Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР (группа№7) Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»
план-конспект

Пименова Татьяна Николаевна

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  формирование ориентировки в задании и самостоятельного развернутого действия прямого порядкового счета в пределах 4 на объемных однородных объектах разной величины;  формирование умения сравнивать совокупности объектов от 2 до 5 способами приложения полоски к предметному изображению и пересчета;  обучение обратному количественному счету в пределах 6 объектов, которые находятся на расстоянии от детей, с использованием указательного жеста (сначала в громкой речи, затем шепотом);  формирование умения упорядочивать картинки с изображениями явлений, отражающих время суток, не имея возможности прикоснуться к данным картинкам.

Коррекционно-развивающие: развитию коррекции  интеллектуальных способностей: пространственного  представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать мотивацию к познанию нового; воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: кукла-мальчик; 4 кубика разной величины и разного цвета;  карточки с изображением предметов в количестве «2», «3», «4», «5» (например: 2 конфеты, 3 машинки, 4 яблока, 5 чашек или др.);  5 полосок бумаги;  наборы однородных предметов для счета в количестве 6 (например: 6 грибочков, 6 кубиков, 6 брусков, 6 пирамидок и др.); предметные совокупности предметов в количестве «5» (например: 5 кубиков, 5 матрешек, 5 мячиков, 5 машинок, 5 грибочков или др.); экрна, проектор, ноутбук,  презентация  с  сюжетными картинки с изображением действий детей в различное время суток (например: дети заправляют кровать, умываются, завтракают, идут в детский сад, играют с игрушками, гуляют на улице, рисуют, ложатся спать); карточки с липучками «Части суток»

 

Ход занятия

1.             Организационный момент.

Дефектолог: Здравствуйте дети!

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу ,
Да и сказку расскажу!
Вы все запоминайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!

Сегодня Я расскажу вам сказку, про одну Царевну, которая не любила учиться и узнавать новое. Однажды  маленькая Царевна увидела красивый цветущий сад,  она решила посмотреть на новый сад. Красивым садом оказалась страна Знаний. Чтобы путешествовать по стране, нам нужно выполнять разные интересные задания.

2.    Основная часть.

Вот и первое задание. Ребята, давайте вместе  посчитаем  игрушки.

Дефектолог расставляет перед детьми 4 предмета разной величины (например, кубики) и говорит, мотивируя детей: «Это кубики волшебные . Давайте расставим их по порядку и посчитаем их по порядку». Далее дефектолог сам расставляет кубики с учетом величины и ведет порядковый счет: «Первый, второй, третий, четвертый». По окончании счета дефектолог  берет руку одного из детей в свою руку и производит действие порядкового счета совместно с ребенком в той же последовательности. Затем счет производится хором. Далее задаются вопросы типа: «Какого цвета самый большой кубик? Какой он по счету (дети: «Первый»)? Какого цвета кубик поменьше? Какой он по счету (дети: «Второй»)? Какого цвета кубик еще меньше по размеру? Какой он по счету (дети: «Третий»)? Какого цвета самый маленький кубик? Какой он по счету (дети: «Четвертый»)? и т.п.». Далее дефектолог  расставляет перед детьми 4 других идентичных предмета (например, машинки или мячи) и говорит, мотивируя детей: «Давайте посчитаем по порядку эти игрушки». Дефектолог  вызывает детей поочередно к столу и просит посчитать их по порядку. Дошкольникам даются задания типа: «Покажи первую по счету машинку. Покажи вторую по счету машинку и т.п.». Дошкольникам, которые затрудняются в порядковом счете, педагог предоставляет следующие виды помощи: 1) делает подсказки; 2) показывает порядковый счет предметов в пределах 4, после чего действие счета воспроизводится ребенком; 3) ведет совместно с ребенком порядковый счет. Педагог предлагает еще раз всем вместе (хором) произвести порядковый счет 4 предметов, которые расставляет на демонстрационном столе.

Молодцы ребята! Вот и второе задание

Дефектолог говорит: Посмотрите на картинки, что на них изображено? Каких предметов нарисовано больше: конфет или чашек (педагог демонстрирует 2 карточки: с изображением 2 конфет и 5 чашек)». После того как дети высказали свои предположения, педагог предлагает проверить правильность предположения с помощью полосок бумаги: соединить полосками каждое изображение конфеты с изображением чашки. Педагог вызывает одного из дошкольников к демонстрационному столу, и тот с помощью педагога используя приемы приложения и пересчета, сопоставляет данные совокупности, подводит итог сопоставления, а дети повторяют за педагогом и дошкольником формулировки. Затем педагог предлагает другим детям проверить, правильно ли они сравнили и правильно ли они выяснили, чего больше – конфет или чашек, а каких предметов меньше: конфет или чашек. Таким образом действие сопоставления и пересчета производится всеми дошкольниками группы. Далее предлагается сопоставить с помощью полосок и пересчета другие совокупности предметных изображений. Для этого предоставляется 2 карточки с изображением 3 машинок и 5 чашек. После этого предлагается сравнить по количеству 4 яблока и 5 чашек. Стратегия выполнения задания прежняя. В итоге выполнения задания педагог еще раз спрашивает детей, каких предметов больше: конфет или чашек, машинок или чашек, яблок или чашек, и каких предметов меньше, и почему они так думают. Педагог также спрашивает, какое число больше: «2» или «5», «3» или «5», «4» или «5», и какое число меньше: «2» или «5», «3» или «5», «4» или «5».  Вы правильно выполнили задание.

Физминутка

Ребята, нам нужно сесть на велосипеды и отправиться дальше

 «Большой велосипед»

         На каждый слог дети поочерёдно хлопают по коленям и по команде «хватаются» за названную часть тела.

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Бегемот – береги РОТ.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Коза – береги ГЛАЗА.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Пёс – береги НОС.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Хрюшки – береги УШКИ.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Кошки – береги ЛАДОШКИ.

        

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Олени – береги КОЛЕНИ.

       

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Телятки – береги ПЯТКИ.

 

Вот и подъехали к следюущему заданию  «Счет игрушек  наоборот».

 На демонстрационный стол выставляется  6 объемных предметов для  счета (например, 6 кубиков)

Давайте посчитаем данные предметы.

Далее один из дошкольников по указанию педагога считает предметы сначала в прямом порядке, а потом в обратном («наоборот»). При счете педагог указывает на предметы, а дошкольник произносит соответствующие числительные. При этом ребенок не подходит к демонстрационному столу, не имеет возможности передвигать предметы, дотрагиваться до них. При необходимости педагог оказывает помощь ребенку в счете. Затем педагог просит остальных детей проверить, правильно ли они посчитали игрушки наоборот. Дети шепотом с использованием указательного счета производят пересчет (сначала прямой, затем обратный) расположенных на расстоянии предметов, а педагог контролирует выполнение действия. Далее действие производится всеми детьми и на различном демонстрационном материале: грибочках, брусках, пирамидках и др.

Ребята, вы молодцы! Какие игрушки вы считали. Сколько их было?

Гимнастика для глаз. Наши глазки немного устали. Выполним гимнастику для глаз.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

 «Разложим по порядку» Дефектолог предлагает посмотреть на экран на серию из 4 картинок с изображением утра, дня, вечера и ночи в случайной последовательности и говорит: «Царевна в последнее время стала рассеянной. Какой стала Царевна? А что значит рассеянный? Царевна стала утром ложиться спать, а вечером просыпаться, днем ужинать, а вечером завтракать? Что напутала она? Давайте поможем Царевне и расскажем, что надо делать утром, что делать днем, что делать вечером и что делать ночью». Дефектолог  предлагает восприятию дошкольников сюжетные картинки, на которых изображены действия людей в различное время суток и просит сказать, какую картинку надо положить сначала, какую следующую и т.д. По мере выполнения задания педагог по указанию детей отбирает картинки из совокупности расположенных вразброс на демонстрационном полотне картинок и расставляет их по порядку на полотне. При этом дошкольники называют действие на картинке и говорят, какой ее надо положить по порядку, после какой картинки ее надо расположить. Каждый ребёнок выполняет задание  у себя на карточке с липучками.  Виды помощи дошкольникам могут быть следующими: 1) «неправильно, подумай еще»; 2) направляющие вопросы («Мы умываемся утром или днем? Значит, куда надо положить эту картинку?» и т.п.); 3) прямые указания на картинку, которую надо положить и называние действия на них; 4) показ правильной последовательности с объяснением, после чего действие воспроизводится детьми.

Ребята, расскажите, что надо делать утром, днем, вечером и ночью

3.    Подведение итогов.

Царевна благодарит вас, что научили считать ее, помогли ей вспомнить о том, что мы делаем в разные части суток.

Давайте еще раз  напомним царевне! Сколько здесь кубиков (показывается совокупность из 4 кубиков)? Давайте еще раз посчитаем по порядку. 2. Что мы делали с карточками, которые  были у Царевны ? Какое число больше: «2» или «5»? «3» или «4»? «4» или «5»? А какое число меньше: «2» или «5»? «3» или «4»? «4» или «5»)?  Давайте еще раз посчитаем игрушки Царевны наоборот (используется любой предметный ряд из 6 объектов задания). 4. Что мы делаем  утром? днем? вечером? ночью (используются сюжетные картинки задания)?

 

После занятия дефектолог раздает детям наклейки за занятие, этим повышая мотивацию к качественной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_priklyucheniya_v_strane_zananiy.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                     141613, Московская область,                    

                                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                                     тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия   по формированию элементарных математических представлений у детей  с ЗПР

(группа№7)

Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»

Подготовила: учитель –дефектолог Пименова Т.Н.

2022г.

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  формирование ориентировки в задании и самостоятельного развернутого действия прямого порядкового счета в пределах 4 на объемных однородных объектах разной величины;  формирование умения сравнивать совокупности объектов от 2 до 5 способами приложения полоски к предметному изображению и пересчета;  обучение обратному количественному счету в пределах 6 объектов, которые находятся на расстоянии от детей, с использованием указательного жеста (сначала в громкой речи, затем шепотом);  формирование умения упорядочивать картинки с изображениями явлений, отражающих время суток, не имея возможности прикоснуться к данным картинкам.

Коррекционно-развивающие: развитию коррекции  интеллектуальных способностей: пространственного  представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать мотивацию к познанию нового; воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: кукла-мальчик; 4 кубика разной величины и разного цвета;  карточки с изображением предметов в количестве «2», «3», «4», «5» (например: 2 конфеты, 3 машинки, 4 яблока, 5 чашек или др.);  5 полосок бумаги;  наборы однородных предметов для счета в количестве 6 (например: 6 грибочков, 6 кубиков, 6 брусков, 6 пирамидок и др.); предметные совокупности предметов в количестве «5» (например: 5 кубиков, 5 матрешек, 5 мячиков, 5 машинок, 5 грибочков или др.); экрна, проектор, ноутбук,  презентация  с  сюжетными картинки с изображением действий детей в различное время суток (например: дети заправляют кровать, умываются, завтракают, идут в детский сад, играют с игрушками, гуляют на улице, рисуют, ложатся спать); карточки с липучками «Части суток»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дефектолог: Здравствуйте дети!

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу ,
Да и сказку расскажу!
Вы все запоминайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!

Сегодня Я расскажу вам сказку, про одну Царевну, которая не любила учиться и узнавать новое. Однажды  маленькая Царевна увидела красивый цветущий сад,  она решила посмотреть на новый сад. Красивым садом оказалась страна Знаний. Чтобы путешествовать по стране, нам нужно выполнять разные интересные задания.

  1. Основная часть.

Вот и первое задание. Ребята, давайте вместе  посчитаем  игрушки.

Дефектолог расставляет перед детьми 4 предмета разной величины (например, кубики) и говорит, мотивируя детей: «Это кубики волшебные . Давайте расставим их по порядку и посчитаем их по порядку». Далее дефектолог сам расставляет кубики с учетом величины и ведет порядковый счет: «Первый, второй, третий, четвертый». По окончании счета дефектолог  берет руку одного из детей в свою руку и производит действие порядкового счета совместно с ребенком в той же последовательности. Затем счет производится хором. Далее задаются вопросы типа: «Какого цвета самый большой кубик? Какой он по счету (дети: «Первый»)? Какого цвета кубик поменьше? Какой он по счету (дети: «Второй»)? Какого цвета кубик еще меньше по размеру? Какой он по счету (дети: «Третий»)? Какого цвета самый маленький кубик? Какой он по счету (дети: «Четвертый»)? и т.п.». Далее дефектолог  расставляет перед детьми 4 других идентичных предмета (например, машинки или мячи) и говорит, мотивируя детей: «Давайте посчитаем по порядку эти игрушки». Дефектолог  вызывает детей поочередно к столу и просит посчитать их по порядку. Дошкольникам даются задания типа: «Покажи первую по счету машинку. Покажи вторую по счету машинку и т.п.». Дошкольникам, которые затрудняются в порядковом счете, педагог предоставляет следующие виды помощи: 1) делает подсказки; 2) показывает порядковый счет предметов в пределах 4, после чего действие счета воспроизводится ребенком; 3) ведет совместно с ребенком порядковый счет. Педагог предлагает еще раз всем вместе (хором) произвести порядковый счет 4 предметов, которые расставляет на демонстрационном столе.

Молодцы ребята! Вот и второе задание

Дефектолог говорит: Посмотрите на картинки, что на них изображено? Каких предметов нарисовано больше: конфет или чашек (педагог демонстрирует 2 карточки: с изображением 2 конфет и 5 чашек)». После того как дети высказали свои предположения, педагог предлагает проверить правильность предположения с помощью полосок бумаги: соединить полосками каждое изображение конфеты с изображением чашки. Педагог вызывает одного из дошкольников к демонстрационному столу, и тот с помощью педагога используя приемы приложения и пересчета, сопоставляет данные совокупности, подводит итог сопоставления, а дети повторяют за педагогом и дошкольником формулировки. Затем педагог предлагает другим детям проверить, правильно ли они сравнили и правильно ли они выяснили, чего больше – конфет или чашек, а каких предметов меньше: конфет или чашек. Таким образом действие сопоставления и пересчета производится всеми дошкольниками группы. Далее предлагается сопоставить с помощью полосок и пересчета другие совокупности предметных изображений. Для этого предоставляется 2 карточки с изображением 3 машинок и 5 чашек. После этого предлагается сравнить по количеству 4 яблока и 5 чашек. Стратегия выполнения задания прежняя. В итоге выполнения задания педагог еще раз спрашивает детей, каких предметов больше: конфет или чашек, машинок или чашек, яблок или чашек, и каких предметов меньше, и почему они так думают. Педагог также спрашивает, какое число больше: «2» или «5», «3» или «5», «4» или «5», и какое число меньше: «2» или «5», «3» или «5», «4» или «5».  Вы правильно выполнили задание.

Физминутка

Ребята, нам нужно сесть на велосипеды и отправиться дальше

 «Большой велосипед»

         На каждый слог дети поочерёдно хлопают по коленям и по команде «хватаются» за названную часть тела.

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Бегемот – береги РОТ.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Коза – береги ГЛАЗА.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Пёс – береги НОС.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Хрюшки – береги УШКИ.

 

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Кошки – береги ЛАДОШКИ.

        

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Олени – береги КОЛЕНИ.

       

         Мы едем, едем, едем

         На большом велосипеде.

         Вдруг навстречу

         Телятки – береги ПЯТКИ.

Вот и подъехали к следюущему заданию  «Счет игрушек  наоборот».

 На демонстрационный стол выставляется  6 объемных предметов для  счета (например, 6 кубиков)

Давайте посчитаем данные предметы.

Далее один из дошкольников по указанию педагога считает предметы сначала в прямом порядке, а потом в обратном («наоборот»). При счете педагог указывает на предметы, а дошкольник произносит соответствующие числительные. При этом ребенок не подходит к демонстрационному столу, не имеет возможности передвигать предметы, дотрагиваться до них. При необходимости педагог оказывает помощь ребенку в счете. Затем педагог просит остальных детей проверить, правильно ли они посчитали игрушки наоборот. Дети шепотом с использованием указательного счета производят пересчет (сначала прямой, затем обратный) расположенных на расстоянии предметов, а педагог контролирует выполнение действия. Далее действие производится всеми детьми и на различном демонстрационном материале: грибочках, брусках, пирамидках и др.

Ребята, вы молодцы! Какие игрушки вы считали. Сколько их было?

Гимнастика для глаз. Наши глазки немного устали. Выполним гимнастику для глаз.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

 «Разложим по порядку» Дефектолог предлагает посмотреть на экран на серию из 4 картинок с изображением утра, дня, вечера и ночи в случайной последовательности и говорит: «Царевна в последнее время стала рассеянной. Какой стала Царевна? А что значит рассеянный? Царевна стала утром ложиться спать, а вечером просыпаться, днем ужинать, а вечером завтракать? Что напутала она? Давайте поможем Царевне и расскажем, что надо делать утром, что делать днем, что делать вечером и что делать ночью». Дефектолог  предлагает восприятию дошкольников сюжетные картинки, на которых изображены действия людей в различное время суток и просит сказать, какую картинку надо положить сначала, какую следующую и т.д. По мере выполнения задания педагог по указанию детей отбирает картинки из совокупности расположенных вразброс на демонстрационном полотне картинок и расставляет их по порядку на полотне. При этом дошкольники называют действие на картинке и говорят, какой ее надо положить по порядку, после какой картинки ее надо расположить. Каждый ребёнок выполняет задание  у себя на карточке с липучками.  Виды помощи дошкольникам могут быть следующими: 1) «неправильно, подумай еще»; 2) направляющие вопросы («Мы умываемся утром или днем? Значит, куда надо положить эту картинку?» и т.п.); 3) прямые указания на картинку, которую надо положить и называние действия на них; 4) показ правильной последовательности с объяснением, после чего действие воспроизводится детьми.

Ребята, расскажите, что надо делать утром, днем, вечером и ночью

  1. Подведение итогов.

Царевна благодарит вас, что научили считать ее, помогли ей вспомнить о том, что мы делаем в разные части суток.

Давайте еще раз  напомним царевне! Сколько здесь кубиков (показывается совокупность из 4 кубиков)? Давайте еще раз посчитаем по порядку. 2. Что мы делали с карточками, которые  были у Царевны ? Какое число больше: «2» или «5»? «3» или «4»? «4» или «5»? А какое число меньше: «2» или «5»? «3» или «4»? «4» или «5»)?  Давайте еще раз посчитаем игрушки Царевны наоборот (используется любой предметный ряд из 6 объектов задания). 4. Что мы делаем  утром? днем? вечером? ночью (используются сюжетные картинки задания)?

После занятия дефектолог раздает детям наклейки за занятие, этим повышая мотивацию к качественной работе на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Матрешка»

Занятие предназначенно для воспитателей, дифектологов и работников дошкольных учреждений....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Анализ практики обучения показал, что на занятиях по формированию элементарных математических представлений недостаточно внимания уделяется формированию представлений о протяженности предметов. Основн...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей».

Работа представляет собой конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей»....

Конспект педагогического мероприятия с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математики с Совой»

Цели и задачи:Закрепить счет в пределах 4, знание цифр от 1 до 4, умение различать и называть геометрические фигуры;учить сравнению и уравниванию двух групп предметов, составлению геометриче...