ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТИ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
статья

В статье описывается психология семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются основные формы психологической поддержки родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом наблюдается увеличение количества рождения детей с физическими и психическими нарушениями. Появление на свет такого ребенка является большим испытанием для всей его семьи. И они нуждаются в психологической поддержке и просвещении.

Данная проблема давно привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых в области дефектологии. Такие ученые как - М.М. Семаго, Н.В. Мазурова, И.Ю. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Ма-гомедова А.Н указывают на потребность интенсивного исследования вопросов семьи, которые воспи-тывают детей с ОВЗ [3]. Ведь именно семья должна быть тем самым местом, где ребенка всегда при-мут таким, какой он есть. Воспитание и коррекционная поддержка широко раскрыта в работах В. В. Ткачевой, И. Ю. Левченко. В.В. Ткачевой разработана система успешной работы с такими семьями. Она довольно подробно рассматривает сущность, направленность, последовательность, а так же орга-низацию работы педагога-психолога занимающегося данной проблемой в семьях [7].

На основе анализа научно-учебной литературы по психологии и специальной психологии охарак-теризовать психологическую поддержку родителяй детей с ограниченными возможностями.

Семьи ежедневно сталкиваются с большим количеством проблем и вопросов в воспитании детей с ограниченными возможностями, поэтому им необходима квалифицированная помощь и поддержка специалистов. Огромное значение имеет организация коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, которая должна быть создана у ребенка дома. Реализация этого требует от членов семьи зна-ний способствующих осмыслению способностей и нужд детей. Именно психокоррекционная работа яв-ляется источником помощи родителям таких детей. Семья должна быть твердо уверена, что на любой стадии жизни их ребенку окажут соответствующую помощь, а также то что, они всегда смогут обратить-ся за информацией к специалистам [1].

Начинать психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья следует с формирования доверительных отношений между педагогом и родителем. В ходе этого педа-гог включается во взаимосвязь с семьей, определяет их слабые и сильные стороны, тревоги и страхи связанные с ребенком. Ведь рождение ребенка с особыми потребностями всегда будет стрессом для родителей. Им весьма сложно привыкнуть к мысли, что их ребенок другой. Они чувствуют вину и стыд из-за рождения неполноценного ребенка; их пугает неосведомленность; пребывают в замешательстве; боятся за будущее своего чада. Это может привести к отчужденности и затворничеству, часто родители предпочитают переживать горе одним, отдаляясь от социума [2]. Рождение ребенка с нарушениями вносит изменения в уклад семьи, оказывает влияние на самооценку родителей, их надежды по поводу работы и на финансовое состояние семьи. Поэтому родители детей с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения ребенка нуждаются в ранней психологической помощи. Благодаря ранне-му началу поддержки семьи можно достигнуть больших результатов.

Работа со специалистом, в данном направлении, поможет исправить проблемы связанными с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями. Именно работа с психологом считается первостепенной. Цель этой работы заключается в трансформации мировоззрения родителя, принятие положительного в ребенке, а также показать матери пути выхода из сложившейся ситуации посред-ством осуществления ее личной работы. Такая точка зрения даст возможность получить смысл даль-нейшей работы с ребенком, создаст благоприятную атмосферу в семье, придаст сил и желание не только родителю, но и ребенку. Данное мировоззрение приведет родителей на путь слаженной, по-этапной, гармоничной роботы, что в дальнейшем гарантирует адаптацию ребенка в социум.

Включение семей в социум требуют реализации ряда мер. Которые будут ориентированы на улучшение личностного развития семьи, а также семейных контактов и контактов с окружающими. Ра-бота с матерью нацелена на укрепление эмоционального контакта с ребенком. Работа вместе с твор-ческим процессом, ориентированные на развитие ребенка, имеют все шансы убрать беспокойство, уныние, а также дадут возможность родителям получить новые ориентиры. Специалист работающий с семьей является не только помощником в приобретении новых знаний, но и вселяет в них уверенность в том что они преуспеют, поможет понять необходимость данной работы. Даже если на первых парах родитель не всегда может справиться с поставленными задачами психолог всегда должен прийти на помощь и поддержать. В этом и заключается психокоррекционный компонент работы.

В ходе осуществления психокоррекции специалист устанавливает перед собой следующие зада-чи:

 Сформировать новые ориентиры для родителей;

 скорректировать отношения между родителем и ребенком;

 привести в норму психологическое состояние родителей;

 восстановить личностные и межличностные отношения;

 наладить гармонию в отношениях между членами семьи и ребенком [6].

Содержание работы с родителями которые воспитывают детей с ОВЗ можно представить в 2-ух течениях:

1. Образовательно-просветительская работа.

Ориентирована на увеличение психолого-педагогической осведомленности родителей, углубле-ние знаний, развитие воспитательских способностей. Связь с родителями в этом направлении реали-зует не только психолог, но и медицинские работники, социальные педагоги, учителя и воспитатели, директор учебного заведения.

2. Психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это работа, нацеленная на включение коррек-ционных ресурсов семьи, которые обеспечивают результативность ее функционирования, что в свою очередь дает возможность формировать надлежащие возрасту ребенка и его психофизиологическим возможностям коррекционно-развивающее пространство, создавать и осуществлять соответствующие нуждам детей пути воспитания, основанные на плодотворной работе с семьей и положительном отно-шении.

Данное направление осуществляется в ходе консультирования семьи, психологического иссле-дования их проблем и коррекционной роботы с ребенком и родителями [7].

В ходе психологической поддержки следует принимать во внимание особенности ребенка, все факторы его развития, сохранность функций, социальную ситуацию семьи. Помня о специфичности психики ребенка с ограниченными возможностями следует тщательно составлять план работы с семь-ей. Психолог обязан признавать каждого ребенка и его семью как неповторимых, независимых лично-стей, уважать их мнение и право выбора. Ведь специалист предлагает помощь, а родители имеют пра-во распоряжаться помощью по своему мнению. Поэтому так важно найти контакт с родителями, настроить их на продолжительную работу [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что любая семья, которая воспитывает ребенка с ОВЗ, имеет право на получение психологической поддержки. В ходе психокоррекционной работы углубляют-ся знания родителей об особенностях своего ребенка, увеличиваются их воспитательские возможно-сти, а так же они получают навыки правильного общения с детьми.

Список литературы

1. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

2. Макалова, И. И. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ / И. И. Макалова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. — С. 267–272.

3. Маллаев, Д.М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, А.Н. Магомедова. –– М.: СМУР «Academa», 2008. – 180 с.

4. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

5. Посысоев, Н.Н. Учебное пособие для вузов основы психологии семьи и семейного консульти-рования/ Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

6. Стоумова, М.В. Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ / М.В. Сто-умова // Социальная сеть работников образования – URL:

7. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю. Левченко. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной  патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образ...

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна

Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье  в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...

Консультация для родителей:"Помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья"

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком....

Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной патологией, но и семьи, в которой они воспитываются.Специалисты образовател...

Консультация для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В данной консультации представлен материал для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здорровья. Материал представлен в виде памятки с  краткими  рекомендациями по воспитан...

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья...