Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характером первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями личности и психики ребенка. К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У них отмечаются изменения приема информации, уменьшение способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (восприятия, внимания и представления, мышления, памяти, речи, воображения); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; нарушенность моторного развития; уменьшение произвольности психических процессов, поведения и деятельности. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я-концепции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti-emotsionalno-volevoy-sfery-detey-s-ovz.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционально-волевой сферы детей
с ограниченными возможностями здоровья

Нарушения интеллектуальной сферы детей могут носить различный характер и иметь большое количество вариантов проявления. Дети с интеллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости составляют от 1 до 3% от общей детской популяции. Под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения клеток коры головного мозга.

У всех этих детей имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характером первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями личности и психики ребенка. К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У них отмечаются изменения приема информации, уменьшение способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (восприятия, внимания и представления, мышления, памяти, речи, воображения); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; нарушенность моторного развития; уменьшение произвольности психических процессов, поведения и деятельности. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я-концепции.

Одной из важнейших характеристик их личности является незрелость  эмоционально-волевой сферы. Чувства и эмоции играют огромную роль в развитии личности. У умственно отсталого ребенка наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Исследование чувств и эмоций умственно отсталых детей, их формирование и воспитание имеют важное значение. Они, как и все другие, на протяжении всей своей жизни развиваются. Одновременно со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка с умственной отсталостью, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Она обусловлена в первую очередь особенностями развития его мотивов, потребностей и интеллекта.

 Недоразвитие личности у умственно отсталого ребенка наиболее явно выражено в игровой деятельности. Он пассивен в игре. Она для него не становится моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. Это объясняется тем, что очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Дети с большим удовольствием играют со взрослыми в простые игры, сопровождая их «детскими» словами или звукоподражанием. Дети школьного возраста лучше, чем дошкольники, владеют речью. Они способны не только выразить свои чувства плачем, звуком, криком, поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, объяснить, пользуясь словом, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку, более адекватно воспринимают окружающую обстановку. Эти дети с явным удовольствием слушают рассказываемые или выразительно читаемые им простые тексты, доступные для их понимания и содержащие эмоционально окрашенные компоненты. Они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к плохим с помощью жестов, мимики и словесных реакций. В понятной для них истории дети с умственной отсталостью способны на сопереживание, эмоциональный отклик на ситуацию, в которой оказался другой человек. Обычно они проявляют явно выраженное положительное отношение к близким и родным, любят своих родителей, друзей, учителей и обнаруживают это со всей очевидностью. Очень слабы или вовсе отсутствуют переживания, определяющие побуждения и интерес к познавательной деятельности. Тем не менее, даже при выраженных степенях умственной отсталости сохранны эмоции, которые связанны с элементарными, базовыми потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции: способность к переживанию стыда, обиды, проявление сочувствия к конкретным лицам.

 В зависимости от клинического варианта дефекта дети, выражая свои эмоции, ведут себя по-разному. Заторможенные умственно отсталые – действуют нерешительно, вяло, кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают достаточно глубокими и устойчивыми. Возбудимые дети хватают игрушку и сразу же ее бросают, бесцельно перебирают предметы, находящиеся в комнате. Движения быстрые, резкие, эмоциональные реакции поверхностны и неустойчивы, речевое сопровождение громкое. Проявления обиды, радости, гнева выражаются импульсивно, бурно и не контролируются ими. Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их переживания и поведение отражают слабое осознание окружающей обстановки.

Основными симптомами нарушения эмоциональной сферы являются повышенная возбудимость, неусидчивость, двигательное беспокойство, раздражительность, отсутствие мотивации. Незрелость в эмоционально-волевой сфере резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которых нет на ранних этапах развития детей, и требуют от них совершенно иных видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребенок развивался в ходе общения с окружающими людьми и игры, то в школе он попадает в условия обучения по утвержденной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, идет перестройка мотивов – основным мотивом становятся требования учителя.  

Для их эмоционально-волевой сферы характерны бедность, малодиффиренцируемость переживаний. Такие дети легко перескакивают от одного переживания к другому, проявляют лёгкую внушаемость в поведении и играх, несамостоятельность в деятельности. Отмечается недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами. Переживания неглубокие, поверхностные. Эмоциональные реакции не адекватны источнику. Чувства незрелые, недостаточно дифференцированые: тонкие оттенки эмоций им недоступны. Они могут испытывать только полярные – удовольствие и неудовольствие. Также дети с интеллектуальной недостаточность различаются и по характеру чувств. Некоторые, поверхностно переживают все жизненные события, легко переключаясь с одного настроения на другое, а другие отличаются застреваемостью на каких-либо незначительных событиях, большой инертностью переживаний. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка, доверчивость, приветливость, оживленность, наряду с непрочностью и поверхностностью. Дети отзывчивы на одобрение, похвалу, порицание, различают ласковую и недовольную интонации.

Их волевая сфера находится на самых начальных этапах развития. Ее становление напрямую связано с появлением речи, которая дает ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Между тем формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталых детей затруднено. Большая часть из них неспособна подчинить свое поведение требованиям, предъявляемым им воспитателями, родителями, детским коллективом. Поведение детей часто не соответствует общепринятым нормам и правилам, а их действия носят импульсивный характер. Для них характерны безынициативность, несамостоятельность, неспособность руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым воздействиям и искушениям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа. Сюда можно отнести внезапные проявления целеустремленности и настойчивости, умение преодолевать некоторые трудности, обдуманность поведения, которая возникает при появлении примитивного стремления добиться удовлетворения эгоистических интересов. При обычной безынициативности и вялости иногда можно видеть непреодолимость, безудержность некоторых желаний. Умственно отсталый ребенок часто не способен отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далекого.

У ребёнка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Эмоции умственно отсталых детей очень тесно взаимосвязаны с их интеллектуальным развитием. В зависимости от того, насколько быстро развивается личность умственно отсталого ребёнка, эта взаимосвязь постепенно изменяется. Как установили многие учёные, развитие высших чувств находится во взаимодействии с изменением отношений между интеллектом и аффектом. Слабость интеллектуальной регуляции эмоций и чувств проявляется в том, что дети с умственной отсталостью никак не корректируют чувства в соответствии с ситуацией, не могут удовлетворить потребность иначе, чем было изначально задумано. Позже и с большим трудом формируются высшие духовные чувства: долга, совести, ответственности, самоотверженности. Слабость мысли замедляет формирование этих чувств, но они могут быть воспитаны. В силу недостаточной интеллектуальной регуляции эмоциональные проявления при умственной отсталости могут не соответствовать внешним воздействиям по содержанию, силе и динамике. Динамическая сторона эмоционально-волевой сферы при этом характеризуется стереотипностью, инертностью, слабой переключаемостью, а также неустойчивостью и поверхностностью переживаний. У детей проявляется склонность к аффектам, возможны немотивированные реальной действительностью перепады настроения (дисфории), различные реактивные состояния, которые, как правило, имеют серьезную органическую основу и требуют медицинской коррекции.

Изучение чувств и эмоций такого ребенка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта. При всем этом личность умственно отсталого ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная особенности, специфику, своеобразие его эмоционально-волевой сферы, умело проводить коррекционную работу по полному или частичному устранению эмоциональных нарушений. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса адаптации в его дальнейшем будущем.

 Литература

  1. Кулганов В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 2 (107). – С.54-57.
  2. Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИПСР,  2011. – 244 с.
  3. Кулганов В.А., Раева Е.В. Причины детской нервности // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 2 (127). – С. 4-7.
  4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Состояние здоровья учащихся в современных детских садах, школах и гимназиях Санкт-Петербурга // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. – С. 166-171.
  5. Кулганов В.А., Раева Е.В., Зададаева С.Б., Цветкова Е.Е. Психолого-педагогический профиль учащихся с умственной отсталостью в условиях интернальной интеграции // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и их решения: Труды X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19-21 ноября 2015 г. – СПб., 2015. – Т. 10. – Часть 1. – С. 144-146.
  6. Раева Е.В., Зададаева С.Б., Сиващенко М.А., Кулганов В.А., Цветкова Е.Е. Познавательные процессы и личностные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях корреционно-развивающего обучения // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2015 г. –  СПб.: СПбГИПСР, 2015. – С. 228-230.
  7. Цветкова Е.Е., Кулганов В.А., Зададаева С.Б. Развитие детей с умственной отсталостью в условиях интернальной интеграции // Ананьевские чтения-2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20-22 октября 2015 г. – СПб.: СПбГУ: Скифия-принт, 2015. – С. 43.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

«Развитие познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровых технологий»

1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: признание обучения и воспитания как единого процесса организации...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Презентация. Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья...