Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
статья

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

        Доклад

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

        Подготовила: учитель биологии и географии

Протонина И.В.

 Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.

Естественно-географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Моя основная задача, как учителя-предметника, в доступной форме донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению всего материала.

Использование на уроке разнообразных видов работ, активных методов и приёмов обучения постепенно помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии.

Приведу несколько примеров, точнее заданий, способствующих формированию интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности на уроках природоведения в 5 классе.

Так, например, при изучении темы «Животные леса», как закрепление, предлагаю игру «Кто живёт в лесу?», цель которой развитие умения группировать объекты по одному признаку (животных – по общему месту обитания) и ставить вопросы к словам.

Оборудование: Иллюстрация с изображением леса, внизу сделаны прорези для карточек; карточки с изображением или со словами медведь, заяц, собака, дятел, лиса, курица, волк, лось, кошка, сова и др.

 Ход игры: Дети отвечают на вопрос учителя «Кто живёт в лесу?», но при этом соблюсти условие: для ответа можно пользоваться только теми рисунками или словами, которые даны на карточках, выбрать правильно название животного, которое живёт в лесу и вставить в прорезь. Аналогично можно проводить игры: «Что растёт в лесу?», «Что растёт на огороде?» и т. д.

Для развития мыслительных операций и внимания использую игру «Третий лишний», например, в 8 классе при изучении темы «Рыбы».

а) речной окунь, щука, карп;

б) треска, океаническая сельдь, речной окунь;

в) карп, океаническая сельдь, щука.

Нужно прочитать названия рыб и решить, кто из них в каждом ряду лишний. Подчеркнуть название лишнего животного одной чертой, и устно объяснить, почему это животное лишнее.

Учащимся нравится выполнять такие задания, в которых приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Это ведёт к выработке мышления, внимания, желание учиться, что, естественно, не может не сказаться положительно на организации самого урока, на усвоении знаний, на формирование умений и навыков, коррекции недостатков в психофизическом развитии и повышения познавательной активности.

Большую работу на уроках географии и биологии я веду по преодолению недостатков речевого развития устной речи, особенно с учащимися старших классов. От уровня сформированности речевой деятельности умственно отсталых школьников зависит успешность усвоения материала на уроках, а также последующая адаптация в микромире и в социуме.

Так, например, использование наглядного материала в обучении аномальных детей имеет качественное значение из-за их особенностей интеллектуального и речевого развития (замедленное и своеобразное формирование устной речи, быстрая утомляемость, преобладание наглядных форм мышления и др.)

В преподавании географии и биологии огромное значение имеет наглядность, особенно на уроках географии, т.к. большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащимися. Учить географии без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет создан образ предмета. Умственно отсталые дети в каждый данный момент воспринимают меньшее количество объектов, чем дети с нормальным интеллектом.

Действительные отношения объектов реального мира оказываются резко упрощёнными в психике таких школьников. Картины, фотографии, рисунки, открытки, отдельные кадры или фрагменты из видеофильмов, DVD, интерактивные наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчётливое представление о предмете, закрепить знания карты.

Большую трудность для умственно отсталых школьников представляет установление причинно-следственных связей, изображаемых на картине. Роль причинных вопросов «почему?» активизирует и развивает мышление ученика. Эти вопросы, как в географии, так и в биологии, считаются главными, т. к. задача на установление причинной зависимости создаёт перед учениками своеобразную проблемную ситуацию для выхода, из которой кроме актуализации имеющихся знаний необходимо выполнить ряд других операций, что, безусловно, повышает интеллектуальную активность, способствует умственному развитию учащихся.

 Картины требуют особых приёмов их использования. Картину нельзя показывать ученикам до момента её использования. Это связано с тем, что ученики видят её впервые, и она у них вызывает большой интерес, отвлекает. Но мало показать, надо добиться, чтобы они осмыслили её содержание и сделали бы это самостоятельно с помощью, конечно, наводящих вопросов. Например, при изучении темы в 7 классе «Зона тундры. Особенности природы» использую картину «Тундра».

В каждом классе коррекционной школы обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и возможностями усвоения учебного материала. Поэтому урок должен проводиться при строгом соблюдении принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Он предполагает деление учащихся на группы.

● – К первой группе я отношу учащихся наиболее успешно овладевающие программным материалом (это в основном сильнее ученики).

● – Во вторую группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не в состоянии.

● – К третьей группе отношу учащихся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в разнообразной помощи с моей стороны. Их действия необходимо постоянно корректировать.

В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определённое место в моей работе занимают тесты. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.

Тесты могут применяться на разных этапах урока, чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне ЗУН учащихся. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, умение обобщать знания, чётко формулировать ответ.

Для активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с нарушениями развития чаще всего использую нестандартные (креативные) формы обучения. Нестандартные уроки способствуют более творческому усвоению знаний и стимулируют интерес школьников к предмету. Любят дети такие уроки. Это уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки по типу викторины, КВНы, уроки-путешествия, уроки-ассорти, марафоны, кругосветки и другие.

 Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Такие уроки почти всегда достигают поставленных целей. Учащиеся на уроке проявляют максимальную активность и показывают хорошие знания. Проходят они очень живо и с большим интересом. На таких уроках нет равнодушных, проблем с дисциплиной не возникает, а после окончания таких уроков дети тебе говорят «спасибо» и это очень приятно. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности школьников с ОВЗ и повышают уровень их общего развития.

Использование на уроках географии, природоведения и биологии дидактических игр, тестов, личностно – ориентированного и элементов программированного обучения помогают реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.

Итак, знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, глубоки и прочны, более осознанны.

Направлены в результате на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников....

Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....

«Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»

Введение В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся ус...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа школьников ...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...