Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"
статья

Екатерина Ивановна Григорьева

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опубликован пример разбора русской народной сказки "Лиса и журавль".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.  Сказки преподносят детям поэтический, волшебный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.

Основные этапы работы над сказкой:

  1. Знакомство с персонажами сказки. Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения. Задача взрослого — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Начинать процесс знакомства с персонажами только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.
  2. Знакомство с главными героями сказки. Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему. На этом этапе рекомендуется обсудить его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет); закрепить образ путем конструирования его из подручного материала.

Для закрепления образа главного героя можно использовать короткие стихотворения и потешки.

  1. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние. Главная цель — установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя.
  2. Для развития эмоционально-волевой сферы важно научить их соотносить мимику с состоянием и настроением.
  3. Анализ сказки. На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Взрослый задает наводящие вопросы и подводит ребенка к осознанию и формулированию выводов.

Сказка помогает ребенку понять и принять мир, в котором он живет, помочь ему социализироваться.

Сказкотерапия развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказка помогает особенным детям выразить свои эмоции, поверить в чудо, дает надежду и силы на дальнейшее преодоление сложностей. Сказка — это маленький мир, где каждый ребенок может почувствовать себя тем, кем он захочет.

Проведём анализ литературного произведения на примере русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель: обогащение и активизация словаря детей, уроки нравственности

Коррекционно - образовательные задачи.

Учить детей слушать сказку, удерживать внимание на протяжении всего занятия

Закрепить знания детей по теме «Дикие и домашние животные»

Закрепить знания детей по теме «Посуда»

Закрепить навык глобального чтения

Коррекционно – развивающие задачи

Формировать  у детей умение слушать и отвечать на вопросы        

Активизировать словарь по теме

Развивать у детей творческие способности и любовь к сказкам

Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные задачи.

Развивать умение работать в коллективе.

Формирование представлений о правилах поведения с товарищами

Воспитывать желание взаимодействовать, общаться, проявлять активность в общении

Предварительная работа:

Ребята, я знаю,  вы любите сказки и хотите попасть в сказку. И поэтому, сегодня мы с вами отправимся в сказочный мир.

Но, сначала, давайте познакомимся с главными героями нашей сказки.

Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Загадки по теме.

  1. Картинки – следы животных
  2. Живет в лису, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех
  3. Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья.
  4. Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост – её краса,

Этот зверь лесной – лиса!

  1. Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек

Где же живут эти звери?

Они домашние или дикие?

Как кушает лиса?

Как кушает Журавль?

Они умеют разговаривать?

Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

Нет, лиса хищное животное.

Скажите, а где они могли бы подружиться?

в сказке.

Сейчас я вам расскажу сказку о том, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль», русская народная сказка.

 

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Вот какая замечательная сказка.

Вам понравилась?

Наверное, не все слова из сказки были понятны вам. Сейчас мы поговорим об этом.

Словарная работа: 

Званый пир, куманек, потчевала, не обессудь, окрошка, пава, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши. 

Ребята, а кто главные герои сказки?

Давайте попробуем изобразить главных героев сказки

Сначала лису.

Я буду читать стишок и показывать , а вы повторяйте.

Физкультминутка

Норка лисоньки в земле,
(показываем рукой вниз)

Спит хитрющая в тепле.
(изображаем как спит лиса)

Рядом с ней лисята,
(изображаем лисят: ручки прижимаем к голове)

Два забавных брата.
(показываем два пальчика)

Только солнышко взойдет,
(складываем ладошки друг с другом,
поднимаем руки вверх и раскрываем)

На охоту их ведет,
(дружно шагаем)

Рыжая плутовка.
(изображаем лису)

В ловле есть сноровка.
(грозим пальцем).

Почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Она хотела с ним подружиться

Каким голосом она позвала его?

Хитрым, сладким.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Чем она его потчевала (угощала)?

Манной кашей.

Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать  блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом)

Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным. Что почувчтвовал журавль?

Обиделся

Почему?

Потому что лиса его обманула. Обещала накормить, напоить, но он не смог поесть и остался голодным.

Что было потом?

Журавль сказал: «Теперь ты приходи ко мне в гости»

Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши ( ни с чем).  Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Лису мы уже показывали, а теперь давайте покажем журавля.

Физкультминутка

За болотом травушка зеленая растет,
(изображаем траву руками)

По воде журавушка, журавушка идет.
(дети, идут друг за другом)

Ой, как ноги высоко поднимает!
(дети начинают поднимать высоко ноги,
изображая журавля)

Ой, как крылья широко раскрывает!
(отводим в сторону руки и медленно машем ими)

Погулять он по травушке хочет,
(изображаем траву)

Но боится, что ноги замочит.
(дети, изображают неуверенность при хождении)

Сейчас мы с вами ещё раз послушаем сказку и посмотрим мультфильм.

А теперь давайте поиграем.

У меня есть шесть картинок и шесть слов. На картинках нарисованы главные герои сказки лиса и журавль, посуда, из которой они ели и угощали своих гостей – кувшин и тарелка, и картинки с изображением мест, где они живут – лес и болото. Сейчас слева я повешу картинки, а вы, справа, подберёте к ним соответствующие слова.

Игра на закрепление навыка глобального чтения

Ребята, скажите, какую сказку мы с вами слушали сегодня?

Вам понравилась сказка?

Что мы узнали из этой сказки?

Дружба – это хорошо или плохо?

Дружите и не будьте жадными со своими друзьями.

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству.

Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998. О. И. Крупенчук.

Пальчиковые игры для детей 4–7 лет.С.-П.Издательским дом.Литера.2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с сочетанными нарушениями

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоро...

Биоэнергопластика в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Биоэнергопластика способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, со...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...