Презентация "Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста"
материал

Шарова Наталия Викторовна

Рассмотрены теоритические основы  компетентности  педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста Учитель-логопед Шарова Н.В.

Слайд 2

Согласно ФГОС, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .

Слайд 3

Под связной речью мы понимаем смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание. Связность, по мнению С.Л.Рубинштейна , - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»

Слайд 4

Речь считается связной, если для нее характерны: Синонимом связной речи является – высказывание

Слайд 5

Виды связной речи Диалогическая речь (диалог) - процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе Состоит из реплик. Разговор двух или нескольких участников. Не нуждается в развертывании мысли. Разговорная лексика. Кратковременное обдумывание. Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами Логически последовательное высказывание. Выражает мысль одного человека. Полная формулировка и развернутость. Литературная лексика. Длительное и предварительное обдумывание Стимулируется внутренними мотивами.

Слайд 6

Описание – это характеристика предмета в статике. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания. Типы монологов

Слайд 7

Связная речь может быть ситуативной и контекстной Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий в ситуативной речи широко использует жесты, мимику, указательные местоимения В контекстной речи , в отличие от ситуативной речи содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства

Слайд 8

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Связная речь оказывает влияние на развитие личности ребенка помогает устанавливать связи с окружающими людьми определяет и регулирует нормы поведения в обществе .

Слайд 9

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Младший дошкольный возраст: Речь разговорная, простая форма диалогической речи. Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). Речь ситуативна , речь больше выражает, чем высказывает. Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление .

Слайд 10

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Средний дошкольный возраст: Активируется словарь, высказывания более последовательны и развернуты. Структура речи несовершенна, при употреблении сложно-подчиненных предложений упускается главная часть. Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает .

Слайд 11

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст: Речь более монологична , дети отвечают на вопросы кратко и развернуто. Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. Используют все типы предложений. Речь контекстна (понятна для окружающих, определяется задачами и характером общения ребенком с детьми). Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но еще недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.

Слайд 12

Средства развития связной речи - словесные поручения ; - дидактические игры; - игры образными игрушками; - инсценировки сказок (например «Курочка Ряба») ; - подвижные игры (например «Гуси-лебеди») ; - пересказ сказок, рассказов; - рассказывание по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине).

Слайд 13

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить учась говорить, но также совершенствует свою речь учась мыслить. Одним из средств овладения детьми связной речью является рассматривание картин. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. «…Не только интеллектуальное развитие ребенка, но формирование его характера, эмоций личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.» Л.С.Выготский

Слайд 14

Деловая игра для педагогов Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Слайд 15

Команда «Ромашка» Команда «Василёк»

Слайд 16

1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…» - Достаточно занятий по речевому развитию и грамоте. - Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все образовательные области: «Социально-коммуникативная», « Позновательная », «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Физическая».

Слайд 17

2. Ваша позиция по отношению к детям в НОД: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

Слайд 18

3. Какие методические приемы необходимо использовать для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей в речевой деятельности: - Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям; - Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги); - Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность воспитанников.

Слайд 19

4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования… • Последовательность изложения в соответствии с планом • Выделение и повторение главной мысли, идеи • Достоверность, убедительность сообщаемого факта • Простота и доступность речи воспитателя • Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу • Краткость рассказа педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком.  Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок н...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

Семинар "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

 Связная речь высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важне...