Статья " Пути и средства повышения качества формирование основ безопасности у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
статья

Большинство детей, поступающих в школу - интернат, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Выработать у них мотивацию к здоровому образу жизни – длительный и непростой процесс, вести нездоровый образ жизни для основного контингента наших учащихся приятнее, привычнее, естественнее. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченным и возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пути и средства повышения качества формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ в условиях школы-интернат»               “Приобрести здоровье – храбрость,сохранить его – мудрость,а умело распорядиться им – искусство.”
Франсуа Вольтер

Большинство детей, поступающих в школу - интернат, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Выработать у них мотивацию к здоровому образу жизни – длительный и непростой процесс, вести нездоровый образ жизни для основного контингента наших учащихся приятнее, привычнее, естественнее. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченным и возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Что же такое здоровый образ жизни? Прежде всего это отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, переедание, приводящее к повышенному весу тела, малоподвижный образ жизни, неумение справляться со стрессом, негативными эмоциями. Здоровый образ жизни – это также умение поддерживать свое здоровье. Для этого нужно знать как правильно питаться, поддерживать себя в хорошей физической форме, заниматься спортом, делать зарядку. Нужно не бояться холода и жары, то есть быть закаленным. Уметь преодолевать жизненные трудности, не впадать в уныние или раздражение, справляться с усталостью. Человек, ведущий здоровый образ жизни, умеет не только во время собраться с силами для того, чтобы сделать нужную работу, но и умеет по-настоящему отдыхать - не только физически, но и психологически.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, не только хорошо приспособлен к той физической среде, в которой он живет, но и еще умеет противостоять давлению социальной группы. Его никто не заставит выпить спиртное, закурить или попробовать наркотики, если он настроен на сохранение своего здоровья на долгие годы. Важно отметить, что человек, ведущий здоровый образ жизни, отказывается от алкоголя или курения и других вредных привычек вовсе не потому, что это ему запрещено, или потому, что так не делают его близкие, а добровольно, сознательно, понимая, что только это является надежным способом сохранения и поддержания здоровья. 
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Таким образом, вся работа по формировании мотиваций к здоровому образу жизни должна вестись параллельно - формировать потребность быть здоровым и учить противостоять вредным привычкам. Ведь качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Речь идёт о профилактическом воздействии на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Перед нами стоят следующие задачи:

• создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
• показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
• предотвратить начала вредных привычек у детей и подростков, формировать у них личностный иммунитет к соблазну;
• формировать сознательное отношение к своему физическому здоровью;
• учить детей оценивать последствия своих действий;
Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И.И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста». Мотивация к выбору здорового образа жизни неразрывно связана с формированием безопасной жизнедеятельности детей с ОВЗ. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. При этом важно отметить, что безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Мы знаем, что проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения у детей с ОВЗ встает особо остро, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у них достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Присущая им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание рискованных ситуаций, в которых они оказываются.  Стараясь информировать ребенка с нарушениями интеллекта определенной дозой знаний, нужно помнить о характерном недоразвитии у него всех познавательных процессов, выражающемся в вялой потребности в новых знаниях, отсутствии интереса к познанию, поверхностном, искаженном наличии сведений о фактах и правилах поведения в социальной и природной действительности. Поэтому при коррекционном воздействии необходимо использовать специальные дидактические формы и методы подачи материала. Вообще, формирование безопасной жизнедеятельности должно строиться по следующим основным направлениям:

1. Безопасность на природе.

2. Безопасность на дорогах и улицах населённых пунктов.

3. Безопасность с незнакомыми людьми.

4. Безопасность в чрезвычайной ситуации (при пожаре).

5. Безопасность собственного здоровья.

Работая по перечисленным направлениям, мы используем самые разные методы, формы и приёмы, не забывая всё же, что безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Инертность нервных процессов у детей с ОВЗ способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Коррекционное воспитание и обучение в данном случае мы начинаем с наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной развивающей среде, конструируя и реконструируя игровые ситуации безопасного поведения в различных сферах деятельности и общения. На всех этапах обучения и воспитания детей очень эффективной считаю беседу-обмен мнениями. При должном контакте с ребятами именно в такой беседе ненавязчиво, используя их негативный опыт, которым в такие минуты они охотно делятся, можно определить и коллективно проанализировать ситуацию, оценить правильность, а скорее, неправильность поведения и помочь разобраться, найти адекватный выход, которым они смогут воспользоваться в сходной ситуации.

Другие формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, которые можно использовать в работе:

Конечно же, это презентации по самым разным темам. Такие как, например,

«Травматизм»,

«ВИЧ-инфекция. Основные признаки и профилактика»,

«Наркомания»,

«Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика»,

«Здоровье-в пепел».

«Питание»,

«Огонь ошибок не прощает».

Все эти презентации содержат много важной информации, убедительные факты, впечатляющие фотографии. В доступной форме они могут рассказать о проблеме и пути выхода из неё.

Во все годы обучения используем различные памятки, инструкции, инструктажи.

Комплексные и интегрированные занятия.

Практические и игровые занятия, среди них большое место во все годы обучения отводится ПДД.

Сюжетно-ролевые игры.

Экскурсии по школе - знакомство детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара,эвакуационными путями.

Игры-соревнования, путешествия, дидактические игры.

Беседы.

Знакомство с художественной литературой.

Выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек.

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Познавательные тематические викторины.

Нравственные классные часы с элементами драматизации, тематические инсценировки.

Просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления.

Встречи с представителями правопорядка.

Чтение и обсуждение журнальных публикаций, художественной литературе о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях.

Спортивные мероприятия.

Веселые старты, конкурсы.

Анкетирование, игры.

Работу по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности в нашей школе, я считаю, нужно выстроить так, чтобы безопасный и здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью детей.

В своей работе я использую следующие формы:

Словесно-логические Формы;

Трудовые формы работы;

Игровые (досуговые) формы работы;

Словесно-логические Формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, лекции и др. это «Как помочь сохранить себе здоровье», «Культура начинается со здоровья» «Лекарственные растения» «Мы за ЗОЖ» и т.д.

Трудовые формы работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, которые проходят от ежедневной уборки до ремонта мебели, разбивки и устройства клумбы благоустройство быта. Также развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за цветами, работа на учебно-опытном участке и т.п. Здесь самое главное - соблюдать технику безопасности. Для этого у нас ведется ЖТБ. В нем есть инструкции , как себя вести на горке, как работать с утюгом , ножницами, иголкой, лопатой, как соблюдать правила поведения на дороге. Эти инструкции помогают воспитывать убеждение в том, что соблюдение правил ТБ при обращении с предметами домашнего и хозяйственного обихода снижает риск бытового травматизма; формирует умение прогнозировать развитие опасных ситуаций.

Игровые (досуговые) формы работы.

Игры вообще играют огромное значение в жизни детей. Их основной целью является увеличение двигательной активности учащихся с целью оздоровления и укрепления организма. Они носят чаще игровой характер. В функции педагога обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без признаков утомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Известно, что дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для школьников. Нужно учитывать, что, увлечённые двигательной деятельностью, дети плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными.

Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру. Данные формы работы не просто вызывают интерес, повышают любознательность, уточняют и расширяют понятийный аппарат по предлагаемой тематике, но и параллельно совершенствуют интеллектуальные способности детей с нарушением интеллекта, развивая целенаправленную наблюдательность, осмысленное запоминание, произвольное внимание, а соответственно, и качество представлений, призванных перерасти в систему научных понятий. Содержательный элемент структуры призван воссоздать представления о мотивах безопасного поведения, умениях и потребностях качественно противостоять опасностям, в желаниях установить смысловые взаимосвязи между причинами и следствиями чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.
Цель всей вышеперечисленной работы - осуществление здоровьесберегающей деятельности, пропаганда здорового образа жизни, воспитание в детях умения противостоять вредным привычкам, формирование культуры здоровья воспитанников.

И последнее, что хотелось бы видеть в ребятах в ходе всей той работы, о которой говорилось в выступлении. Дети должны знать следующее:

• свой режим, значение режима дня для здоровья;
• средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня,

физкультура;
• правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и

сверстниками;
• как вести себя в минуту опасности;
• механизмы и способы поддержания здоровья;
• состояние своего здоровья, уметь следить за ним;
• стремиться к физическому совершенству;
• иметь представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного

питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
• уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия

эмоциональных стрессов;
• различать хорошие и плохие привычки;
• относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности;
• не иметь вредных привычек;
• учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений;
• отвечать за свои поступки;
• постоять за себя;
• жить в гармонии с окружающим миром;
• отличать полезные привычки от вредных;
• вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится:«Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Используемая литература.

«Азбука здоровья». Программа формирования здорового образа жизни для учащихся 3 - 5 классов. Разработчик: Мачульский Андрей Викторович. Режим доступа: http://www.kindergenii.ru/for-teacher/azbuka-zdorovia.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Пути и средства повышения качества математического образования"

В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей н...

Статья "К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"

В данной статье рассматриваются причины  влияющие на на формирование межличностных отношений старших подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната....

ПРезентация к педсовету на тему "Пути и средства повышения качества образования"

В презентации рассматриваются основные направления повышения качества образования и выполнения стандарта....

"Пути и средства повышения качества знаний" (из опыта работы)

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование ...

Доклад "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

В материале раскрываются  требования стандарта образования к формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ....

Презентация "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната".

В презентации показан материал для выступления по теме с "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

            Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.  ...