Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Зелинская Елена Петровна

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью  обучения детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. 

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
  • воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить детей к реабилитации в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Обязательная компетенция профессиональной деятельности педагога - овладение современными педагогическими технологиями, и их применение на практике.

             Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в для детей данной категории:

  1. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  2. технология разноуровневого обучения
  3. игровые технологии
  4. здоровьесберегающие технологии

Педагогические технологии:

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)

Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий. Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся

В своей практике я использую следующие типы урока:

  • урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
  • комбинированные уроки.

Из многообразия методов в своей педагогической практике  использую те методы, которые, наиболее полно решают задачи развития детей.

Словесные:

  • метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
  • метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
  • интернет ресурсы;
  • интерактивная доска.

Наглядные:

  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций,;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • рассказ (по слайдам, презентациям
  • беседа по фильму.

Практические:

  • упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  • устные упражнения и письменные упражнения;

Варианты организации деятельности с презентациями:

  • объясняю тему с использованием презентации;
  • ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
  • сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
  • предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
  • предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.

Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.

Технология разноуровневого обучения.

Данная  технология разноуровневого обучения, учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Данная технология   базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

           Цель  технологии является  овладение  обучающимися базовым уровнем знаний и умений  для дальнейшего своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках.

Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Игровые технологии

В своей работе широко использую игровые технологии. Уроки  с использованием игровых ситуаций,   способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся и становятся более интересными. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Использую игровую деятельность в следующих случаях:

В качестве части урока (при работе с терминами).

Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Собираем тему урока по слогам среди набора знаков, цифр.  Составляем цветок, солнце , дерево в части изучаемого материала,  или  в части закрепления.

Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов, словосочетаний, побеждает тот, у кого больше смайликов.  За правильный ответ смайлик.

Применяю на уроках игру – путешествие, экскурсию.

Дидактические игры на закрепление загадки, пословицы, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

На уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

На уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся, объяснение, работа с тетрадями, учебником , карточками –заданиями и т. д. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физминутки, зарядку для глаз, минутки для шутки, эмоциональную разрядку, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения  позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

    Слежу за правильностью осанки учеников. На уроках использую релаксации. Тренировка

дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.

В работе провожу частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку

Литература:

  1. Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рекомендации помогут родителям выявить проблемы в развитии ребенка. А также помогут помогут найти ответы на некоторые вопросы....

Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Доклад. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...

Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения.В настоящее время современное общество ха...

Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...

Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью играет важную роль. ИКТ помогает в реализации поставленных целей и задач и усвоении знаний....