РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
статья

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государственным образовательным стандартам.  Сегодня  недостаточно  того,  чтобы  выпускник средней  школы  обладал неким  нормативным  набором знаний,  умений  и  навыков.  Современному  обществу  требуются  компетентные, активные, способные  к  саморазвитию и самореализации, ответственные  граждане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_korrektsionno-razvivayushchey_sredy.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ  ПРОЦЕССА  ОБУЧЕНИЯ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

в  ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Гаркавцева Е.В.

учитель русского языка и литературы

           Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам ─ государственным образовательным стандартам.  Сегодня  недостаточно  того,  чтобы  выпускник средней  школы  обладал неким  нормативным  набором знаний,  умений  и  навыков.  Современному  обществу  требуются  компетентные, активные, способные  к  саморазвитию и самореализации, ответственные  граждане.

          В этой связи особое значение приобретают уроки русского языка и литературы в специальной коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, так как, кроме формирования предметных компетентностей, они имеют большие возможности для осуществления коррекционно-развивающего воздействия с целью формирования у слепых и слабовидящих школьников метапредметных умений и навыков, а также оказывают огромное влияние на развитие  личности в целом.

           Контингент  обучающихся  школы характеризуется  низким  уровнем здоровья:  100%  обучающихся  имеют патологию  органа зрения.  

          В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 

         Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни,  слабовидящие. Такая дифференциация основывается на том, что время и степень утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступил дефект, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепых и слабовидящих имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие или затруднение визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях -  повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых и слабовидящих протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления. Главными особенностями (недостатками) речевого развития слепых и слабовидящих являются вербализм речи, что приводит к недостаткам развития активного и пассивного словаря, а также нарушение коммуникативной функции речи.

       Поэтому уроки русского языка и литературы во многом влияют на психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторной функции речи и мышления, активной жизненной позиции, осознания ими способов самореализации.  

    Коррекционно-развивающее воздействие на уроках русского языка и литературы  обеспечивает  организацию  учебного  процесса  с учетом  индивидуальных  способностей  и  возможностей  учащихся,  выработку  и  подбор  методов  и  приемов  обучения,  способствующих  усвоению  государственных  образовательных  стандартов  слепыми  и  слабовидящими  детьми.          

      Наша  школа  реализует    общеобразовательные  программы  начального  общего,  основного  общего образования.

          Для  успешного  осуществления  своей деятельности  от  учителя  русского языка и литературы  требуется  большая  дополнительная  работа: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, корректировка  общеобразовательной  программы,  которая  отражает  перераспределение  учебного  материала,  рассчитанное  на  замедленный  темп  его  усвоения,  подобрать  разноуровневые  задания,  продумать  тщательнейшим  образом  организацию  работы  учащихся  на  уроке,  определить  место  каждого  вида  работ  и  уровень их  сложности, подготовка раздаточного дидактического материала (индивидуальные карточки), выполненного с учетом зрительных и тактильных возможностей слепых и слабовидящтх школьников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...