доклад на тему: "Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников школы – интерната".
статья

Костюченков Артур Анатольевич

" Через активную организацию жизни в школе ребёнок придёт к умению войти в жизнь"

Лев Семёнович Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников 5класса школы – интерната.

«Через активную организацию жизни в школе

                                               ребёнок придёт к умению войти в жизнь»

                                                                                     Лев Семёнович Выготский  

                                                                                             

    В течение всего  учебного года дети выполняют поручения, начиная с дежурства  по классу, с поддержания порядка на своём рабочем месте. У каждого из детей есть поручение, соответствующее  их интересам. Кроме того ,дети 5класса активно участвуют в самоуправлении школы. Особенно старосты. Для развития самоуправления проходит коллективное планирование, обсуждение выполняемых дел, коллективный анализ  и оценка всех проведённых мероприятий.

    Формированию социальной и жизненной позиции у воспитанников моей группы способствует:

-  повышение активности учащихся в классных и общешкольных делах;

Это 100% участие детей группы в классных делах(спортивные часы, викторины, рисунки, изготовление снежинок и т.д.).Участие в общешкольных мероприятиях(наша группа участвует во всех школьных мероприятиях)

Повышению активности детей способствуют так же проведение бесед (Кто твой друг? Телефон доверия. Скажи нет вредным привычкам и т.д )Кроме бесед проводятся экскурсии по селу. Особенно популярна экскурсия в карьер в рамках кружков «Экологический» и «Родничок».Особое место уделяется играм. Они разнообразны. Это и моделирование жизненных ситуаций (имитационные игры «войди в класс, обратись к старшему, соверши покупку»

Отдельно стоят игры межличностного направления «Король», «Прикосновение бабочки»

-  реализация интересов каждого учащегося;

Это прежде всего педагогические и дидактические условия.

Педагогические:

 – Разбить на этапы

– Разработать методическое обеспечение

– Выработать требования и мониторить

Дидактические условия  – это ролики. Узнаём об интересах учеников из наблюдений , опроса , тестирования.

– воспитание активного класса, которому небезразлична школьная жизнь;

Самое известное мероприятие в школах страны – день самоуправления. В моей группе это эстафеты и участие в коллективных играх. Участие в школьных ярмарках, викторинах. Тест « Я – лидер» выявит уровень лидерства каждого ребёнка.

- создание условий для самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

Это в основном в нашей школе самоуправление школы и поручения.

- создание условия для творческого развития, инициативности, самостоятельности;

Скажу лишь , в группе поощряется инициатива и различные социальные ситуации , познавательная деятельность , коммуникативная деятельность и др. Из последнего – обсуждение участия А.Зозулина в ноябре в международном конкурсе. Основой для создания условий – это игра. Данные условия оказывают значительное влияние на формирование личности.

                                                                                                                                                             

  Наши дети проводят в интернате большую часть своей школьной жизни. У них насыщенная учебная программа.

     В своей работе стараюсь помочь  ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для себя и для окружающих. Объясняю, что осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своём классе, школе, близких людях, родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и младших наших братьях - кормушки, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо.

    Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не 

приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Творческий коллектив – вот главный путь формирования у учащихся активной жизненной позиции. И работу по созданию такого коллектива надо начинать  как можно раньше, с первых же дней пребывания в школе.

Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей, которые помогут формированию в каждом из ребят  человека с активной жизненной позицией. Пример – несколько лет проводил тест на оценку устойчивости внимания – корректурная проба Он дал нулевой результат. А вот тест Баса Дарки очень хорошо выявил уровень агрессии. Занимаясь агрессией мы в группе установили лекарство – пантомима.

    Важно объединить в коллектив разных по характеру и по интересам детей и обеспечить комфортное существование каждого в коллективе. Ребята в группе подвижные  и любознательные, стараюсь  использовать это для достижения воспитательных целей.  Для достижения целей воспитательную работу я выполняю  по тематическим периодам. Каждый из периодов посвящается теме комплексного воспитательного значения, которая даёт возможность решать различные воспитательные задачи (нравственные, трудовые, эстетические, физические, патриотические).  В своей работе пользуюсь различными требованиями. Со временем дети привыкают к определённым требованиям.

      Участие ребят в жизни класса, в распределении обязанностей и в контроле за их выполнением имеет важное воспитательное значение.  Дети 

приобретают организаторские навыки и умения, развивается                           их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т.е. формируется их активная жизненная позиция.

Стараюсь поощрять самостоятельность, инициативу.

  

После проведения мероприятия, участие в конкурсах, обсудить вместе с детьми, что получилось, что можно было сделать лучше. Постепенно они учатся вместе планировать работу, обсуждать, анализировать. Стараюсь поддерживать атмосферу дружелюбия, коллективной заинтересованности в успехах одноклассников, самоуважение.

     Одной из главных задач современной российской школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Ведь здоровье - это бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. Моё направление – это ответственность детей за своё здоровье. Это не только физическое , но и духовное здоровье.

   Внутреннее напряжение любого человека, выходящее наружу в виде отрицательных эмоций, передается людям, которые находятся рядом.

Особенно опасны такие эмоции в отношениях учителя (воспитателя) и ученика, что ведет к развитию у детей неврозов, отрицательного отношения к учебе, нежеланию самостоятельно приобретать знания, притупляет память, внимание, нарушает общее самочувствие ребёнка.

Важным фактором воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого достигаю с помощью интересных заданий, веселых безобидных шуток, физкультминуток, динамических пауз.   Слежу за посещением воспитанниками кружков, спортивных секций, тренировок. 

   Активно использую в работе такой метод, как беседа.  Беседа является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы  занятия.

     Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни зависит от уровня владения навыками общения,  умением воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи, т.е. коммуникативной функцией   речи.  Для наших детей характерна недостаточная сформированность   дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции,  адекватного поведения в мире людей. Для коррекции этих недостатков использую такие методы, как: беседы, инструктажи, диалоги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, просмотр и обсуждение  фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы (приемы и методы) формирования у учащихся ключевых компетенций по иностранному языку

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции у учащихся. Коммуникативная компетенция и ее компоненты как ключевые компетенции , приемы и методы их ф...

Доклад «Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»

laquo;Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»      Рассматриваются подходы к структуре и сод...

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....

Формирование социальных и жизненных компетенций у детей с ТМНР при вариативном обучении

В последние годы большое внимание уделяется проблемам воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации детей-инвалидов с выраженными нарушениями развития: совершенствуются организационные формы раб...