Программа внеурочной деятельности Направление социальное "Мир вокруг нас"
рабочая программа

Программа внеурочной деятельности Направление социальное "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog.vneu_sotsialnomu_napravleniyu_22-23.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетноеобщеобразовательное учреждение  Купинскогорайона

«Специальная (коррекционная) школа-интернат  №2»

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

(протокол №1 от 29.08. 2022г.)

СОГЛАСОВАНО

с  заместителем директора по УВР

___________/ Синякова Н.В./

(Подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ Купинского района С(К)

школа – интернат №2

___________/ Гроссу И.О/

(Подпись)

Приказ № 47 от 31.08. 2022г.

                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: Социальное «Мир вокруг нас»

                        Класс: 5 г -  9в

Учебный год: 2022-2023

                                                                                                                                                                                                            Разработана:

Шабалдина Е.В.

г. Купино

2022г.

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования основная образовательная программа НОО, ООО и СОО реализуется в МБОУ школа-интернат №2   внеурочную деятельность. Поэтому в настоящее время внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в каждом образовательном учреждении, в том числе в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

  1. В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ школы интернат №2 в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов  выступают следующие документы: Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
  2. Приказ МОН РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного  образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г., № 4/15) (2 вариант);
  4. Адаптированная основная  общеобразовательная программа образования  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Купинского района С(К) школы-интернат №2;
  5. Учебный план МБОУ Купинского района С(К) школы-интернат №2

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования.

1.Цели и задачи

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересовучащихся в свободное время.

Задачи:

  • создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
  • вовлекать детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям.
  • развивать чувства собственного достоинства;
  • повышать уверенности в себе;
  • реализовывать себя в поведении и деятельности;
  • утверждать свои права и собственные ценности.

2.Общая характеристика

        Актуальность программы определена тем, что в современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.

      Новизна программы в том, что она направлена на социализацию детей с ОВЗ. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудится, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.

        Программа «Мир, в котором я живу» должна способствовать социальной адаптации ребенка, с учетом его особенностей, а так же показать, что данные особенности отличают его от других, способствуют формированию его индивидуальности и уникальности, а так же способствуют полноценной жизни в обществе. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру, интеграцию обучающегося в общество.

3.Описание внеурочной деятельности.

Внеурочная  деятельность рабочей  программы «Мир вокруг нас» реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления из расчета 1 час в неделю, 33 часа в год.

4.Ценностные ориентиры.

Программа составлена на основе следующих принципов и подходов:

1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки).

3. Культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

4. Систематичности, последовательности, наглядности обучения.

5. Идентификации (персонализации) (Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.)

6.Диалогического общения (В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым

 5.Формы воспитательной работы

  • познавательная беседа;
  • этическая беседа;
  • профилактическая беседа;
  • игры: ролевые, ситуационные;
  • упражнения и тренинги;
  • экскурсии;
  • тестирование
  • практическая работа

                                                                             6.Место проведения занятий

  • Школа
  • Городской парк
  • Городская «Школа искусств»
  • Городской краеведческий музей

7.Планируемые результаты освоения

программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.

Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:

  • решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
  • участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
  • развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  1. Что такое индивидуальность и как ее раскрыть
  2. Что такое дружба и из чего она складывается
  3. Что такое уважение и как оно проявляется
  4. Что такое гигиена и здоровье
  5. Что такое увлечения и какими они бывают

Уметь:

  1. Представлять себя
  2. Рассказывать о себе
  3. Выстраивать дружеские отношения
  4. Соблюдать требования гигиены
  5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
  6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
  7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

-готовность и способность вести диалог с другими людьми (идентификация себя как полноправного субъекта общения)

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

-понимание ценности здорового образа жизни

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

-планированию для определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

-целеполаганию для постановки задачи

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 Календарно - тематическое планирование

(33 часа)

Тематическое планирование

Кол-во часов

                Дата

1.

«Радость общения»

1

5.09

 2.  

«Школа вежливости»

1

12.09

 3.    

«Дружба-чудесное слово»

1

19.09

 4.

«Слово огорчает, веселит, утешает»

1

26.09

5.

«Язык мой- враг мой»

1

3.10

6.

«Разговор о честности»

1

10.10

7.

«Дарите людям радость»

1

17.10

8.

«Ростки дружбы»

1

24.10

9.

«День, доброты, дружбы и верности»

1

10.

«Я и окружающие»

1

11.

«Мой мир увлечений»

1

12.

«Лучшая горькая правда, чем сладкая ложь»

1

13.

«Я, ты, он, она вместе дружная семья»

1

14.

«О вежливости, по отношению к девочкам»

1

15.

«Слово не воробей, вылетит, не поймаешь»

1

16.

Итоговое занятие. «День доброты, дружбы и вежливости»

1

17.

«Я и окружающие»

1

18.

«О дружбе, доброте и отзывчивости»

1

19.

Читать, много знать

1

20.

«Азбука пешехода»

21.

«Загляни в мой семейный альбом»

1

22.

«О дружбе, доброте и отзывчивости»

1

23.

«Расскажи нам о себе»

1

24.

«Опасные и безопасные места на дорогах»

1

25.

«Спасатели»

1

26.

«Осторожно гололёд»

1

27.

«Что такое терроризм»

1

27.

«Терроризм и его последствия»

1

29.

«Правила поведения при террористических актах»

1

30.

«Мешок хороших качеств»

1

31.

«Подозрительные предметы»

1

32.

«Незнакомые люди»

1

33.

«Какая опасность может нас подстерегать»

1

7.Информационно-методическое обеспечение

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Просвящение, 1995.
  3. Запирова Ю.Р. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. –М.: Чистые пруды, 2007.
  4. Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского// В семи книгах. Книга 1. Игры для интенсивного обучения. Книга 2. Игры для активного отдыха. Книга 3. Коммуникативно–лингвистические игры. Книга 4. Психотехнические игры. Москва, «Новая школа», 1994,

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

  1. Лютова Е.К., Мотина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
  2. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах \Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: Детство-Пресс, 2000.
  4. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Эксмо-пресс, 2001.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
  6. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-Пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

Программа внеурочной деятельности 7класс "Химия вокруг нас"

В данный курс не входит основополагающие знания по химии, с ними ребята познакомяться  в 8 классе. Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Вокруг света"

Программа внеурочной деятельности по географии "Вокруг света" направлена на знакомство со странами мира....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс

Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту:...