Первичная профилактика речевых нарушений у детей
консультация

Антонова Лилия Закирьяевна

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё до рождения ребёнка. Это консультирование будущих мам и пап с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervichnaya_profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Антонова Л.З., учитель-логопед

Первичная профилактика речевых нарушений у детей

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё до рождения ребёнка. Это консультирование будущих мам и пап с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребёнка.

С рождением ребёнка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложиться на семью. Родителям необходимо внимательно следить за ходом становления и развития таких реакций, как сон, крик, движения и другие реакции новорожденного, так как нарушения речи могут спровоцировать различные биологические факторы.

Одним из таких факторов риска речевых нарушений является леворукость. Одной из рекомендаций является запрещение переучивания леворуких в праворуких. После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных героев и пр.

Очень важны для нормального развития речи ребёнка отношения в семье. И если наблюдаются неприятие со стороны матери, отца, конфликты между родителями, воспитание в двух домах (у бабушки), неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей), то это может привести к различным речевым патологиям. Неправильным также является стремление родителей угадывать желания ребенка по мимике и жестам.

Формировать речевые умения нужно в соответствии с возрастной нормой.

Не следует начальный период развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. К трём годам у нормально развивающегося ребёнка словарный запас состоит из 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи. Его общение со взрослым становится речевым.

При общении с ребёнком, который уже научился говорить, следует задавать простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушивать малыша.

Несмотря на такой большой словарный запас, внешне речь в этом возрасте далека от совершенства. Нет чистоты в звучании шипящих, звука –р-, частые перестановки звуков, отсутствие их и т.д. Обычно это исчезает только к 4-5 годам жизни по мере созревания физиологических и психологических функций мозга. В тех случаях, когда взрослые, забавляясь, копируют РЕЧЬ РЕБЁНКА (сюсюкают), процесс овладения правильной речью затрудняется.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речи, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления обычно к 4-5 годам исчезают. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию (порой родители принимают это за заикание), если в этот период ребёнка будут окружать напряжённая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.

Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздражённо поправлять. Помочь убрать запинки помогут разучивание с ребёнком коротких ритмичных стихов и песен, маршировки под песни и т.д. Необходимо также приучать ребёнка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном. Чётко произнося слова, договаривая окончания.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше говорить, желая облегчить взаимное понимание, переходя на язык жестов. Это неправильно. Наоборот, нужно как можно больше разговаривать. Постепенно у ребёнка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития речи. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность звукопроизношения препятствует процессу овладения грамотой в школьном возрасте.

Поэтому ранняя профилактика речевых расстройств необходима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой,  общей и артикуляционной  моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста...

Первичная профилактика речевых нарушений у детей

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё...