.  

Приложение.

Игра «Правильно расставь слова»

Тип игры: упражнение.

Ход игры: Написано  несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности.

Учащиеся вписывают слова  в нужном порядке, таким образом, повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях.

Например:

    ИСПРАВНОСТЬ  РАБОТОЙ ПРОВЕРИТЬ ШНУРА ПЕРЕД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

_______________________________________________________

     ВОЛОСЫ  НАДЕТЬ  ПОД  КОЛПАК  УБРАТЬ СПЕЦОДЕЖДУ

________________________________________________________

Игра «Правильно расставь слова»

Тип игры: упражнение.

Ход игры: Написано  несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности.

Учащиеся вписывают слова  в нужном порядке, таким образом, повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях.

Например:

    ИСПРАВНОСТЬ  РАБОТОЙ ПРОВЕРИТЬ ШНУРА ПЕРЕД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

_______________________________________________________

     ВОЛОСЫ   НАДЕТЬ  ПОД  КОЛПАК УБРАТЬ СПЕЦОДЕЖДУ

________________________________________________________

Игра «Правильно расставь слова»

Тип игры: упражнение.

Ход игры: Написано  несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности.

Учащиеся вписывают слова  в нужном порядке, таким образом, повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях.

Например:

    ИСПРАВНОСТЬ  РАБОТОЙ ПРОВЕРИТЬ ШНУРА ПЕРЕД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

_______________________________________________________

     ВОЛОСЫ  НАДЕТЬ ПОД  КОЛПАК УБРАТЬ СПЕЦОДЕЖДУ

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самоконтроля при изучении математики

Новые технологии дают возможность развивать навыки самоконтроля, целенаправленно строить процесс самообучения. Ученик при этом сам начинает организовывать процесс своего обучения....

Использование интерактивной доски для развития навыка самоконтроля обучающихся при работе над страноведческим материалом

Данный материал раскрывает потенциал интерактивной доски для работы над страноведческим материалом. Один тест, вернее его облегчённый вариант, наглядно демонстрирует возможности использования интеракт...

Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"

Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе  обучения игре на  аккордеоне (баяне)»....

Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство"  Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....

Развитие творческих форм обучения и активности учащихся на уроках технологии (швейное дело)

А если пойти за учеником? Дать ему возможность воплотить самую фантастическую идею, помочь ему лишь методически, т.е. взять нужный инструмент, использовать его наиболее эффективным образом, выбрать по...

Презентация к уроку по поварскому делу "Мясорубка" 8 класс

Дать знания об устройстве мясорубка. Познакомить с приготовлением блюд при  помощи мясорубки, развить практические навыки приготовления . Умения рационально организовывать и планировать свой труд...