«Труд и терпение превращаются в умение»
проект

Воронцова Марина Александровна

 «Труд и терпение превращаются в умение»

 

Проект

по самообслуживанию и трудовому воспитанию воспитанников с ТМНР

 с использованием коммуникативных карточек


Цель

       Внедрение активных средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта.
Задачи:

1.    Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей.

2.    Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3.     Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.

4.     Поощрять желание трудиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trud_i_terpenie_prevrashchayutsya_v_umenie.docx274.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

ИМЕНИ Г.И.РОССОЛИМО

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ГБУ ЦСПР ИМ. Г.И.РОССОЛИМО)

 «Труд и терпение превращаются в умение»

Проект

по самообслуживанию и трудовому воспитанию воспитанников с ТМНР

 с использованием коммуникативных карточек

 

воспитатели:  Воронцова М.А.

                      Набойченко О.Н.

                     

Москва, 2021

«Счастье - это когда тебя понимают!»

Конфуций

Пояснительная записка

          В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в которой особо отмечается «необходимость использования дополнительных и альтернативных способов общения…».

В проекте представлены организация и содержание воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей личности воспитанников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности и сложившихся представлений о структуре дефекта при органическом поражении ЦНС.

         Целью проекта является накопление воспитанниками социально-бытового практического опыта с использованием систем альтернативной коммуникации. Формирование базовых умений и навыков, включение их в повседневную жизнь обеспечиваются решением комплекса задач и реализуются на специально организованных занятиях и в режимных моментах. Детей учат узнавать и различать предметы бытового назначения, которыми они пользуются постоянно. Формирование элементарных орудийных действий с этими предметами (посудой, одеждой, мебелью, гигиеническими средствами) осуществляется не только на специально организованных занятиях, в режимных моментах, но и в играх. Каждое умение формируется на занятии в виде образца (использование символов и картинок), который включается в занятия по другим видам деятельности, в повседневную жизнь воспитанника. Используются как естественно возникающие, так и специально моделируемые ситуации.

Актуальность

Актуальность выбранной темы связана с тем, что язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения, поэтому они нуждаются в альтернативных способах коммуникации, дополняющих или заменяющих речь. Очевидно, что коммуникация крайне важна и нужна для социальной, бытовой, трудовой и психологической адаптации воспитанников, их социализации. Начиная работу по обучению воспитанников использованию систем альтернативной коммуникации всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.

          Для детей с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Все воспитанники имеют значительные нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует. Дети воспринимают речь лишь ограниченно, на бытовом уровне. Речь невнятна, состоит из отдельных малопонятных звуков. Значительно отстает в развитии мелкая и крупная моторика. Процесс социализации детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне затруднен прежде всего тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

         Эти проблемы решаются нами на занятиях домоводства или социально– бытовой ориентировки. В кабинете оборудована зона для проведения занятий, где воспитанники учатся сервировать стол, используя столовые приборы, стирать мелкие вещи, и т.п. Воспитатели моделируют жизненные ситуации, в которых дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения.

       Формировать у воспитанников тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находится в пределах их возможностей – это одна из важных задач нашей работы.

       

Цель

       Внедрение активных средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта.
Задачи:

1.    Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей.

2.    Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3.     Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.

4.     Поощрять желание трудиться.

Виды труда воспитанников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труда:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный)

 Формы работы с воспитанниками:

        Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемый результат:

        Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда. Самостоятельно выполнять (по речевой инструкции) обязанности дежурных. Выполнять посильный труд в группе, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой и иной деятельности оборудование. Уметь соотносить карточку с изображением (пиктограмму)  с действием.

Сроки реализации проекта:

С 01.01.2021г.  по 31.12.2021г.

Вид проекта:

 Долгосрочный

Тип проекта:

Познавательно-практический

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Подготовительный этап:

Определение темы проекта
Формулировка цели и определение задач
Подбор материалов по теме проекта
Составление перспективного планирования основного этапа проекта

Основной этап:

Проведение мероприятий


Заключительный этап:

Трансляция презентации «Труд и терпение превращаются в умение»

Отчет по проекту

Перспективное планирование работы с воспитанниками

Работа с детьми

Цель

1

Беседа «Всему свое место»

 

«Мы пришли в гости»

Учить убирать игрушки на свои места, беречь их; воспитывать самостоятельность, желание трудиться.

Формировать позитивное отношение к сверстникам, отзывчивость, доброжелательность, радость общения.

2

Наблюдение за трудом помощника воспитателя

 Рассказ помощника воспитателя о своей работе

Продолжать знакомить  детей с работой помощника  воспитателя и показать значимость этой работы.

Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание помогать.

3

«Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания с использованием пиктограмм

Закреплять навыки умывания с использованием пиктограмм. Учить проявлять самостоятельность,  правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь,  не толкаться, не разбрызгивать воду), воспитывать культуру общения.

4

Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках

Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы.

Стимулировать желание детей  участвовать в труде вместе со взрослыми.

5

Театрализованная игра по сказке «Чиполлино»

Развивать речь, память, творческие способности.

6

Выполнение поручений,  связанных с трудом в природе

Приучать детей к труду, выполнять посильные трудовые поручения.

7

Чтение пословиц и поговорок о труде

Развивать у детей речь, память.

8

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности с использованием визуальных помощников.

9

«Что мы знаем о профессиях»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

10

Мытье игрушек- практикум

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; поощрять стремление воспитанников к участию в совместном труде.

11

«Чайник»- практикум

Познакомить с заварочным чайником; учиться заваривать чай  с использованием визуальных помощников.

12

«Дежурство»

Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда, воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.

13

Сюжетно-ролевая игра «Доктор»

Формировать умение развивать сюжет игры.

14

Просмотр мультфильма «Какие бывают профессии»

 «Всему своё место»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.

 15

Рисование на тему «Дом»

Развивать мелкую моторику рук.

16

«Шаг в правильном направлении»

Соотносить предметы с картинками.

17

Чтение художественной литературы -  

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Продолжать знакомить  детей с произведениями

В. Маяковского.

18

Высаживание растений в горшочки -  практикум

Учить детей высаживать растения, доводить начатое дело до конца; развивать аккуратность, стимулировать желание помогать взрослым.

19

Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»

Развивать и совершенствовать игровые навыки; продолжать знакомить детей с профессией парикмахера.

20

Беседа «Кто работает в ЦСПР»

Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.

21

«Подготовь постель ко сну» - практикум

Учить готовить  постель ко сну, воспитывать самостоятельность.

22

Игры со строительным материалом «Мы строители»

Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией  строителя.

23

Правила поведения на улице и в общественном транспорте

Расширять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, а также при посадке и высадке из него.



Список литературы


1.  Е.В. Моржина.  Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома   - М., Изд. Телевинф.- 2006

2.  М.В. Жиднина,  Н.Н. Кузьмина Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М., Просвещ. - 2008

3.  В.О. Скворцова Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии – М., Изд. Влалос.-2009

4.  Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.

5. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в дополнительную и альтернативную коммуникацию. М., Теревинф, 2014.

6. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2004.

7. Штягинова Е.А., Альтернативная коммуникация. Н., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль объектов труда в формировании знаний и умений на уроках технологии

Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений учащихся.Влияние объектов труда на развитие учащихся.  Общеизвестна величайшая роль труда в жиз...

Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...

тематическое занятие по формированию толерантности "Есть терпение - будет умение"

Пояснительная записка Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменение сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе право быть иным) осознание важности сохране...

Терпенье и труд все перетрут или «О роли трудового воспитания на уроках технологии в школе».

Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Сегодняшние девчонки незаметно вырастают, и нам всем очень хочется, чтобы каждая из них нашла себя в любимой профессии и стала счаст...

Статья "Терпение и труд всё перетрут"

Статья для журнала "Преемственность в образовании" учителей логопедов Смирновоой Н.Л. и Давыдовой Ю.В. "Терпение и труд всё перетрут"....