Родительское собрание "Причины речевых нарушений. Основные направления коррекционной работы"
презентация к уроку

Котова Елена Александровна

Причины речевых нарушений.  Основные направления коррекционной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель - ЛОГОПЕД Котова Елена Александровна

Слайд 2

Причины речевых нарушений ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода, токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы). Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция, цитомегаловирус , вирусный гепатит. Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Несовместимость крови матери и плода. Нарушения сроков вынашивания плода - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель). Курение. Алкоголь и наркотические вещества. Прием лекарственных препаратов. Неудачное прерывание беременности. Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения). Стресс .

Слайд 3

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. 3.НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Подвывихи в шейном отделе позвоночника приводят к зажатию проводящих путей, а впоследствии к дизартрии. Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. 4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции ( менингоэнцефалит , менингит) . Травмы и ушибы головного мозга. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха. Соматическая ослабленность . Сильный испуг или стресс, психические заболевания. Неблагоприятные социально-бытовые условия. Причины речевых нарушений

Слайд 4

Речевые центры головного мозга Центр Брока - это двигательный центр речи в задней части лобной доли, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей . Центр Вернике , отвечает за понимание речи, - слуховой центр речи. Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли. Органические повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике , образуя систему, отвечающую за речь.

Слайд 5

алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе и сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга , наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия моторная —затруднение, двигательной организации звуков, слов; в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Причина — поражение речедвигательного анализатора ( центр Брока ) и его проводящих путей. Алалия сенсорная - когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух. Причина - поражение слухоречевого анализатора ( центр Вернике ) и его проводящих путей. На практике имеют место сочетания моторной алалии и сенсорной алалии.

Слайд 6

дизартрия Нарушение звукопроизношения и речи при дизартрии легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации органов речевого аппарата (губ, языка, щек, нёба), возникающее в результате органического поражения подкорковых отделов мозга и проводниковых путей . При дизартрии ограничена подвижность органов речи , из-за чего затруднена артикуляция. Дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

Слайд 7

? Родители Мед. помощь Логопед Воспитатели Другие специалисты

Слайд 8

комплексное лечебно-педагогическое воздейств ие Основные направления коррекционной работы Логопед - коррекционная работа (формирование, развитие, коррекция речи) Воспитатели - выполнение рекомендаций логопеда Родители - выполнение рекомендаций врачей, логопеда и воспитателей . Родители - обращаются за помощью их ребенку к врачам, логопеду и другим специалистам Врач – медицинское воздействие (диагностика, профилактика, лечение)

Слайд 9

Логопедическая помощь Учить детей внимательно слушать и понимать окружающую речь; Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание; Формировать правильное звукопроизношение и автоматизировать звуки в речи; Развивать слоговую структуру слова; Обогащать словарный запас; Развивать грамматический строй и связную речь; Развивать навыки звукового анализа и синтеза Логопедическая коррекция производится и дает положительную динамику в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК.

Слайд 10

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Своевременное, регулярное лечение Выполнение рекомендаций специалистов Выполнение заданий логопеда Благоприятная семейная атмосфера

Слайд 11

Благоприятное окружение Воспитательная работа Особый режим АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Медикаментозное лечение Психотерапия Участие родителей Логопедические занятия Рациональное питание

Слайд 12

Помогите своему ребенку и он будет здоровым и счастливым. Успехов вам в вашем нелегком родительском труде !



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Речевые игры для детей 7-го года жизни

Подготовила учитель-логопед Котова Е.А.

1. Лексика

1. «Я знаю 7 названий фруктов (овощей и т.д.)»

2. «Какой предмет? Что он  делает?» (по 7 слов)

3. «Семейка слов»

Мороз – морозец, морозище, морозить, заморозить, переморозить, обморозить, морозный, заморозок, Морозко, морозильный, Морозов, Морозова.

4. «Скажи наоборот»

Мир -              Легко -          Аккуратный -        Вежливый –

Говорить-      Работать-      Над  столом -         Застегнуть-  

5. «Скажи по-другому»  

Красивая – прекрасная, очаровательная, симпатичная, милая, восхитительная.      

6. Многозначные слова

  Ручка –                                            Ключ-

7. Объясни, как ты понимаешь выражение:

 - золотая голова, золотые руки, золотое сердце, золотой ковер;

 - бежать со всех ног; знать, как свои пять пальцев; сесть в калошу.

2. Грамматический строй речи

2.1. Словообразование

1. «Назови ласково»

красный помидор – красненький помидорчик

2. «Карлики - великаны» (глаза – глазки - глазищи)

3. Из «Из чего - какое», «Скажи, какой»

   металла – металлический        город – городской

4. «Чей, чья, чье, чьи»

 Мамин, Светин, заячий, павлиний

5. «Сравни предметы»

 Легкий – легче, красивый – красивее – красивейший

6. «Какой предмет, если …»

 он висит, растет – висящий, растущий

 его резали – резаный,  пекли – печеный, сломали – сломанный

7. «Скажи одним словом»-

  • из кислого молока – кисло-молочный
  • длинный клюв – длинноклювый
  • кофе молет – кофемолка
  • бензин возит – бензовоз

8. «Назови, что делает предмет»

Летает – залетает, вылетает, прилетает, улетает, перелетает, облетает.

2.2. Словоизменение

1. «Один - много», «Чего много»

Сладкое яблоко – сладкие яблоки – много сладких яблок

2. «Измени слова»

У меня есть красивая кукла, а в магазине продают (красивые куклы, много красивых кукол). Раньше у меня не было такой  (красивой  куклы). Я играю (красивой  куклой), а девочки играют (красивыми куклами). Я мечтаю  (о красивой кукле)

3. «Где находится предмет?» (употребление предлогов  простых и сложных)

4. «Что есть и что было?» 

(Я взяла яблоко из-под стола, значит оно было……….)

Яблоко лежало на столе, а потом упало со стола)

2.3. Согласование

1. «Веселый счет»

Один длинный огурец, два длинных огурца, пять длинных огурцов

Одна синяя чашка, две синие чашки, пять синих чашек

2. «Подбери предметы к признаку»

Фруктовый – сок, компот, коктейль, мусс, пирог, мармелад, лед

Фруктовая – начинка¸ конфета, вафля, пастила, диета

Фруктовое – варенье, блюдо, меню, печенье, мороженое

3. Правильное согласование слов в предложении.

3. Связная речь

  • Составление простых, сложных предложений, распространение предложений второстепенными или  однородными членами;
  • Составление описательного рассказа  по алгоритму;
  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине;
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Пересказ текста.
  • Составление рассказа из опыта.

4. Подготовка к обучению грамоте

1. Уточнение понятий:

речь - предложение - слово – слог - звук: гласный и согласный  (буква)

2. Игра «Это правда или нет?»

3. Выдели первый, последний звук в слове, раздели слова на слоги, выдели гласные звуки.

4. Выложи схему звукового анализа слова из фишек, обозначь каждый звук нужной буквой.

5. Придумай предложение со словом, сосчитай слова, выложи схему.

6. Игра «Путаница»                                  Варить, гороховый, мама,  суп, вкусный.

7. «Резинка-озорница», «Жук - буквоед»

8. «Узнай перепутанные буквы».

5. Психические процессы.

  • слуховое внимание и память
  • зрительное внимание и память
  • «Запомни и повтори» (6-7 слов, 6-7 картинок)
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • мышление
  • «4-й лишний»
  • «Исправь ошибку»



Предварительный просмотр:

Родительский клуб «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Учитель-логопед Котова Е.А.

Актуальность создания Клуба для родителей

Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий:

- родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям;

- родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;

К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский Клуб «Логопедическая школа».

 Целью являетсяповысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность учителя – логопеда среди родителей.

Задачи:

- получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;

- формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;

- оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

Участники родительского Клуба:

  • родители;
  • учитель-логопед;
  • воспитатели старших групп.

Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

Направления работы Клуба:

I.            Консультативная помощь (по темам)

  1. «Основные логопедические понятия»
  2. «Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
  3. «Основы правильного произношения»
  4. «Автоматизация поставленных звуков»
  5. «Развитие фонематического восприятия»
  6. «Речевая готовность ребенка к школе»

II.            Практическая помощь

1. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания

  1. Выполнение логопедического массажа
  2. Выполнение артикуляционной гимнастики
  3. Приемы постановки и автоматизации звуков
  4. Приемы развития фонематических процессов
  5. Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.

Материально-техническое оснащение:

- комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование – печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);

- электронного обеспечения: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point;

- информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики;

- наглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал  для практических занятий.

Используемые методы и формы работы с родителями:

 - консультации, беседы;

- практические занятия с использованием электронных поддержек и мультипликационных пособий;

- работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);

- активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.

Принципы работы Клуба:

- системность

- добровольность

- компетентность

- соблюдение педагогической этики

- удовлетворение познавательного интереса

- отказ от критики участников Клуба.

Эти навыки помогут родителям в дальнейшем проконтролировать правильность выполнения ребенком коррекционных заданий. Помимо этого, родители получат рекомендации о том, каким играм, в том числе и компьютерным, книгам отдать предпочтение, как правильно общаться с ребенком.

Планирование работы с родителями старших дошкольников

№ п/п

Содержание работы

форма

Время проведения

1.

Сбор анамнеза детей старшего дошкольного возраста

Анкетирование

3-я, 4-я недели сентября

2.

«Причины речевых нарушений»

Консультация в папке – передвижке

1-я неделя октября

3.

«Основные логопедические понятия»

- нормы речевого развития дошкольника;

- речевые недостатки. Причины и пути исправления.

Занятие с родителями

2-я неделя октября

4.

«Организация работы по исправлению нарушения  

звукопроизношения в семье»

Консультация в папке – передвижке

3-я неделя октября

5.

«Основы правильного произношения»:

- логопедический массаж;

-  артикуляционная гимнастика, правила ее проведения;

- фонематический слух.

Занятие с родителями

4-я неделя октября

6.

«Мяч и речь»

Консультация в папке - передвижке

1-я неделя ноября

7.

«Мяч и речь»

-  развитие речевого дыхания и психологической базы речи;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие общей моторики.

Занятие с родителями

2-я неделя ноября

8.

«Автоматизация поставленных звуков»:

- этапы автоматизации звуков;

- специальные приемы автоматизации звуков;

- показ индивидуального занятия с ребенком «Цирк, цирк…»

Занятие с родителями

3-я неделя ноября

9.

«Шестилетки и компьютер»

Консультация в папке – передвижке

3-я неделя ноября

10.

«Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков»:

- специальные приемы дифференциации звуков;

- показ компьютерной игры «Учимся говорить правильно» с ребенком на дифференциацию свистящих звуков

- игры с использованием методов технологии ТРИЗ-ОТСМ;

 - игры на дифференциацию звуков с использованием ИКТ.

Занятие с родителями

1-я неделя декабря

11.

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо?»

Консультация в папке – передвижке

1-я неделя декабря

12.

«Развитие фонематического слуха»:

- фонематическая функция;

- фонематический анализ и синтез;

- фонематический слух.

Занятие с родителями

2-я неделя декабря

13.

«Как развивать фонематический слух?»

Рекомендации в папке – передвижке

2-я неделя декабря

14.

«Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи»

- монологи, диалоги;

- подвижные игры.

Подведение итогов работы родительского клуба.

Занятие с родителями

3-я неделя декабря

15.

«Родителям будущих первоклассников»

Консультация в папке – передвижке

3-я неделя декабря

16

Индивидуальные консультации

в течение года

Конспекты  нескольких практических занятий с родителями.

Занятие №3

Тема «Мяч и речь»

Цель:

- научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;

- расширять словарный запас детей и родителей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).

План занятия:

 I.            Теоретическая часть

- Когда появились мячи?

-  Для чего нужен мяч?

 II.            Практическая часть

- Развитие речевого дыхания и психологической базы речи.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук.

- Развитие общей моторики.

Оборудование:

- проектор, экран, ПК;

- ножницы,

- альбомные листы с нарисованными кругами;

- цветные карандаши;

- клей;

- нитки (для бумажных мячиков);

- фольга;

- резиновые мячи по количеству детей;

- массажные мячи по количеству детей;

- картинка зашифрованная (мяч с ушками);

- зеркала по количеству детей;

- салфетки.

Ход занятия

Теоретическая часть.

Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.

Для чего нужен мяч?

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

Регулируют силу и точность движения

Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.

Практическая  часть.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.

Дети закрашивают круги на листе бумаги.

- Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

-А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

-Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

-А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Правило дыхания то же.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота».

Пальчиковая гимнастика  «Будем мячики считать»

Будем мячики считать     (Дети сжимают и разжимают все пальчики)

Этот мяч — он из резины.   (Загибают пальчики, начиная с большого)

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,   (Выполняют круговые движения между ладонями)

Будем с ним мы играть.

Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка». Гимнастика на экране для шипящих звуков.

Упражнения артикуляционные:

-  чередование «Птенчик» - «заборчик»

-  «накажу непослушный язычок»

-  «лопаточка»

-  «чашечка»

-  «маляр»

-  «вкусное варенье

После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча с ушками.

Логопед:

Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

-Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

-А теперь поиграем.

  1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
  2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
  3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
  4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
  5. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед (таинственно обращается к детям).Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

-Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?

Дидактическая игра «Поймай — скажи»(показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай — скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы.

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Логопед. Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы! Получайте-ка призы!

Логопед  угощает всех  витаминами.

Занятие №4

Тема «Автоматизация поставленных звуков»

Цель занятия: дать понятие «автоматизация звуков», познакомить родителей с этапами и специальными приемами автоматизации звуков.

План занятия:

-  этапы автоматизации звуков;

-  специальные приемы автоматизации звуков;

-  показ индивидуального занятия с ребенком «Цирк, цирк…»

Ход занятия.

  1. Этапы автоматизации звуков

Автоматизация звуков – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Здесь перед нами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Автоматизировать звук нужно в строгой последовательности

1. автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце);
3. автоматизировать звук в предложениях;

4. автоматизировать звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;
5. автоматизировать звук в коротких, а затем длинных рассказах;
6. автоматизировать звук  в разговорной речи

1 этап - При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратных: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

2 этап - Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

3 этап - Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.

Далее идет автоматизация трудного звука  в чистоговорках, скороговорках, рассказах, насыщенных этим звуком, разговорной речи.

 

II.      Специальные приемы автоматизации звуков.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

  • Прочитывание схемы слогов
  • Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • «Прятки» (выкладываются несколько картинок 5-7, на определенный звук, ребенок их проговаривает, запоминает, затем картинки переворачиваются- прячутся, ребенок должен назвать их и перевернуть обратно)
  • Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).
  • Не менее интересна игра “Найди на кухне (в кабинете, на улице, в комнате)” (найти на кухне предметы и четко их проговорить, в названиях которых есть звук [С]),
  • “Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком Р).

Вашему вниманию предлагаю игры на памятках на автоматизацию звуков. (Приложение)

Очень часто у нас в ДОУ мы используем ПК на этапе автоматизации звуков, сегодня мы вам покажем, как это происходит. Такие занятия я составляла сама и на каждый трудный звук. Занятие с ребенком. Тема «Цирк, цирк…»

Задачи занятия.

  1. Уточнить артикуляцию и правильное произношение изолированного звука [р].
  2. Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.
  3. Закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах.
  4. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  5. Упражнять в согласовании существительных с числительными 1-5.
  6. Продолжать подбирать слова-антонимы.
  7. Закрепить понятие «овощи».
  8. Развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику.
  9. Воспитывать чувство прекрасного, желание оказывать помощь, нуждающимся в ней.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, настольное зеркало, наборное полотно, предметная картинка «автобус»

Ход занятия.

1.      Организационный момент. СЛАЙД 1, 2.

Логопед. Сегодня нам  с тобой пришло письмо, а что в этом конверте мы узнаем, когда отгадаем загадку. Загадка – опиши предмет по признакам, назови признаки. По материалу – бумажный, по цвету – разноцветный, по форме прямоугольный, в количестве двух. Что это может быть? (Билет). Нам прислали 2 билета, и мы  отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок.

2.      Артикуляционная гимнастика. СЛАЙД 3.

Сначала вычистим коврик (упражнение «Качели»). Сварим варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Помоем чашки (упражнение «Чашечка»). Засолим грибочки (упражнение «Грибок»). Еще надо успеть повторить игру на гармошке (упражнение «Гармошка»). Пока мы наводили порядок,  наш пес подкрался к крыльцу и нас не выпускает.

3.      Изолированное произношение звука (Р). СЛАЙД 4.

Он очень грозно на нас рычит. А ты прочитай схему. Губы округлить, язычок поднимается кверху и дрожит кончик языка. Какой звук получится? (Ррр). Это песенка злой собаки. Ты вспомнил эту песенку, а теперь ответь нашему псу ласково, что мы идем в цирк, пусть он нас выпустит. А теперь грозно порычиА теперь — бегом в цирк.

4.      Игра «Да – нет». СЛАЙД 5.

Впереди остановка. На чем же мы поедем в цирк? Чтобы узнать поиграем в игру «Да-нет». Правило: НАЙДИ СЕРЕДИНКУ, УБЕРИ ПОЛОВИНКУ (отгадка «Автобус»). Автобус завел мотор, помоги ему завестись (ррррр).

5.      Дыхательная гимнастика. (развитие длительного плавного выдоха). СЛАЙД 6.

Логопед. Едем мы на автобусе, а на встречу облака плывут. Чтобы не было дождя (снега), нужно их раздуть. Но дуть нужно правильно, только тогда они уплывут. Расскажи правило.

Ребенок: вдох короткий, выдох длинный (на облачко, пока не исчезнет). При вдохе плечи не поднимать, на выдохе щеки не раздувать.

6.      Пальчиковая гимнастика. СЛАЙД 7.

 Логопед. Наконец-то мы добрались до цирка. Представление уже началось. И первой выступает ворона. Она рассказывает о себе и предлагает тебе поиграть с ней.

Удивительное дело:                            (Помахать кистями рук).

К нам сорока прилетела.   (Кулачками одной руки постучать по другой ладони).

Постучалась к нам в окно:

Мол, насыпьте мне зерно! (Протянуть руки вперед в просительном жесте).

Ну, конечно же, сорока,

Угощайся всем, что дома:    (Развести руки в приглашающем жесте).

Вот зерно и крошки есть,         (1- «Сыплющие» движения пальцами).

Только б  все смогла ты съесть.

Гостья зерна поклевала,                     (2- постучать «клювом» по столу).

Головою покивала  (Пальцы соединены в клюв, наклоны кисти вниз-вверх)

И взлетела на плетень,                       (Помахать кистями).

Песни петь для нас весь день.           (Дети громко поют - трр, трр,трр).

7.      Автоматизация звука (Р) в слогах. СЛАЙД 8.

Логопед. А теперь выступает дрессированный лев. Он знает цифры, покажут ему цифру, лев столько раз прорычит. Смотри на экран и помогай льву.

РА – 2     РО – 4      РУ -2       РЫ - 4

АР – 3     ОР – 2      УР – 3     ЫР – 2

8.      Зрительная гимнастика. Заранее прикреплена картинка с изображением слона. Задание: посмотри вокруг и найди картинку со слоном. Где она находится по отношению к тебе. (Вверху, сзади).

9.      Автоматизация звука в словах-антонимах. СЛАЙД 9.

Логопед. Выступают два клоуна - один большой, а другой маленький. Они хотят подойти друг к другу с твоей помощью, т.е. поиграть в игру «Скажи наоборот». Не забывай правильно проговаривать звук Р. А своей игрой они тебе подскажут, кто следующий выйдет на арену.

Он не молодой, а …старый.

Не плохой, а ...хороший.

Не злой, а…добрый.

Не грустный, а…радостный.

Не растрепанный, а…аккуратный.

Не ленивый, а… трудолюбивый.

10.  Автоматизация звука в словосочетаниях (согласование существительных и числительных) Слайд 10.

Логопед. На арену выходят дрессированные коровы. Посчитай по порядку их.

А теперь давай проверим, посчитаем еще раз, я начну, а ты повтори и продолжи.

11.  Автоматизация звука в словах (образование уменьшительной формы слов). СЛАЙД 11. Логопед. На арене выступает фокусник: он пытается большие предметы превратить в маленькие. Помоги ему. Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большой воробей, а маленький ... воробушек. Аналогично картина, коробка.

12.  Физкультминутка. А сейчас антракт. Можно отдохнуть и поиграть. Игра «Ворона и воробей». При слове «ворона» ребенок размахивает «большими крыльями», шагает, произносит Карр –карр.

При слове «воробей» - «маленькие крылья», «летает быстро», приседает «клюет зернышки».

13.  Автоматизация звука в начале, середине, конце слов. СЛАЙД 12.

Логопед. А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине — на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу. Картинки: рыба, сыр, карандаш, шар, торт, роза.

14.  Автоматизация звука в предложениях. СЛАЙД 13.

Логопед. Следующее выступление можешь объявить сам: «Следующим номером выступает акробатка. С чем выступает акробатка. Ответь полным ответом.

Ребенок. Акробатка выступает на лошади с разноцветными шарами.

Логопед. На шарах  картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и запомнить, какой предмет, на каком шаре изображен. А сейчас акробатка подкинула свои шары очень высоко. Чтобы их поймать нужно, назвать цвет шара, и что на нем было изображено. Помоги, пожалуйста, акробатке. (Ребенок должен назвать цвет шара и овощ, лежащий на нем).

- Как назвать эти предметы одним словом?

Логопед. Представление заканчивается. Артисты должны выйти на арену. Кто участвовал в представлении. СЛАЙД 14.

Ребенок. Ворона, дрессированный лев, клоун, слон, акробатка на лошади.

Логопед. Они прощаются нами. Прочитай, что артисты говорят на прощание.

Ра-ра-ра - до свидания, детвора! СЛАЙД 15.

15.  Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступления, каких артистов тебе понравились? Отвечай предложением. А какой звук ты брал с собой в цирк?

 Используемая литература

  1. Научно – методический журнал «Логопед». № 3/2010.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004г.
  3. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб: Издательство «Речь», 2002.
  4. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов. / Под общей редакцией д.п.н., профессора  Г.В. Чиркиной. М. АРКТИ, 2002.
  5. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М. Школьная пресса, 2004.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
  7. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Просвещение,1959.
  8. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. // Известия АПН РСФСР Вып. 13, М., 1948.
  9. Ястребова А.В., Бессонова Т. П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. М.: АРКТИ, 1997.

 

Приложение

Памятка для родителей

«Приемы автоматизации звуков в домашних условиях»

Кнопочки

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

Шарик

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик.

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

Дорожка.

Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Пирамидка

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кубик с цифрами

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Часики

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Улиточка

Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали — домику улиточки.

Тихо - громко

Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой — тихо.

Пальчики здороваются

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

Кулачки

Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги, слова.

Кулачки 2

Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).

Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)

  1. Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________
  2. И. О. родителя ________________________________________________________
  3. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) ______________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _

________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) _______________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое)______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? _____________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!


Приложение 1 (продолжение)


Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

  1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
  2. И. О. родителя __________________________________________________
  3. Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять, как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? _____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

Родительское собрание. Речевые нарушения и организация коррекционной работы

Цель: познакомить  родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе.Время проведения: I период обучения, октябрь.Проводит: учитель-логопед...

Семинар "«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

laquo;ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИС ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...