Оказание ситуационной помощи инвалидам с нарушением слуха и речи.
учебно-методический материал

Кузина Елена Анатольевна

Данный материал был создан по запросу РУТ для обучения  сотрудников транспортных компаний взаимодействию с различными категориями пассажиров, имеющих нарушения слуха в рамках проекта Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ)  и получил благодарственное письмо за подписью директора РУТ (МИИТ) И.В. Карапетянц за вклад в развитие инклюзивного образования на транспорте.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Оказание ситуационной помощи инвалидам с нарушением слуха и речи».

Вопрос 1. Практические рекомендации по взаимодействию с лицами с нарушением слуха:

        − нарушение слуха (краткое описание что это, виды, особенности)

Слух играет огромную роль в жизни человека. С помощью слуха человек воспринимает звуки опасности, ориентируется в пространстве, наслаждается музыкой. И что особенно важно, с помощью слуха он воспринимает речь других людей. Это позволяет человеку общаться с близкими и другими людьми, обучаться, выполнять профессиональные обязанности.

Речь – это процесс говорения, предполагающий знания значения слов и умения их произносить. Речь тесно связана с языком, но это не одно и тоже. Человек может владеть языковой системой, но не уметь говорить. Конечно, если человек общается с помощью речи, то это означает, что он её понимает и у него сформирована языковая система. Известны специальные языки – жестовый язык (ему соответствует жестовая речь глухих), компьютерные языки, азбука Морзе.

Существуют другие формы речи – письменная, дактильная речь (пальцевая или ручная азбука), жестовая речь глухих.

Нарушение слуха – это снижение способности человека улавливать звуки окружающей среды в частичном или полном объёме. Снижение возможности воспринимать и понимать звуки называется тугоухостью, а полная потеря способности слышать – глухотой. Нарушение слуха бывает врождённым и приобретённым.

Степени снижения слуха

Влияние нарушения слуха на жизнь человека зависит от степени снижения его слуха.

Выделяют 5 степеней снижения слуха - I, II, III, IV степень и глухота.

I степень снижения слуха (слабая). Человек не способен слышать тихие звуки, плохо понимает речь в шумной обстановке.

II степень снижения слуха (умеренная). Человек не способен слышать тихие звуки и звуки средней громкости, плохо понимает речь не только в шуме, но и в тишине, если собеседник говорит не громко.

III степень снижения слуха (умеренно-тяжёлая). Человек не способен слышать большинство звуков. Понимает только очень громкую речь.

Тяжёлая степень снижения слуха (IV степень). Человек слышит только очень громкие звуки, общение без использования слухового аппарата практически невозможно.

Глухота. Человек не воспринимает даже крик у уха, воспринимает очень громкие звуки на близком расстояние (дрель, барабан, стук молотка).

На схеме можно увидеть, что слышит человек с разной степенью снижения слуха.

         https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2023/03/9026-1024x524.jpg

  − особенности слухового восприятия человека с нарушением слуха;

Уже небольшое снижение слуха затрудняет восприятие речи, особенно в шуме или при общении с несколькими говорящими, а также по телефону. При потере слуха у человека резко ограничиваются возможности общения, он не может выполнять свои обязанности на работе, оказывается в социальной изоляции.

Признаки нарушения слуха у взрослого

По данным разных исследователей у 14% людей на Земле в возрасте от 35 до 65 лет и у 30% людей старше 65 лет имеются различные нарушения слуха.

1.Человек слышит речь, но часто переспрашивает, пропускает вопрос или отвечает невпопад

2.Человек плохо понимает собеседника в транспорте, магазине, на улице, дома на фоне работающего телевизора или другого дополнительного шума

3.Человек плохо понимает собеседника на расстоянии

4.Человек увеличивает громкость телефона, телевизора, когда слушает или смотрит.

5.Человек стал громко разговаривать

Полная глухота встречается редко. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника. Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухозрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий не слышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь говорящего связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

– Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

− психология лиц с нарушением слуха;

В качестве самостоятельных пассажиров на общественном транспорте могут встречаться подростки, взрослые и пожилые люди. Дети, как правило, передвигаются в сопровождении взрослых.

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у не слышащего ребёнка, подростка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

В результате недостаточного развития речи, недостаточного объёма знаний, которыми располагает не слышащий по сравнений со слышащими, а также ограниченности общения с окружающими обнаруживается более замедленный темп становления их личности. Морально-этические представления глухих в целом соответствуют социальным критериям общества, но тем не менее, отличаются некоторой односторонностью.

Тугоухость действует на особенности поведения. Иногда бросается в глаза недоверчивость, доходящая временами до «бредовых идей». Однако такие

люди легко ранимы, чувствительны, их внутренний мир состоит из очень сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций и конфликтов, психологических переживаний.

По сравнению со слышащими детьми коллектив неслышащих подростков отличается большей сплочённостью и доверием друг к другу, что естественно снижает уровень их агрессивности.

Вспыльчивость, злобность, недоверчивость, эгоизм являются не врождёнными чертами характера глухих, а зависят от внешних обстоятельств. Глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. Особенности личности человека с нарушением слуха определяет не дефект сам по себе, а его социальные последствия. В данном случае блокированной оказывается потребность в общении и её полноценное осуществление. Таким образом встречающаяся агрессивность у некоторых людей с нарушениями слуха скорее не черта их личности, а показатель уровня благополучия, социальной адаптации.

Что касается более высокого уровня агрессивности пожилых людей с нарушениями слуха, то это можно рассматривать как следствие их недостаточной социальной адаптацией в мире слышащих. В пожилом возрасте происходит сужение социальных контактов, появляется или обостряется зависимость от окружающих, которая становится более выраженной у неслышащих людей, т.к. получение социальных услуг, необходимых в данном возрасте, зачастую возможно только при помощи слышащего сурдопереводчика.

          − особенности произносительной стороны речи, установления контакта (смотрит на губы, хмурится, показывая, что не понимает вас) и др.);

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении.

          − привлечение внимания, вступление в контакт;

– Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени при такой возможности. Если это невозможно, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

        − этика и способы общения;

Существует несколько вариантов общения.

  1. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. 
  2. Могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. 
  3. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса.
  4. С кем-то оптимален метод записок, использование гаджетов.

Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

– Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

– Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

– Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

– При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

– Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

– Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

– Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другому перефразировать предложение.

– Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

– Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. 

Общаться между собой устной речью в присутствии глухого человека не этично. Тот ощущает себя окруженным сообществом бормочущих иностранцев. Если невозможен перевод, то хотя бы объясните, о чем Вы беседуете или вовлеките его в Вашу беседу иным образом.  Не пытайтесь что-то говорить на ходу, если Вы куда-то идёте и одновременно говорите. Ваше лицо и артикуляция не будут видны достаточно для их понимания человеком с нарушением слуха.

 Существует ряд общепринятых способов привлечения внимания глухих. Глупо кричать вслед уходящему глухому «Вернись» или звать «Вася! Вася!» читающего газету глухого. Для привлечения внимания можно использовать махание рукой, но не перед лицом. Широкие взмахи рукой хорошо видны издалека. У пользователей жестового языка развито периферийное зрение, поэтому движения руками им легко заметить. Для привлечения внимания на расстоянии можно также помигать светом в помещении или мобильным телефоном (т.е. включить – выключить). Можно топнуть несколько раз по полу в помещении, при условии, что пол деревянный, а не кафельный; ударить пару раз по предмету (например, по столу) – вибрация будет передаваться через костную проводимость. Если нужный Вам человек находится очень далеко, можно попросить другого человека привлечь его внимание. Если собеседник находится близко от Вас, но не смотрит на Вас, не нужно «нападать» на него сзади, надо просто дотронуться до его плеча или руки выше локтя, похлопать по плечу, руке.

 В любом общении главное – это взаимное уважение и желание быть понятым. Не бойтесь ошибаться и пробовать. Ваши искренность и благожелательность обязательно помогут вам наладить контакт!

− виды вспомогательного оборудования, которое может быть использовано для общения с лицами с нарушением слуха;

Слуховые аппараты, кохлеарные импланты, персональные FM-системы, FM системы для общественных мест.

Для людей с нарушением слуха, наилучшим решением проблем станет приобретение индивидуальных слуховых аппаратов или установка кохлеарных имплантов, предназначенных для улучшения понимания живой разговорной речи. Эти вспомогательные устройства улучшают качество и четкость звукового сигнала, но они не всегда могут помочь в условиях повышенного шума сделать его идеально разборчивым.

Хорошо слышать речь в шумной обстановке и понимать ее смысл – может стать проблемой для любого человека, тем более для людей со слуховыми нарушениями. Большое расстояние от источника звука, шумовой фон, эхо от стен помещения, могут помешать пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов понимать речевую информацию.

Для многих людей, использующих слуховые аппараты, может стать серьезной проблемой просмотр телепередач, разговор по телефону и так далее. Частотный диапазон динамиков отличается от живой речи, динамики не всегда качественно воспроизводят звуки. Поэтому часть пользователей продолжает испытывать трудности, даже при ношении слуховых аппаратов.

FM-системы увеличивают не только громкость звука, они значительно улучшают её разборчивость и чёткость, что влияет на качество звукового сигнала. Кроме этого, сам говорящий может держать под контролем свой голос и правильность произношения. Применение таких систем удобно не только для человека с нарушениями слуха, но и для самого говорящего, так как ему не надо все время находиться лицом к пользователю или громко разговаривать.

Частотно модулированная (FM) система помогает людям с проблемами слуха хорошо распознавать речевую информацию:

в шумных общественных зданиях — школах, офисах, аудиториях, производствах;

при просмотре телевизоров, прослушивании телефонов, аудиосистем, компьютеров;

когда между источником звука и пользователем большое расстояние – в концертных залах, стадионах, вокзалах;

когда расстояние между источником звука и пользователем постоянно меняется (учитель в классе, родители и дети на прогулке, тренер и спортсмены на тренировке и т. д.);

при физических преградах – стенах, партах;

при одновременном получении информации из разных источников – живой речи и аудио сигналов (разговор при включенном телевизоре, комментарии лектора при просмотре видеофильмов.

FM-системы для общественных мест

Несмотря на то, что FM система появилась сравнительно недавно, она заслужила популярность своей надежностью, эффективностью беспроводной технологии. Система дает возможность понимать то, что происходит вокруг, что говорят окружающие. Их применение облегчает участие слабослышащих в публичных мероприятиях.

Инновационная FM система состоит из двух элементов: специального микрофона-передатчика, находящегося у человека, выступающего перед аудиторией, и приемника, используемого человеком со слуховым аппаратом. Такой метод дает возможность доносить речь непосредственно на слуховой аппарат. Разработчики позаботились о том, чтобы был выбор: полностью блокировать фоновый шум при использовании, или подключать функцию обеспечения приемлемого сочетания речи и подходящего уровня фона. Они очень эффективны для взрослых в различных ситуациях.

Индукционные системы – это технические средства реабилитации, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по слуху. Они предназначены для адаптации помещений, в которых могут находиться слабослышащие люди. Разновидность индукционных систем, охватывающих небольшое расстояние (от 2-5 метров до 50 метров). Устройства активно используются в кассовых зонах, регистратурах, на стойках регистрации или в кабинете на приеме у врача.

https://odin.ru/img/gallery/2016/03/IMGL61101.jpg

Подробнее: https://tiflocentre.ru/indukcionnye-petli.php

Подробнее: https://tiflocentre.ru/indukcionnye-petli.php

− особенности сопровождения (имеется ввиду как идти с ним рядом, может надо показывать рукой постоянно что проговариваете, например, если речь о кассе, то обязательно указать рукой на кассу или что-то в этом роде);

В общении с пассажирами, имеющими нарушение слуха приветствуются естественные бытовые указательные жесты, жесты привлечения внимания (если вы не владеете дактилологией либо жестовой речью).  При разговоре лучше повернуться лицом к собеседнику, чётко проговаривать слова, делая небольшие паузы между ними. Речь должна быть спокойной, выражение лица доброжелательным. Если вы сопровождаете человека с нарушением слуха к интересующему объекту, нужно обязательно находиться со стороны слухового аппарата (речевого процессора кохлеарного импланта). Если не знаете или не видите с какой стороны слуховой аппарат, спросите где вам нужно встать. Не отворачивайтесь, не поворачивайтесь в профиль во время беседы. Пассажир должен видеть ваши губы. Плохо освещённое лицо, наличие усов и бороды у мужчин затрудняет или делает полностью невозможным считать информацию по губам говорящего.

− краткий список наиболее распространенных ошибок в общении и помощи инвалиду с нарушением слуха.

Слишком быстрая речь, нечёткая артикуляция, плохо освещённое лицо говорящего, наличие усов и бороды у мужчин, привычка отворачиваться во время разговора, неоправданное повышение голоса без просьбы человека с нарушением слуха, кричать на ухо, одновременный разговор нескольких человек или наличие сильного постороннего шума, использование в речи длинных сложных предложений, обращение к сурдопереводчику, не спросили, понял ли вас собеседник, говорить: «Ладно, это неважно…».

Тестовые вопросы:

  1. Выберите верный ответ.

Речь – это…

…процесс говорения, предполагающий знания значения слов и умения их произносить.

...чёткая дикция, приятный слуху тембр и темп речи, богатый словарный запас и богатство интонаций.

  1. Выберите верные ответы.

Формы речи, которые чаще всего используют в общении люди с нарушением слуха:

 - письменная речь,

- дактильная речь (пальцевая или ручная азбука),

- жестовая речь глухих,

- устная речь,

-азбука Морзе,

- компьютерные языки.

  1. Определите правильное соответствие степени снижения слуха и определения от I степени тугоухости до глухоты.

I степень тугоухости           Человек не воспринимает даже крик у уха, воспринимает очень громкие звуки на близком расстояние (дрель, барабан, стук молотка).

II  степень тугоухости          Человек слышит только очень громкие звуки, общение без использования слухового аппарата практически невозможно.

         

II  степень тугоухости                 Человек не способен слышать тихие звуки,                  плохо понимает речь в шумной обстановке.

IV  степень тугоухости                    Человек не способен слышать большинство звуков. Понимает только очень громкую речь.

Глухота                                          Человек не способен слышать тихие звуки и звуки средней громкости, плохо понимает речь не только в шуме, но и в тишине, если собеседник говорит не громко.

  1. Назовите 3 признака нарушения слуха у взрослого человека

-

-

-

5. Кто чаще всего встречается в качестве самостоятельных пассажиров на общественном транспорте дети, взрослые люди, пожилые люди, дети в сопровождении взрослых.

6. Продолжите фразу: - «Особенности личности человека с нарушением слуха определяет не дефект сам по себе, а ……

7. Назовите 3 причины по которым пожилые пассажиры с нарушением слуха требуют большего внимания:

-

-

-

8. Из-за каких особенностей нарушения речи и почему глухие стесняются говорить? Приведите 3 примера.

-

-

-

9. Как привлечь внимание и вступить в контакт с человеком, имеющим нарушение слуха? Исключите ошибочные ответы.

А) Помахать перед лицом рукой.

Б) Кричать вслед уходящему глухому «Вернись» или звать по имени.

В) Если собеседник находится близко, но не смотрит на Вас, нужно обнять его сзади.

Г) Можно топнуть несколько раз по полу в помещении, при условии, что пол деревянный, а не кафельный; ударить пару раз по предмету (например, по столу) – вибрация будет человеку.

Д) Если собеседник находится близко от Вас, но не смотрит на Вас, надо дотронуться до его плеча или руки выше локтя.

Е) Для привлечения внимания на расстоянии можно также помигать светом в помещении или мобильным телефоном (т.е. включить – выключить).

10. Выберите варианты возможного общения с лицами, имеющими нарушение слуха.

- на жестовом языке.

- говорить немного громче и четче обычного

- снизить высоту голоса.

- написать, напечатать, использовать гаджет.

- узнать это у самого глухого подходящий вариант общения

11. Особенности подачи речевой информации. Исключите неверные способы.

- говорить быстро

- наклонять голову, поворачиваться в профиль во время разговора

- использовать сложные речевые конструкции

- смотреть прямо на собеседника, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь

- кричать в ухо

- говорить ясно и медленно

- информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, написать, сообщить по электронной почте или другим способом так, чтобы она была точно понята

- обращаться к сурдопереводчику вместо собеседника с нарушением слуха

12. Продолжите фразу: – «В любом общении главное – …»

13. Какие виды вспомогательного оборудования могут быть использованы для общения с лицами с нарушением слуха?

14.  В чём главное отличие персональных FM-систем от FM системы для общественных мест.

15. В чём заключаются основные ошибки сопровождения неслышащих пассажиров? Найдите эти ошибки. 

  • Слишком быстрая речь.
  • Нечёткая артикуляция.
  • Плохо освещённое лицо говорящего.
  • Наличие усов и бороды у мужчин.
  • Привычка отворачиваться во время разговора.
  • Неоправданное повышение голоса без просьбы человека с нарушением слуха.
  • Кричать на ухо.
  • Одновременный разговор нескольких человек или наличие сильного постороннего шума.
  • Использование в речи длинных сложных предложений
  • Обращение к сурдопереводчику вместо собеседника с нарушением слуха.
  • Не спросили, понял ли вас собеседник.
  • Говорить: «Ладно, это неважно…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "До свидания, детский сад" для детей с нарушением слуха и речи.

Цель:  Развитие мотивационной готовности к школе, заинтересованного отношения к школе.Коррекционные задачи: Совершенствовать умение выразительно читать стихи;Совершенствовать ритмико- ...

10 советов родителям, имеющим детей с нарушениями слуха и речи

Советы пригодятся родителям, имеющим детей с нарушениями слуха и речи.Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормальног...

Особенности оказания первой помощи инвалидам и престарелые людям

Особенности оказания первой помощи инвалидам и престарелые людям...

Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха

Под общей редакцией Л.М. Беткер, кандидата психологических наук Авторы-составители педагогический коллектив казѐнного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с огр...

Преемственность в организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха на уровнях дошкольного и общего образования

Преемственность в организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха на уровнях дошкольного и общего образования...