Проект «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
проект

Субраков Александр Михайлович

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творческие способности. Одним из самых интересных видов творческой деятельности для детей является декоративно – прикладное творчество, которое  содержит в себе большие возможности для развития детей с ОВЗ. Декоративно – прикладное творчество  является средством умственного, моторного, волевого и эмоционально-эстетического развития детей, также средством совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти. 

Работая с бумагой, пластилином, тестом, ребенок развивает себя как физически, так и умственно ведь функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Работа по прикладному творчеству также способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук,  координации движения, гибкости, точности выполнения действий.  Дети, выполняющие творческую работу более внимательны к деталям, могут рассуждать о предметах, с которыми они работают, у них развивается чувство цвета, композиции.

Вместе с тем от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца, преодолевая все трудности. Таким образом, занятия творчеством помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

В процессе занятия декоративно – прикладным творчеством ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется изделию, которое он создал сам. Положительные эмоции, как известно, составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, снижая уровень психоэмоционального напряжения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavochnaya_deyatelnost.doc81.5 КБ
Microsoft Office document icon vystavochnaya_deyatelnost.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

«Аскизская школа-интернат»

Проект

Тема «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса

детей  с ограниченными возможностями здоровья».

                                                    Разработчики  проекта:

                                                                   

Топоева Т.А., педагог - психолог

                                                   Субраков А.М., учитель технологии

                                                                 Чертыкова Э.А., учитель начальных классов

    Субракова Надежда Олеговна, учитель-логопед

Аскиз - 2023

  1. Введение

 В настоящее время перед нашим обществом остро стоит вопрос о социализации детей с ОВЗ.  Как известно, дети с ОВЗ часто бывают ограничены в различных видах деятельности, в общении, в познании окружающего мира. В результате у детей с ОВЗ возникают  различные эмоциональные проблемы:  неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, зажатость. А это, в свою очередь, ограничивает их в получении жизненных навыков.

Одним из способов реабилитации детей с ОВЗ является вовлечение их в различные виды творческой деятельности. Известно, что именно творчество является универсальным механизмом развития любого человека, а для детей с ОВЗ это является ещё и   одной из форм адаптации в обществе, так как позволяет  им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности.

  1. Актуальность

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творческие способности. Одним из самых интересных видов творческой деятельности для детей является декоративно – прикладное творчество, которое  содержит в себе большие возможности для развития детей с ОВЗ. Декоративно – прикладное творчество  является средством умственного, моторного, волевого и эмоционально-эстетического развития детей, также средством совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти. 

Работая с бумагой, пластилином, тестом, ребенок развивает себя как физически, так и умственно ведь функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Работа по прикладному творчеству также способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук,  координации движения, гибкости, точности выполнения действий.  Дети, выполняющие творческую работу более внимательны к деталям, могут рассуждать о предметах, с которыми они работают, у них развивается чувство цвета, композиции.

Вместе с тем от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца, преодолевая все трудности. Таким образом, занятия творчеством помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

В процессе занятия декоративно – прикладным творчеством ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется изделию, которое он создал сам. Положительные эмоции, как известно, составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, снижая уровень психоэмоционального напряжения.

  1. Проблема:

Занятие творчеством играет важную роль в социализации детей с ОВЗ. Постоянное взаимодействие обучающегося с педагогом, со сверстниками создают условия для полноценного социального общения. 

Декоративно – прикладное творчество – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: сувенира,  аппликации, лепки, вышивки. И часто бывает так, что  изделие ребёнка видит только он сам, педагог и небольшой круг одноклассников.

А каждый  ребёнок хочет гордиться результатами своего труда,  хочет показать свою работу и получить оценку и признание школьного коллектива и родителей.  Только таким образом, он может понять значимость своего труда, может утвердиться как личность. Ребёнку требуется самореализация, ситуация успеха. Без этого  у детей постепенно пропадает интерес к творчеству.  Творческая деятельность должна иметь выход и экспонироваться для зрителя.

Для стимулирования творческой деятельности необходима организация выставок  изделий детского творчества. Выставка может служить точкой отсчета, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся, посещающих  выставку – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого – то стимул попробовать себя в этом деле.

  1. Цель:

- развитие творческих способностей детей через организацию выставочной деятельности:

  1. Задачи:
  • Создать условия для демонстрации результатов творческой деятельности обучающихся, которая способствует их духовному и психическому развитию
  • Развивать у детей интерес к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления.
  • Воспитывать  в детях стремление к проявлению индивидуальности в творческой деятельности, тем самым повышая личностный рост обучающегося
  • Организовать  конструктивную деятельность детей для развития навыков целенаправленной самостоятельной деятельности

  1.  Срок действия проекта: 2023-2024 учебный год
  2.  Форма проведения: коллективная
  3.  Участники проекта: воспитатели, дети  
  4.  Место проведения: ГБОУ РХ «Аскизская школа - интернат», школьная библиотека.
  5.    Ожидаемый результат реализации проекта:

Дети:

  • изготавливают поделки
  • проявляют творческую активность;
  • отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности

Педагог: 

  • определяет интересы и предпочтения детей для реализации их творческих замыслов;
  • организует детей на создание поделок с учётом их уровня развития и творческих способностей;
  • создает мотивацию для творчества;
  • оказывает помощь детям.

Родители: 

  • проявляют интерес к результатам творческой деятельности  детей;
  • оказывают эмоциональную поддержку детям после посещения выставки

  1. План реализации проекта с 10.01.2023 по 31.05.2024

Этап реализации проекта

Срок реализации

Проекта

Мероприятия.

Ответственные

1

Организационный

Январь

 

Создание условий, необ -ходимых для реализации проекта (изготовление стеллажей)

Администрация школы

Руководитель МО воспитателей,

 Библиотекарь

Знакомство педагогов с проектом

Администрация школы

Разработчики  проекта

Организовать жюри из педагогов и детей.

Администрация школы,

Руководитель МО воспитателей.

2

Практический

Январь - май

 Проведение мастер –классов для обучения детей различным видам декоративно-прикладного творчества.

Руководитель МО воспитателей,

Воспитатели

Изготовление поделок с детьми

Воспитатели

Ежемесячно

Выставка детских поделок

Руководитель МО воспитателей,

Воспитатели

Ежемесячно

Организованное посещение выставки.

Воспитатели

Оценивание жюри детских работ.

Администрация школы.

Жюри

Создать портфолио выставочных материалов, фотографии творческих работ участников для пополнения фонда школьного музея.

Руководитель кружка «Школьный музей»

3

Заключительный

Март, май.

В конце четвертей провести итоговые выставки лучших детских работ для показа родителям.

Администрация школы

Руководитель МО воспитателей,

Воспитатели

Поощрение детей за лучшие работы

Администрация школы

Жюри

Мониторинг количества обучающих принявших участие в выставке

Мониторинг качества выполненных работ

Педагоги-психологи,

жюри

Публикация итогов реализации проекта на официальном сайте учреждения и на других сайтах.

Администрация школы

  1. Заключение.

Организация и проведение ежемесячных выставок детского творчества в школе-интернате позволит обучающимся проявить свои художественные способности и представить свои творческие работы на суд жюри и зрителей – посетителей выставок. Результатом выставочной деятельности будет  повышение интереса детей к творческой деятельности. Осматривая и сравнивая свои поделки с поделками других детей, ребёнок будет гордиться результатами своего труда и  стремиться повысить качество своих изделий. Таким образом, создаются предпосылки для формирования у детей с ОВЗ активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Творческая деятельность детей также обеспечит их занятость в свободное время.

Посетителями выставки будут обучающиеся, их родители, а также учителя, воспитатели и работники нашей школы.  Взрослым предоставляется возможность узнать  о творческих возможностях  детей, увидеть какие прекрасные поделки могут сотворить наши дети своими руками.

Таким образом, выставочная деятельность может объединять педагогов, обучающихся и родителей, может сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству через детское художественное творчество.

Использованная литература:

1.ВыготскийЛ.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. м.: Просвещение, 1987.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

«Аскизская школа-интернат»

Проект

Тема «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса

детей  с ограниченными возможностями здоровья».

                                                    Разработчики  проекта:

                                                                   

Топоева Т.А., педагог - психолог

                                                   Субраков А.М., учитель технологии

                                                                 Чертыкова Э.А., учитель начальных классов

    Субракова Надежда Олеговна, учитель-логопед

Аскиз - 2023

  1. Введение

 В настоящее время перед нашим обществом остро стоит вопрос о социализации детей с ОВЗ.  Как известно, дети с ОВЗ часто бывают ограничены в различных видах деятельности, в общении, в познании окружающего мира. В результате у детей с ОВЗ возникают  различные эмоциональные проблемы:  неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, зажатость. А это, в свою очередь, ограничивает их в получении жизненных навыков.

Одним из способов реабилитации детей с ОВЗ является вовлечение их в различные виды творческой деятельности. Известно, что именно творчество является универсальным механизмом развития любого человека, а для детей с ОВЗ это является ещё и   одной из форм адаптации в обществе, так как позволяет  им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности.

  1. Актуальность

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творческие способности. Одним из самых интересных видов творческой деятельности для детей является декоративно – прикладное творчество, которое  содержит в себе большие возможности для развития детей с ОВЗ. Декоративно – прикладное творчество  является средством умственного, моторного, волевого и эмоционально-эстетического развития детей, также средством совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти. 

Работая с бумагой, пластилином, тестом, ребенок развивает себя как физически, так и умственно ведь функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Работа по прикладному творчеству также способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук,  координации движения, гибкости, точности выполнения действий.  Дети, выполняющие творческую работу более внимательны к деталям, могут рассуждать о предметах, с которыми они работают, у них развивается чувство цвета, композиции.

Вместе с тем от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца, преодолевая все трудности. Таким образом, занятия творчеством помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

В процессе занятия декоративно – прикладным творчеством ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется изделию, которое он создал сам. Положительные эмоции, как известно, составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, снижая уровень психоэмоционального напряжения.

  1. Проблема:

Занятие творчеством играет важную роль в социализации детей с ОВЗ. Постоянное взаимодействие обучающегося с педагогом, со сверстниками создают условия для полноценного социального общения. 

Декоративно – прикладное творчество – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: сувенира,  аппликации, лепки, вышивки. И часто бывает так, что  изделие ребёнка видит только он сам, педагог и небольшой круг одноклассников.

А каждый  ребёнок хочет гордиться результатами своего труда,  хочет показать свою работу и получить оценку и признание школьного коллектива и родителей.  Только таким образом, он может понять значимость своего труда, может утвердиться как личность. Ребёнку требуется самореализация, ситуация успеха. Без этого  у детей постепенно пропадает интерес к творчеству.  Творческая деятельность должна иметь выход и экспонироваться для зрителя.

Для стимулирования творческой деятельности необходима организация выставок  изделий детского творчества. Выставка может служить точкой отсчета, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся, посещающих  выставку – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого – то стимул попробовать себя в этом деле.

  1. Цель:

- развитие творческих способностей детей через организацию выставочной деятельности:

  1. Задачи:
  • Создать условия для демонстрации результатов творческой деятельности обучающихся, которая способствует их духовному и психическому развитию
  • Развивать у детей интерес к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления.
  • Воспитывать  в детях стремление к проявлению индивидуальности в творческой деятельности, тем самым повышая личностный рост обучающегося
  • Организовать  конструктивную деятельность детей для развития навыков целенаправленной самостоятельной деятельности

  1.  Срок действия проекта: 2023-2024 учебный год
  2.  Форма проведения: коллективная
  3.  Участники проекта: воспитатели, дети  
  4.  Место проведения: ГБОУ РХ «Аскизская школа - интернат», школьная библиотека.
  5.    Ожидаемый результат реализации проекта:

Дети:

  • изготавливают поделки
  • проявляют творческую активность;
  • отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности

Педагог: 

  • определяет интересы и предпочтения детей для реализации их творческих замыслов;
  • организует детей на создание поделок с учётом их уровня развития и творческих способностей;
  • создает мотивацию для творчества;
  • оказывает помощь детям.

Родители: 

  • проявляют интерес к результатам творческой деятельности  детей;
  • оказывают эмоциональную поддержку детям после посещения выставки

  1. План реализации проекта с 10.01.2023 по 31.05.2024

Этап реализации проекта

Срок реализации

Проекта

Мероприятия.

Ответственные

1

Организационный

Январь

 

Создание условий, необ -ходимых для реализации проекта (изготовление стеллажей)

Администрация школы

Руководитель МО воспитателей,

 Библиотекарь

Знакомство педагогов с проектом

Администрация школы

Разработчики  проекта

Организовать жюри из педагогов и детей.

Администрация школы,

Руководитель МО воспитателей.

2

Практический

Январь - май

 Проведение мастер –классов для обучения детей различным видам декоративно-прикладного творчества.

Руководитель МО воспитателей,

Воспитатели

Изготовление поделок с детьми

Воспитатели

Ежемесячно

Выставка детских поделок

Руководитель МО воспитателей,

Воспитатели

Ежемесячно

Организованное посещение выставки.

Воспитатели

Оценивание жюри детских работ.

Администрация школы.

Жюри

Создать портфолио выставочных материалов, фотографии творческих работ участников для пополнения фонда школьного музея.

Руководитель кружка «Школьный музей»

3

Заключительный

Март, май.

В конце четвертей провести итоговые выставки лучших детских работ для показа родителям.

Администрация школы

Руководитель МО воспитателей,

Воспитатели

Поощрение детей за лучшие работы

Администрация школы

Жюри

Мониторинг количества обучающих принявших участие в выставке

Мониторинг качества выполненных работ

Педагоги-психологи,

жюри

Публикация итогов реализации проекта на официальном сайте учреждения и на других сайтах.

Администрация школы

  1. Заключение.

Организация и проведение ежемесячных выставок детского творчества в школе-интернате позволит обучающимся проявить свои художественные способности и представить свои творческие работы на суд жюри и зрителей – посетителей выставок. Результатом выставочной деятельности будет  повышение интереса детей к творческой деятельности. Осматривая и сравнивая свои поделки с поделками других детей, ребёнок будет гордиться результатами своего труда и  стремиться повысить качество своих изделий. Таким образом, создаются предпосылки для формирования у детей с ОВЗ активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Творческая деятельность детей также обеспечит их занятость в свободное время.

Посетителями выставки будут обучающиеся, их родители, а также учителя, воспитатели и работники нашей школы.  Взрослым предоставляется возможность узнать  о творческих возможностях  детей, увидеть какие прекрасные поделки могут сотворить наши дети своими руками.

Таким образом, выставочная деятельность может объединять педагогов, обучающихся и родителей, может сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству через детское художественное творчество.

Использованная литература:

1.ВыготскийЛ.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. м.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды деятельности воспитателя детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Материал представляет собой описание различных деятельностей: воспитательно-образовательной, коррекцио...

Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

ПРОЕКТ «Развитие творческих и спортивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья "

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности....

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...

Проект Тема «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ОВЗ.

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творчес...