Эффективные методики и технологии в обучении английскому языку в школе детей с ОВЗ
материал

Саакян Мари Самвеловна

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методики и технологии в обучении английскому языку в школе детей с ОВЗ

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). 

Определимся с понятием ОВЗ. В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности, имеет особые потребности. Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

При работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий и методов обучения иностранному языку детей с ОВЗ активно обсуждается. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Так, существует ряд относительно универсальных технологий и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся.

Формирование доступной образовательной среды требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. И вот такая система обучения вроде бы создана - инклюзивное обучение (термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах), включает в себя коррекцию психической деятельности, коррекцию определенных нарушений физического характера, развитие речи, расширение представлений о мире, формирование обще интеллектуальных умений. Реализация данной технологии проходит в условиях максимального погружения ребенка в речевую среду, повышения его двигательной деятельности и эмоционального тонуса, а также формирования самоконтроля и мотивации учебно-познавательной деятельности

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Выделим основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, это связь с внешним миром, социальных контактов со сверстниками и взрослыми, общения с ними, с природой, доступ к культурным ценностям. Эти проблемы связаны не только с социальным, физическим и психическим здоровьем, но это и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.

Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности, которая обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Работа с детьми с ОВЗ ведется в четырех направлениях: управленческом, профилактическом, защитно-охранном, аналитико-диагностическом.

Таблица 1.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ

Направление

Содержание

Управленческое

1.Участие в педагогических советах.
2.Консультирование классных родителей.
3.Участие в разработке плана работы службы сопровождения.
4 Составление отчетов и справок.
5.Участие в совещаниях, семинарах и рабочих группах для повышения результативности своей работы  и налаживании контактов.

Профилактическое

1.Изучение контингента учащихся (социальный состав школы).
2.Изучение социума детей.
3.Участие в работе службы сопровождения.
4.Вовлечение учащихся в кружки, секции, студии, ГПД.
5.Сотрудничество с КДН и ОДН.

Защитно-охранное

1. Осуществляется патронаж вновь прибывших учащихся (школьная адаптация).
2. Организация получения льготных проездных документов для учащихся.
3. Контроль за организацией помощи детям из группы риска.
4. Организация летнего отдыха учащихся через ОДН и Комитет по делам молодежи.
5. Трудоустройство учащихся на летний период.

Аналитико- диагностическое

1.Сбор информации об учащихся, задержанных полицией.
2. Анализ работы социального педагога на начало и конец учебного года.
3. Изучение новых воспитательных технологий с целью достижения максимальной эффективности в работе.

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями, в зависимости от характера заболевания:

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить детей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации.

Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:

  • Легкие и умеренные нарушения функций.
  • Выраженные отклонения.
  • Высокая выраженность патологий.
  • Резко выраженные нарушения.

Дети с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все дети из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями. Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни.

Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Дети из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.

Формирование доступной образовательной среды требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками.

Учебный процесс для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с детьми, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Электронные учебники дают ему возможность  путешествовать по миру, по странам изучаемого языка, расширяют кругозор, формируют мировоззрение, позволяют ему почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать свое «я», а в целом – утверждаться в социуме,  открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей. Поэтому учебный предмет «Английский язык» ориентирован на повышение уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль иностранных языков, знание которых необходимо во время путешествия, при работе с компьютером, при покупке заграничной продукции и в других условиях, изучение иностранного языка просто необходимо. Учебный предмет необходим для того, чтобы знать (узнавать) и употреблять в своей речи наиболее распространенные слова и фразы, часто используемые в русском социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети Интернет и т.д.).

Задачи курса «Английский язык»:

− максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся;

− развить у них интерес к английскому языку, культуре Великобритании и других англоязычных стран;

− стимулировать коммуникативно - речевую активность. Ведь обучать языку -следовательно, обучать культуре, имея в виду взаимосвязанные коммуникативное и социокультурное развитие учащегося.

В силу того, что мы работаем с разными категориями детей с ОВЗ, необходимо выстраивать определенную методическую систему работы с каждым ребенком, для того чтобы осуществлять коррекционный процесс, его тактику и стратегию коррекции развития ребенка.

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Значительно изменен объем изучаемого грамматического материала. Исключение его обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Работая с детьми с нарушениями здоровья, мы считаем необходимым подчеркнуть, что существует целый ряд проблем в обучении таких детей иностранному языку (в частности, английскому).  Например, с проблемой усвоения лексического материала на уроках английского языка учениками школы сталкиваются многие учителя. Это характерно и для детей с различными нарушениями здоровья. Не исключение и дети с задержкой психического развития. Многие психологи отмечают следующие основные черты таких детей: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабая воля, психопатоподобное поведение, скудный запас общих представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. У таких детей замедленное восприятие. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, страдают все виды памяти. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности. Если говорить об особенностях работы учеников на уроке английского языка, то можно сказать следующее:  

1) Эмоционально-волевая сфера не развита (заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается).

2) Дети имеют нарушения внимания. Тяжело концентрируются на чём-либо, произвольное внимание  неустойчиво, очень рассеянны, плохо развито переключение.

3) Следствие этого - незрелость механизмов памяти. Слабая оперативная память. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета (импринтинг), иногда помогают.

4) Отстают в развитии все формы мышления. Дети тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.

Поэтому, а также исходя из специфики предмета, проблема обучения детей с задержкой развития учебным предметам весьма актуальна в настоящее время 

Цель, которую учителя ставят на уроках иностранного языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках иностранного языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации).

Дети с ОВЗ особенно утомляемы и в целях предупреждения чрезмерной утомляемости таких детей, крайне важно отойти от однообразия в планировании учебных занятий. Для успешного выполнения учебных заданий необходимо привлекать все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Использование разнообразных приёмов, таких как, недосказанность, смена логики последовательности событий, визуализация, ролевые игры, музыкальный фон и т.д. будет способствовать подключению воображения учащихся при выполнении заданий. Естественно, эффективность их выполнения будет во многом зависеть от выбора образовательных технологий.

Арсенал образовательных технологий велик и здесь необходимо отобрать такие, которые обладают коррекционно – развивающим потенциалом. Среди них можно выделить технологии разно-уровнего обучения, игровые, проектную деятельность, Информационно-коммуникационные технологии, здоровье-сберегающие технологии. Важно помнить, что должна соблюдаться специфика применения даже в рамках одной технологии в зависимости от особенностей нарушений ребенка.

Предлагаю это рассмотреть на примере игровых технологий. Все дети, особенно младшего школьного возраста любят играть, дети с ОВЗ особенно. Участие в игре повышает интерес данных детей к иностранному языку. Вступая в игру преодолевают самый важный психологический барьер – страх и у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, Все учащиеся, даже самые слабые, пытаются принять участие в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игровых заданий состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность.

Каждому ребенку, приступающему к изучению нового для них языка, важно почувствовать себя успешным, хочется увидеть результат и задача учителя и будет состоять в том, чтобы показать этот результат уже с первых уроков.

Урок начинается с приветствия, запомнится оно за счет его необычной формы. Это достигается использованием игровой ситуации «Приветствие», выполняемой с движениями. Каждый играющий получает свою роль, новое имя. Все слова сопровождаются движениями, например, на приветствие «Hello, Ann!» дети машут друг другу рукой, на вопрос «How are you?» хлопают друг друга по плечу, говоря «I have missed.» скрещивают руки на груди, констатируя «You have come» разводят руки в стороны, а на слова «Very well!» обнимают друг друга.

Двигательная память хорошо развита у детей с ОВЗ. Эту особенность необходимо использовать, включая в учебный процесс игровые ситуации, требующие от детей каких-то движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении и букв, и слов, и грамматики. Игра «Кузнечик» используется для повторения порядка слов в предложении. Части предложения записываются на отдельных листах бумаги и раскладываются на полу, ученик прыгает с листа на лист, соблюдая правильную последовательность, проговаривая предложение. Игра «Типография» способствует развитию навыков звукового анализа и синтеза слов. Учитель предлагает ряд букв (одного слова) и просит разложить их в правильном порядке, затем прочитать его, записать в тетради (при необходимости сосчитать звуки и буквы). Игра «Пишущая машинка» развивает произвольное внимание, помогает закрепить навыки чтения. Ребёнку присваивается звук, ведущий произносит слово, затем дети, быстро поднимаясь и садясь, произносят звуки в том порядке, в каком они следуют в слове. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши.

Знакомые для детей игры, в которые они играют в своей повседневной жизни, приобретают для них особую окраску на уроках иностранного языка, например, игра «Съедобное, несъедобное».

Игра для закрепления глаголов «What can I do?» также проходит с двигательной активностью. Ведущий, обычно это один из участников игры, показывает движение, кто догадался должен назвать слово, обозначающее это движение. Заинтересует детей игра на внимание «Ухо, нос, голова», т.к. они получают возможность отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет части лица на иностранном языке, при этом показывает другую. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят. Для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Freeze». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

Игра «Паровозик» с успехом может быть использована при работе с алфавитом. Играющие берут картинку с буквой, а затем по команде должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы - соседи. Игра «Домино». Учащийся получает набор домино, где в одном поле-числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления).

Внимание ребенка с ОВЗ не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, а подвижные игры помогают создавать благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления здоровья детей. Данные игры можно использовать в качестве физкультминуток, что, несомненно, сбережет время и дежурные физкультминутки будут намного интереснее и эффективнее.

В своей работе я часто использую проектную методику, особенно на заключительном этапе работы над темой. В основе проектной методики лежит принцип деятельностного подхода. А он, в свою очередь, основа ФГОС. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности, что и является целью обучения по ФГОС, а именно, развитие личности ребенка на основе УУД.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, обучающиеся получают информацию самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, а задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность обучающихся, показать им критерий оценки и самооценки, обучить правильным формам выражения мнения, создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта.

Таким образом, что проект – это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у детей большой интерес и здоровый азарт. Ребятам нравится работать над проектом, так как они могут найти применение своим способностям, потребностям и талантам.

Рассмотрим различные виды проектов и варианты их использования на уроках английского языка.

Исследовательский проект, продуктом которого могут быть исследовательская работа, словарь, сборник сочинений. Возрастная категория детей с учётом продукта – 8-9 класс. Исследовательский проект предполагает следующие этапы: мотив, проблема, цель, задачи, способы, план, действия, результаты, рефлексия. Все эти этапы требуют чётких формулировок, определённого уровня развития мыслительных операций, что для детей с ОВЗ затруднительно, поэтому данный вид проектов, по моему мнению, целесообразно выполнять коллективно. Ребята учатся сотрудничать, дополнять мысли друг друга, генерировать идеи, предлагать варианты. Тем более, что исследовательские проекты обычно очень информативны и требуют изучения большого объёма информации, поэтому этот объём не будет столь большим, если разделить его на всех учеников.

Например: «Англоязычные надписи на одежде».

- Актуально: такие надписи есть практически у каждого подростка, но что они означают, большинство не знает. Актуальность в каждом проекте необходимо очень тщательно продумать, так как она «настраивает» эмоционально-волевую сферу детей на мотивированную работу над проектом.

- Целеполагание и формулировка задач. Данный этап зависит от уровня подготовленности детей с ОВЗ. Роль учителя – организовать коммуникацию между детьми и совместно определить шаги по реализации проекта.

- Сбор информации: изучить историю происхождения надписей на одежде; найти определённое количество таких надписей (либо из своего окружения, либо поиск в интернете), что пополняет запас общих сведений и повышает уровень представлений об окружающем мире, а также происходит обучение работе в цифровом пространстве.

- Коллективный перевод надписей и группировка их по темам, в процессе которого закрепляется умение работать со словарём и расширяется лексический запас английских слов.

Возможно разными способами варьировать данный проект, например, включить творческую составляющую (ребята придумывают свою личную, либо коллективную англоязычную надпись); создать словарь наиболее часто используемых английских слов; поработать с другими учениками школы (например, младшими школьниками), доказать, что одежду с надписями носят, но значение не знают, мотивировать, сначала перевести надпись, и только потом одевать одежду с ней. Также, данный проект может стать межпредметным, например, в тандеме с технологией, когда надпись, придуманную на английском, ребята в различных техниках (например, при помощи трафарета и баллончика) наносят на ткань (футболку). Таким образом, каждый ребёнок может быть дизайнером собственной одежды.

Итак, в ходе работы над исследовательским проектом решается проблема эмоционально-волевой сферы, коммуникативного взаимодействия, расширяется словарный запас, не говоря уже о развитии мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, умозаключение и т.д.,

Исследовательскому проекту есть место на каждом уроке, так как, когда перед детьми с ОВЗ предстаёт два языка, соответственно, две страны, две культуры и т.д., можно бесконечно рассматривать их в сравнении, отмечая схожести и разницу.

Творческий проект (рекламная брошюра, стенгазета, виртуальная экскурсия, словарь в картинках). Основные преимущества данной технологии состоят в том, что она основана на коммуникативном подходе, дает возможность развития одновременно различных компетенций речевой, лингвистической, социокультурной, учебно-познавательной. Второй положительный момент, это возможность повышения мотивации к обучению, идущей не извне, а от учащегося. При вовлечении учащихся в данный вид работы они сами заинтересованы в ее наилучшем выполнении и сами решают вопрос о стратегии и тактике производства продукта, применяя свои творческие способности. Роль учителя направлять, помогать и консультировать, а не диктовать свои условия.

Запоминание лексики английского языка вызывает трудности у детей с ОВЗ. Творческий проект способен эти трудности преодолевать, так как в процессе создания творческого продукта ребёнок проживает ситуацию. Английская лексика может стать частью проживаемой ситуации, например, в применении «Способа ассоциаций» в запоминании слов. Представьте себе дерево. Правда же легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей и листьев, чем маленькое деревце с несколькими веточками? То же самое верно и для мозга. Когда ребёнок соединяет новое слово или понятие с тем, что он уже знает, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент. То есть дерево – это запоминаемое слово, а веточки дерева – ассоциативный ряд, который ребёнок изображает в виде картинок. Такой проект можно выполнять при запоминании любой лексики.

Например, «Глаголы движения» 5 класс:

- глагол «walk». Рассуждения: На какое русское слово похоже? – Волк (ребёнок изображает волка). Волк в лесу что делает? – Ходит, бродит. Walk-ходить.

- глагол «look» - похоже на русское слово «лук», когда лук чистим - слёзы, слёзы из глаз, глаза что делают? – смотрят. Look-смотреть.

Поможет творческий проект и младшим школьникам при запоминании звуков и букв, когда ребёнок, глядя на образ звука (буквы) фантазирует, на какой предмет он похож и изображает его, дополняя необходимыми художественными элементами («h» -«стульчик»).

Выполняя с ребятами такие проекты, мы развешиваем их в классе в качестве наглядности, которая так необходима детям с ОВЗ.

Творческие мини-проекты также могут присутствовать на любом уроке. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Практико-ориентированный проект (инструкция, письмо, буклет). Как известно, данный вид проектов ориентирован на социальный запрос общества, и детей, в частности. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Такой проект можно начинать с каждым 5 классом и называется он «Сборник лайф-хаков». Вначале проект является исследовательским, учитель и ребята выясняют, что такое «лайф-хак», приходят к выводу, что это хитрость, инструкция, рекомендация и начинают на каждом уроке искать лайф-хаки изучения английского языка, то есть те, или иные способы, которые помогают им проще запоминать слова, строить предложения, в общем, изучать английский язык. Каждый год, каждый класс подводит итоги, насколько увеличился сборник в этом году и, конечно, 9-классникам всегда очень нравится хвастать, «в добром смысле», объёмом своих сборников. Лайф-хаки дети подсказывают сами и делятся ими друг с другом.

Например, ребята с ОВЗ очень часто путают буквы «b» и «d», для них у нас есть стишки: «Буква «b» (би) в дверь беги» (то есть в классе, относительно учеников кружочек у буквы «смотрит» в дверь). «Буква «d»(ди) в окно не прыгай – погоди» (кружок буквы изображается в сторону окна).

Лайф-хаками могут быть стишки, зрительная схожесть образов, специальные схемки (например, I am всегда изображаем в «сердечке», так как I «любит» только am) и т.д.

Итак, известная китайская поговорка гласит «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и я запоминаю». Я считаю, что она наиболее точно отображает главный принцип работы с детьми с ОВЗ и полностью реализуется в процессе проектной деятельности на уроках английского языка.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка позволяет детям с ограниченными возможностями полюбить и использовать иностранные языки в повседневной жизни. Для развития коммуникативных навыков, прежде всего, необходим достаточный запас лексики. Интернет - ресурс http://www.lingualeo.ru поможет детям с ОВЗ выучить как можно больше слов в контексте. Данный ресурс уникальный в своем роде, во - первых он бесплатный, а во-вторых технология обучения доступна для обучающихся. Программа разработана с учетом психологических особенностей обучающихся. Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Упражнения выстроены в строгом соблюдении последовательности их выполнения. Упражнения на аудирование включают ознакомительное прослушивание и проверку понимания содержания прослушанной аудиозаписи. Упражнения на формирование графического и звукового образа слова выполняются с опорой на мультипликационную презентацию. Формирование навыков чтения осуществляется на основе метода звуко-буквенных соответствий, метода восприятия слова или фразы как целостной единицы. Учащимся предлагается найти слова на экране по его звучанию.

Обучающиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ребятам уверенность, что все у них получится. Так как большое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися. Аналогичный сайт есть для изучения немецкого языка http://www.gml.ru. Там тоже обучение через прослушивание фильмов, песен, текстов в контексте. И обучающийся сам выбирает ту лексику, которую ему надо заучить. Еще существенно помогает в работе с детьми с ограниченными возможностями сайт http://www.busuu.com. На этом интернет ресурсе можно выучить несколько языков. Здесь еще предоставляется возможность найти друзей из других стран мира и переписываться с ними. Для них язык переписки — родной. Таким образом, в первую очередь решает коммуникативная задача, т.е. ребенок реально видит, для чего он изучает иностранный язык. С носителями языка обучающиеся могут общаться на сайтах http://www.freshlingua.com или http://www.sharetalk.com. Преимуществом этих сайтов является то, что разговорный английский язык преподносится в виде легкого сериала с субтитрами. Очень важно на уроках иностранного языка погрузиться в языковую среду. И все эти интернет ресурсы дают для этого прекрасную возможность. Сайт http://www.cookie.com интересен как разработанный ресурс для детей младшего возраста, но для англоговорящих детей. Поэтому для тех, кто учит английский как иностранный много интересного и в 7 и 8 классе. Такой же сайт есть и для изучения немецкого языка http://www.elsy.at/deutsch. Изучающим немецкий язык достойным внимания будет сайт http://www.de-online.ru. На этом сайте можно просмотреть видео и прослушать аудио материалы по немецкому языку.

Погружение в языковую среду предполагает базовые знания по грамматике и для формирования грамматических навыков очень хорошо подходит сайт http://www.study.ru. На этом сайте можно знакомиться с грамматикой как английского так и немецкого языков, а так же там можно найти много упражнений и тестов по грамматике разного уровня. Пополнить словарный запас обучающихся можно и с помощью программ по заучиванию слов http://www.repete-my.com. Здесь можно легко за урок выучить большое количество лексики. Некоторые обучающимся, у которых есть проблемы с запоминанием новых слов, используют сайт http://www.english-cards.ru, на котором они могут распечатать карточки с английскими словами и учить их визуально. Кому-то это система подходит больше, чем заучивание слов через просмотр презентации или фильма.

Ряд упражнений разработан и активно применяется педагогами-психологами на основе природо-сообразности и здоровье сбережения. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС.

Уроки английского языка с обучающимися с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти.

На начало каждого урока 3-5 минут уделяются на упражнения по развитию различных видов памяти: фотографической, пространственной, зрительной и ассоциативной. Для проведения данных упражнений требуется разделить листок на 12 равных частей и выдать ученикам. На доске учитель чертит точно такую схему и в ней крепит разнообразные картинки предметов, начиная с трех, а в конце учебного года учащиеся обучатся запоминать 12 предметов, и расставлять их в требуемое окно.

Для проведения упражнений по тренировке фотографической памяти требуется засекать время ровно на столько секунд, сколько предметов закреплено на стенде. Учащиеся должны с точностью расположить предметы в определенное для них окошко.

Для проведения тренировочных упражнений по зрительной памяти учитель засекает время для запоминания предметов и их местоположения, начиная с трех предметов, и для этого требуется 20 секунд. По мере добавления предметов в окна таблицы увеличивается количество секунд на запоминание. Когда все 12 окон таблицы заполняются, то обучающимся необходимо давать 60 секунд для запоминания предметов.

Упражнения по тренировке пространственной памяти настраивают учащихся на умение ориентироваться в пространстве, что иногда вызывает сложность у детей с ОВЗ.

Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации иноязычной лексики.

Также каждому ребёнку выдается индивидуальная карточка шкалы настроения, на которой изображены лица с разным выражением и мимикой. Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия учащиеся определяют своё настроение.

Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, для чего используется карточка оценки отношения к уроку. Каждый урок определяется:

– отношение обучающегося к занятию;

– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.

В конце каждого урока проводится мониторинг обучения и восприятия материала путём постановки знака плюс в колонку с ответом «Да», если ученик ощущает лёгкость и удовольствие на уроке. А также, если ребёнок испытывает дискомфорт или затруднение при освоении речевых компетенций, то ученик ставит знак минус в колонку «Нет».

Урок иностранного языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей.

Например, при работе с новым текстом, чтобы снять затруднение и напряжение используем следующие приемы работы:

  1. Finish the sentences (Закончи предложение)

e.g. In the middle of the room there is … (a big round table).

2. Find the beginning of the sentences (Найдите начало предложений).

e.g. (There is a little Clay Hut)… in the green wood.

3. Give the English equivalent to the Russian sentence (Найдите английский эквивалент русскому предложению).

e.g. В зеленом лесу проживали мудрые обезьяны (There lived wise monkeys in the Green Wood)

4. Whose translation is correct? (Какой перевод правильный?)

Ученикам на выбор предлагается три русских слова к английскому варианту

стул

a table парта

стол

Фонетическая зарядка, также как и речевая, помогает настроиться на работу на уроке английского языка. Используются небольшие рифмовки, поговорки пословицы и видеоролики и презентации. Фонетическая тренировка помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультипликационный видеоролик. Данный вид деятельности проводится в виде игры и театрализации, что развивает все виды модальности у обучающихся.:

- слуховую,

- зрительную,

-моторно-двигательную.

Исходя из того, что преподавание английского языка придерживается практико-ориентированной направленности, в конце каждой пройденной темы, ученику предлагается творческая работа по созданию портфолио: оформить рисунки, создать презентации, конкурс на лучшего диктора, собрать из картинок предложения по пройденной теме.

В условиях современной действительности чрезвычайно актуальным становится проблема дистанционного преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим конспект одного из возможных уроков.

Дистанционный урок в 6 классе, тема урока: «Будущее простое время. Future Simple».

Цель урока: развитие коммуникативной компетентности учащегося.

Задачи урока:

1. Практическая: формирование умения сообщать о своих планах на будущее в кратком монологическом высказывании (в говорении); развитие слуховой дифференциации (в аудировании); развитие умения поискового чтения (в чтении).

2. Воспитательная: развитие умения работать в парах, слушать и уважать друг друга, мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, способствовать развитию творческой активности учащегося.

3. Развивающая: коррекция и развитие внимания, памяти, ассоциативного мышления, развитие языковой догадки.

В ходе урока практикуется правильное произношение слов по теме «Погода, времена года»; использование грамматических структур в монологической речи; в вопросах и ответах.

Применяются различные технологии обучения: технологии сотрудничества, коммуникативные технологии, информационно-коммуникативные технологии (мультимедийная презентация, электронно-образовательные ресурсы (ЭОР).

Практические методы: устные упражнения. Методы обучения: словесные, наглядные, практические (по восприятию информации); создание ситуации успеха (стимулирующие).

На уроке используются грамматические схемы, карточки с самостоятельным заданием, мультимедийная презентация, ЭОР по теме, учебник «Spotlight 6», аудиозапись песни “You’re my sunshine”, электронные материалы центра образования «Технологии обучения» (I-class г. Москва).

Ход урока:

I. Оргмомент.

Teacher: Hello! I’m glad to see you. How are you? Начнем наш урок. Надеюсь, урок будет интересным. Прежде всего, посмотри на доску и скажи, какова тема данного урока.

Предполагаемый ответ: Тема урока ...

Учитель: Что мы будем делать сегодня на уроке, как ты думаешь?

Предполагаемый ответ: Мы будем …

II. Актуализация материалов предыдущих уроков.

1. Фонетическая зарядка.

T: Повторяй за мной! (Используется презентация)

[W]

Will

When

Where

What

Why

Weather

Windy

Wet

2. Речевая зарядка. Вырази свое согласие или несогласие со мной! Используй речевые клише : It’s true (Верно) или It’s false (Неверно). Используется материал ЭОР.

It is spring now.

Spring starts in May.

Spring is over in December.

The weather in spring is beautiful.

It’s usually hot in spring.

It is warm and sunny today.

You like spring very much.

3. Актуализация грамматики предыдущего урока.

Повторение грамматического материала прошлого урока (работа с таблицей).

Т. Что обозначает это время?

Как мы образуем будущее простое время? Какой глагол-помощник мы будем использовать? В какой форме стоит смысловой глагол?

4. Тренировка грамматики в упражнениях.

T.: Давай поработаем с упражнениями.

- Аудирование.

T. Прослушай предложения в аудиозаписи (№109 в I-class.). Затем скажи, какие города и когда посетит Боб.

- Устная речь, аудирование.

Т. Составь предложения о погоде, используя данные символы. (Упр. 8 с.154) Затем проверь себя, прослушав аудиозапись (№110 в I-class.).

5. Развитие навыков монологической речи с использованием структур простого будущего времени.

Т. Расскажи, что ты будешь и чего не будешь делать в следующее воскресенье.

6. Релаксация. Теперь послушаем песенку.

Т. Понравилась ли тебе песенка? О чем она? Какое время используется в ней?

7. Введение нового грамматического материала. Общие и специальные вопросы в Future Simple.

1) Образование общих и специальных вопросов. Самостоятельная работа ученика с параграфом: наблюдения, выводы.

2) Закрепление (составление вопросов по схеме и ответы на них.

III. Домашнее задание.

Подведение итогов. Рефлексия.

Т. Понравился ли тебе урок? Что нового ты узнал, чему научился? Выбери смайлик. Ты отлично поработал(а). Твоя оценка … Goodbye. Good luck.

Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка являются наиболее эффективными в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описанные методики не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Необходимо всемерно поддерживать у детей с ОВЗ интерес к иностранному языку и его изучению. Учитель должен проявлять терпение, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть, радоваться их успехам.

Проанализировав литературу по методике преподавания иностранного языка для детей с ОВЗ, можно сделать вывод о том, что обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью, так как они способствуют развитию личности ребенка. Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только как средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.

Следует отметить, что одной из основных функций обучения детей с ОВЗ является коррекционная работа, которая осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить слова по теме), сколько создание условий для развития ребенка. Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.  Конечно же, не все учащиеся выйдут из школы свободно владеющими  английским языком, но иноязычная культура, которой они овладевают в процессе общения, поможет им избежать бездуховности.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность.  Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного предмета, как английский язык, прежде всего необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Следующее, что нужно учесть - это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое затем быстро им усваивается.

      Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.

Список использованной литературы

  1. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4.
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
  4. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. -Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.
  5. Паутова И. В. Проектная деятельность учащихся как один из приемов повышения мотивации изучения английского языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №2.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  7. «Права человека и модернизация российского образования» – Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина.
  8.  Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами. Сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А.И. Кардашина. – Тула, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в школе

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому язы...

Доклад по теме "Проектная методика при обучении английскому языку в школе"

Я хочу показать конкретные обучающие действия учителя и действия учеников в процессе проектной деятельности....

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"ГБОУ ВПО МГПУСлушатель курсов повышения квалификации МГПУ "Современные методики обучения анг...

Как сделать урок английского языка эффективным и интересным.Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Панельная дискуссия.

Предлагаемый материал  является презентацией основных разделов Панельной дискуссиии по теме "Как сделать урок английского языка эффективным и интересным. Использование интерактивных и информацион...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...