Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
картотека

Желвицкая Дарья Алексеевна

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassylka_uprazhnenia-2.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Кинезиологические упражнения

Телесные упражнения

Упражнение "Ухо - нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
                                         

Ушки

Ты внимательно послушай      Беремся левой рукой за мочку правого уха,

И возьмись рукой за ушко.       потом правой рукой за мочку левого уха.

Левой, правой. Левой, правой.  Увеличиваем темп выполнения упражнения.

Потрудился ты на славу.           Усложняя упражнение, можно при смене рук

                                                              делать хлопок.

Ухо-носик

Ты внимательно послушай      Беремся одной рукой за мочку уха, а другой

И возьмись рукой за ушко.      рукой перекрестно – показываем кончик носа.

А еще тебя попросим.            Усложняя упражнение, до смены положения рук

Покажи скорей свой носик.   можно делать хлопок.

Упражнение "Змейка"


Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.

1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Пальцы

Раз, два, три, четыре, пять.  Ладони лежат на столе. По очереди поднимаем большие,  

Будем пальцы поднимать.  указательные, средние, безымянные пальцы, мизинцы на

Будем пальцы поднимать. обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять.


                                                 
Упражнение "Колечко»


Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Колечко

В дочки-матери играем       Делаем колечки из пальчиков на обеих руках,

И цепочку собираем.          вставляя каждое колечко из пальчиков правой руки

Для сыночка и для дочки   в каждое колечко из пальчиков левой руки.

Соберем с тобой цепочки.

Белка

Сидит белка на тележке,    Левая рука в кулаке, правая ладошкой. Ритмичные удары

Громко щелкает орешки.   по столу со сменой рук.

Раз, два, три, четыре.         Смыкают в колечко большие пальцы обеих рук поочередно

Посчитать мы их решили. с каждым пальчиком.

Каштаны

Вон каштаны за окошком     Левая рука в кулаке, правая ребром. Ритмичные удары

С веток скачут на дорожку.    по столу со сменой рук.

Раз, два, три, четыре.          Смыкают в колечко большие пальцы обеих рук поочередно

Посчитать мы их решили.  с каждым пальчиком.

                                           Упражнение “Дерево”


Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дерево

Дуб-дубок, дуб-дубок.            Сидим в упоре присев. Медленно поднимаемся,

Он не низок, не высок.           Выпрямляем спину, тянем вверх руки. Кулаки сжаты.

К небу поднимается.              Выпрямляем пальцы. Напрягаем их, тянем вверх.

Ветки расправляются.          

Ветер дует-задувает,               Выполняем наклоны влево-вправо.

Ветки дуба наклоняет.

                                   Упражнение “Сорви яблоки”


Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Яблоки

Раз, два, три, четыре, пять.      Тянемся правой рукой вверх, как бы достаем яблоко.

Нужно яблоки достать.           Наклоняемся и кладем воображаемое яблоко возле

                                                            левой ступни.

Нужно яблоки достать,            Такое же упражнение делаем левой рукой.

Нужно яблоки собрать.    



     Растяжки и релаксационные упражнения

                                                 Упражнение “Яйцо”


Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

                                                  Упражнение  “Дирижер”


Педагог включает запись музыкального произведения. Дети слушают музыку, и каждый и них представляет себя дирижером, который руководит большим оркестром, выполняют произвольные движения руками. Можно предложить детям закрыть при этом глаза. Когда музыкальное произведение закончится, дети открывают глаза и аплодируют.

                                         Упражнение “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

                                                       Снеговик

Под окошком снеговик.           Совершает ритмичные удары кулачками,

Он не мал и не велик.              поочередно высовывая то из одного, то из другого Гордый вид, суровый взгляд   кулака большой палец на каждый удар.

Уж который день подряд.        Ставим руки на пояс, принимаем гордый вид.

                                                            Совершаем повороты влево-вправо.

Только солнце припекло,       Поднимаем голову вверх. Смотрим «на солнышко».

Из сугроба потекло,               Опускаем голову вниз, смотрим «на лужу».

Снеговик чудесный тает,       Опускаем руки, начинаем медленно приседать.

Тает, тает, оседает.                Медленно приседаем на корточки.

Снеговик стоять устал.          Ложимся на спину, расслабляемся.

Он огромной лужей стал.     Полное расслабление.


                             
Упражнение  “Путешествие на облаке”

Дети сидят на полу. Педагог предлагает им закрыть глаза, три раза сделать глубокий вдох и длительный выдох. Далее педагог обращается к детям с предложением попутешествовать не белом пушистом облаке, представить, что они удобно сидят на этом облаке, которое медленно поднимается в небо.
и плывет по нему.  Дети представляют, как ветерок овевает их лица.  Затем дети представляют, как облако медленно опускается на землю. Дети открывают глаза, потягиваются сидя, встают, потягиваются стоя и выпрямляются.

«Облака»

Облака плывут куда-то...        Дети медленно идут по кругу, совершая плавные

Словно сахарная вата,                  взмахи руками.

Белые, кудрявые                   Меняют направление движения.

В синем небе плавают.

У них толстые бока.          Останавливаются, разводят руки, показывают

                                 толстые бока.

Только тают облака,         Опускают руки.

Постепенно исчезают,         Опускают голову и плечи, расслабляются.

Тают, тают, улетают...



                                         
Дыхательные упражнения


                                             
Упражнение “Свеча”


Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

                                                              Свечки

Раз, два, три, четыре, пять,     Дети делают глубокий вдох,         

Нужно воздуха набрать.         не поднимая плечи.

Раз, два, три, четыре, пять,   Под счет делают пять коротких выдохов.

Свечки будем задувать.



                                            Упражнение “Дышим носом”


Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю и начать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

                                             
   

                                            Упражнение “Ныряльщик”


Стоя сделать глубокий вдох, задержать дыхание, закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

                                                                 На речке

Мы стоим не берегу                         Текст произносит педагог.

И готовимся к прыжку.                    Дети делают глубокий вдох.

Опустились мы на дно,                    Приседают, задерживают дыхание.

Там и тихо, и темно.

Поднялись наверх и дышим,          Поднимаются, делают глубокий выдох.

Пенье птичек снова слышим.



                                                 
 

                                       Упражнение “Надуй шарик”


Исходное положение –  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.






                                     
Глазодвигательные упражнения


                                     
Упражнение “Взгляд влево вверх”


Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. Затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. Упражнение выполняют 3 раза.

                                     
 Упражнение  “Горизонтальный овал”


Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальный овал как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами повторять движение пальцев х высунутым изо рта языком.


                                                     
Упражнение «Слон»


Встать в расслабленную позу, колени слегка согнуть, наклонить голову к одному плечу, от этого плеча вытянуть руку вперёд, как хобот. Рука рисует горизонтальный прямоугольник; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

                                           
Упражнение “Глаз – путешественник”


Развесить в разных углах и по стенам группы различные изображения игрушек, животных. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.



                                         Комплекс кинезиологических упражнений


1. Массаж ушных раковин.
Сделать массаж мочек ушей, потом ушных раковин полностью. В конце упражнения растереть уши ладонями.


2. Перекрестные движения.
Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Потом то же самое левой рукой и правой ногой.


3. Кивание головой.
Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно раскачивать ею из стороны в сторону.


4. Горизонтальный(ленивый) овал.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости овал три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.


5. Симметричные рисунки.
Рисовать в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки: кружки, треугольники, яблочки, грибы, елочки и т. п.


6. Медвежье покачивание.


Раскачиваться из стороны в сторону. Потом подключить руки, опущенные вниз


7. Поза скручивания.


Сесть на стул боком. Правой рукой держаться за правый край спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивать верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив спинки стула. Сначала влево, потом вправо.

8. Дыхательная гимнастика.


Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.


9. Гимнастика для глаз.


Следить глазами за игрушкой, которую двигает педагог, не поворачивая головы.

Кинезиологические упражнения с подручным и природным материалом

Заборчик

Предлагаем ребенку одновременно крепить прищепки двумя руками к краю коробки или контейнера, проговаривая при этом текст. Руки двигаются навстречу друг другу. Одна рука прикрепляет прищепки слева направо, другая – наоборот.

Усложняя упражнение, можно предложить ребенку одно рукой крепить прищепки, а другой рукой снимать их.

Раз дощечка, два дощечка.

Вот заборчик у крылечка.

Раз, два, три, четыре.

Починить забор решили.

                            Бусы

Предлагаем ребенку перебирать бусы двумя руками, которые сначала двигаются навстречу друг другу, а потом «расходятся» в разные стороны.  При этом ребенок произносит текст.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем бусины считать.

Раз, два, три, четыре,

Бусы перебрать решили.

       Колючий мячик

Предлагаем ребенку покрутить массажный мячик пальцами обеих рук, которые совершают движение в разные стороны. Пальцы одной руки двигаются по мячику от себя, пальцы другой – к себе.

Я возьму колючий мяч.

Буду я его катать.

Раз, два, три, четыре.

Мячик покатать решили.

Чурочки

Предлагаем ребенку покрутить две чурочки пальцами обеих рук. Пальцы одной руки двигаются по чурочке от себя, пальцы другой – к себе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем чурочки катать.

Раз, два, три, четыре.

Покатать мы их решили.

Елочка

Предлагаем ребенку покрутить две шишки пальцами обеих рук. Пальцы одной руки двигаются по шишке от себя, пальцы другой – к себе.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки.

Веточки пушистые,

Шишечки смолистые.

А на срезе у ствола

Слезы-капельки – смола.

Камешки

Предлагаем ребенку выкладывать морские камешки из одной емкости в две емкости одновременно обеими руками, произнося при этом текст.

Усложнив упражнение, можно предложить ребенку одной рукой выкладывать камешки из емкости, а другой – вкладывать.

Море камешки катает.

Камни в гальку превращает.

Раз волна и два волна.

Галька мне на дне видна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения "Камни марблс в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В авторской разработве представлены игры и упражнения способствуют развитию всех компонентов речи детей, а также вносят разнообразие в   коррекционные занятия...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную св...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

Презентация для педагогов ДОУ по теме «Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в работе учителя-логопеда».

Дидактическое пособие «Межполушарные лабиринты отBRAINBOARD» на развитие межполушарного взаимодействия....