«Особенности и образование детей с нарушениями развития»
материал

Кимлач Вероника Дмитриевна

«Особенности и образование детей с нарушениями развития»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности и образование детей с нарушениями развития»

Категория нарушения развития детей

Причины нарушения

Виды нарушений (классификация групп детей с данным видом нарушения)

Краткая характеристика особенностей детей с данным нарушением

 Типы и виды образовательных учреждений, где обучаются (лечатся, проходят реабилитацию и др.) дети с данным нарушением.

Особенности обучения и воспитания детей с данным нарушением.

1. Дети с ЗПР

- минимальные органические повреждения или функциональная

недостаточность центральной нервной системы (результат воздействия

патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в

первые годы жизни ребенка);

-длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в

раннем детстве;

-длительная социальнокультурная депривация (условия

неблагополучной семьи, детского дома);

- влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

Различают следующие виды:

-ЗПР конституциального происхождения

-ЗПР психогенного происхождения

-ЗПР соматогенного происхождения

-ЗПР церебрально-органического происхождения

-Ребенок с ЗПР не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требованийю

-Затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности

-Ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает

-Словесно-логическое мышление недоразвито

-Низкий уровень работоспособности

-Недоступно обучение по программе массовой школы

Существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье.

Организуется работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах.

Для детей с ЗПР создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.

(две ступени)

2. Дети с УО

1. Эндогенные

-наследственные

2.Ээкзогенные

-внутриутробные инфекции

-в период родов

-в период после родов

3. Смешанные

(после 3 лет)

Различают следующие виды: дебильность, имбецильность, идиотия.

          

Дебильность:

-отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников

- активный словарь беден

- преобладают бесцельные действия с игрушками

- испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала

- Эти люди дееспособны

Имбецильность:

-отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления

- навыки самообслуживания формируются с трудом

- познавательные возможности резко снижены

- неспособность к самостоятельному понятийному мышлению

Идиотия:

-нарушения моторных функций

- резко нарушены процессы памяти

- трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных детских садах.

Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке и освоению профессий.

Глубоко умственно отсталые лица, обучаясь по индивидуальным образовательным программам.

Дети с незначительной умственной отсталостью получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

3. Дети с нарушением речи

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

Делятся на:

-Алалия

-Дизартрия

-Дислалия

-Заикание

- функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС

- плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях

-нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений

- характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью

- неустойчивость внимания и памяти.

В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи.

Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа.

При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении.

Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений.

Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения.

4. Дети с нарушением слуха

-наследственные факторы;

-хромосомные заболевания;

-неблагополучное протекание беременности;

-родовые травмы;

-врожденная

деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва;

-инфекционные заболевания детей;

-заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв;

-последствия острого воспаления среднего;

-неадекватное применение «ототоксических» препаратов, в частности антибиотиков;

-длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности;

-химические отравления;

-механические травмы — ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями;

-«кессонная болезнь»;

Классификация:

1) степень поражения слуховой функции;

2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

3) время возникновения нарушения слуха.

Виды:

1. Глухота;

2. Тугоухость;

3. Глухие;

4. Слабослышащие;

5. Позднооглохшие.

Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы.

В ДОУ реализуется комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей дошкольного возраста, в которую входят следующие компоненты. Все занятия проводятся при помощи звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов.

В муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-II вида обучаются дети с недостатками слуха и глубоким речевым недоразвитием.

Трудовое обучение детей с нарушениями слуха начинается с 12- летнего возраста и занимает основное место в образовательной программе. 

Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях.

5. Дети с нарушением зрения

-рожденные 

(патологии возникают вследствие неправильного внутриутробного развития); 

-наследственные

 (заболевания передаются от родителей к детям или через поколение и обусловлены генетической природой); 

-риобретенные 

(нарушения зрения возникают в течение жизни в результате травм, заболеваний и воздействия неблагоприятных внешних факторов). 

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

По характеру протекания нарушения зрительного анализатора делятся:

- на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных
функций под влиянием патологического процесса);

- непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анализатора).

В зависимости от степени нарушения зрения эти люди делятся на слепых и слабовидящих.

В зависимости от времени наступления слепоты выделяют следующие: категории незрячих -  слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после трех лет жизни.

По степени нарушения зрения в категории незрячих детей исследователи выделяют следующие группы:

-тотально или абсолютно незрячие (отсутствуют зрительные
ощущения на оба глаза);

-незрячие со светоощущением (отличают свет от тьмы);

-незрячие со светоощущением и цветоощущением (могут различать цвета);

-незрячие с тысячными долями от нормальной остроты зрения
(«движения руки перед лицом»);

-незрячие с форменным (предметным) остаточным зрением.

 

-своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;

-снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия;

-трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма,
величина, пространственное расположение и др.);

-трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью;

-бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции;

-своеобразие характера и поведения сказывается на развитии
отрицательных черт: в одних случаях - неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других - повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность;

-своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием раз
вития абстрактного мышления.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2–3 до 7 лет.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе

Существуют щколы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов)

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития.

6. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

-инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности

сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

- токсикозы беременности;

- физические травмы, ушибы плода;

резус-конфликт;

- физические факторы (перегревание или переохлаждение организма, действия вибрации, облучение, в том числе, и ультрафиолетовые);

- некоторые лекарственные препараты;

- экологическое неблагополучие.

Виды патологии ОДА:

-Заболевания нервной системы

-Врожденная патология опорно-двигательного аппарата

-Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

- сниженный запас сведений и представлений об окружающем

- дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности

- замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

Создана сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты:

-поликлиники,

-неврологические отделения и психоневрологические больницы,

-специализированные санатории,

-ясли-сады,

-школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

-дома ребенка,

-интернаты,

-различные реабилитационные центры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности расстройств у детей с нарушениями слуха

В статье рассматриваются поведенческие особенности детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), имеющих эмоционально-волевые нарушения, а также возможности психолого-медико-педагогиче...

Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии

Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...

"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".

Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности сопровождения детей с нарушениями развития в группе продлённого дня".

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях  школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на создание оптимальных психолого-педа...

"Методическое сопровождение педагогов по вопросам социализации и инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи"

В статье описаны цель и  задачи методического сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и ТНР, представлены меропри...