Методическая работа "Обследование детей для составления характеристики на ТПМПК"
презентация к уроку

Балковая Елена Сергеевна

Обследование детей для составления характеристики на ТПМПК

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области» Обследование детей для составления характеристики на ТПМПК Учитель-дефектолог: Балковая Е.С.

Слайд 2

Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется воспитателем дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при на­личии специалиста, заполняться учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом -психологом . Документ скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.

Слайд 3

Всестороннее изучение ребенка ребенок Свойства личности Познавательная активность Мотив поведения и действий Игровая деятельность Бытовая деятельность Умение общаться

Слайд 4

Анализ продуктов детского деятельности — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных) . Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Слайд 5

Ф.И.О. ________________________________ Дата рождения______________ Домашний адрес __________________________________________________ Общие сведения Ребенок поступил в дошкольное учреждение (дата), откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ), длительных перерывов в посещении дошкольного учреждения не было / были (по каким причинам). Характер адаптации: адаптация прошла легко, в процессе адаптации испытывал трудности (с расставанием, с засыпанием, с приёмом пищи) Группа (направленность, номер). Форма обучения: очная, полный день. Программа обучения (основная общеобразовательная программа / адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР / ТНР, / ОНР и др.). Период освоения. Получаемая ранее коррекционно-развивающая помощь: не получал / занятия с учителем-логопедом, занятия с педагогом-психологом, занятия с учителем- дефектологом. Факты, способные повлиять на поведение и развитие ребенка в образовательной организации (выберите соответствующий вариант (один или более): - переход из одной образовательной организации в другую (причины), - перевод в другую группу, частая смена воспитателей, - межличностные конфликты в среде сверстников; - конфликт семьи с образовательной организацией; - наличие частых, хронических заболеваний и др. (плохо ест, трудно и беспокойно спит, есть особенности психосексуального развития) Шаблон представления воспитанника/обучающегося психолого-педагогическим консилиумом ДОО для прохождения ТПМПК

Слайд 6

Сведения о семье Мать (ФИО, возраст)_________________________________________ Отец: (ФИО, возраст)_________________________________________ Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер. Воспитанием ребенка занимается (мать, отец, оба родителя, бабушка, другие). Воспитанию и обучению ребенка уделяется достаточно / недостаточно внимания. Для родителей характерен (демократический, авторитарный, гиперопекающий , попустительский) стиль воспитания. Ребенок слушается (обоих родителей, в большей мере отца, в большей мере мать) / ребенок не слушается родителей. Ребенок привязан к матери / отцу (может быть, эмоционально теплых отношений с близкими нет). Трудности, переживаемые в семье (выберите соответствующий вариант (один или более): - не выявлены; - материальные; - хроническая психотравматизация (наличие жестокого отношения к ребёнку; проживание совместно с ребёнком родственников с асоциальным поведением, психическими расстройствами, в том числе братьев/сестер с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад и др.); - плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи; - низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребёнком. Отношение семьи к трудностям ребёнка (выберите соответствующий вариант (один или более): - игнорирование / готовность к сотрудничеству с педагогами, специалистами; - наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку; - ребенок посещает дополнительные (оплачиваемые родителями) занятия ( занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, репетиторство и др.).

Слайд 7

Характеристика развития ребёнка (по основным образовательным областям) на момент поступления в детский сад: качественная характеристика в соотношении с возрастными нормативами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, соответствовало, частично опережало). Познавательное развитие _____________________________________________ Речевое развитие _______________________________________________ Физическое развитие ______________________________________________ Социально-коммуникативное ____________________________________ Художественно-эстетическое ­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________ Информация об условиях и результатах образования ребёнка в образовательной организации:

Слайд 8

Характеристика развития ребёнка на момент подготовки характеристики (по основным образовательным областям): качественно в соотношении с возрастными нормативами развития (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно отстаёт, соответствует, частично опережает). Познавательное развитие (заполняется воспитателем и затем уточняется педагогом-психологом) (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно отстает, соответствует возрасту, частично опережает). Познавательная активность : высокая, средняя, низкая. Общая осведомлённость соответствует возрасту, снижена, значительно снижена относительно возрастных требований Характеристика внимания: (выберите соответствующий вариант (один или более): - во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается, - способен кратковременно сосредотачиваться на каком-либо деле, - способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, - старателен и аккуратен в выполнении заданий, - другое. Характеристика восприятия: (выберите соответствующий вариант (один или более) Восприятие формы: - соотносит предметы по форме, выделяет по слову геометрические фигуры, не имеет представления о форме (например, не отличает круг от квадрата). Восприятие цвета: - узнает и называет основные цвета, различает цвета (выделяет по слову), представление о цвете отсутствует. Восприятие величины: - соотносит предметы по величине (может выстроить по росту), - представление о величине отсутствует, - знаком с понятиями: длинный-короткий , высокий-низкий . Характеристика памяти: (выберите соответствующий вариант (один или более): -медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и долго помнит; - тяжело даётся заучивание стихотворений. Только для старшего дошкольного возраста: - пересказывая содержание сказки, рассказа, вносит то, чего нет в тексте, концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли произведения,

Слайд 9

Характеристика мышления: (выберите соответствующий вариант (один или более): - осуществляет /не осуществляет простейшие классификации (по образцу или слову по разным основаниям (кто где живёт? кто летает, а кто бегает? и т.д.), - подбирает / не подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; - умеет / не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима), Только для старшего дошкольного возраста: - плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.), ориентируется / не ориентируется в схеме собственного тела, ориентируется/ не ориентируется на листе бумаги, - понимает / не понимает содержание сюжетных рядов и картин, - выделяет / не выделяет главное в воспринимаемой информации, - выполняет / не выполняет счётные операции в рамках программного материала; - временные представления в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке, называние по признакам) - сформированы, частично сформированы, не сформированы, не понимает смысл предлагаемых заданий.

Слайд 10

Речевое развитие (заполняется воспитателем, затем уточняется учителем-логопедом): (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно отстает, соответствует возрасту, частично опережает). Для характеристики выберите соответствующий вариант: -речь соответствует программным требованиям по возрасту; -речь невнятная, имеются трудности в звукопроизношении, грамматически не правильна, запинки в речи; - характер предложений (простые, сложные, распространённые, малораспространенные, нераспространенные, неполные); - отвечает на вопросы односложно или полной фразой; - умеет /не умеет рассказать об увиденном и услышанном, о знакомых предметах, о выполненной работе, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; - способен / не способен составить сюжетный рассказ по картине, по серии из 2, 3-4 картинок. Физическое развитие (заполняется воспитателем совместно с инструктором по физической культуре): (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно отстает, соответствует возрасту, частично опережает). Дать характеристику в соответствии с нормативами. Особенности общей моторики: - моторно (ловок, недостаточно ловок, неуклюж); - мимика (подвижная, малоподвижная, неподвижная); - мелкая моторика (тремор, развита недостаточно / достаточно); - действует преимущественно правой/левой рукой, обеими руками. Художественно-эстетическое развитие ­­­­­­­: (заполняется воспитателем совместно с музыкальным руководителем): (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно отстает, соответствует возрасту, частично опережает). Дать характеристику в соответствии с нормативами (см. пед . мониторинг).

Слайд 11

Социально-коммуникативное развитие : (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно отстает, соответствует возрасту, частично опережает). Общение с детьми и взрослыми: - общение в детском коллективе (активное, пассивное, не общается); - положение в группе («звезда», предпочитаемый, пренебрегаемый , отверженный, изолированный); - общение со взрослыми активное / пассивное; - проявляет инициативу в общении избирательно; - проявляет уступчивость, застенчивость, капризность, плаксивость, навязчивость, раздражительность в общении со взрослыми / со сверстниками. В игровой деятельности: - проявляет безразличие / интерес к игрушкам; - понимает / не понимает правила игры, соблюдает / не соблюдает игровые правила, - вносит / не вносит изменения в содержание игры, - способен / не способен действовать в воображаемой ситуации, - использует / не использует предметы-заместители, - в коллективной игре чаще выполняет главную / второстепенную роль, - в конфликтной ситуации чаще всего ведет себя конструктивно / неконструктивно, - отражает / не отражает свой опыт в игре, -умеет / не умеет поддерживать игру. Навыки самообслуживания: умеет / не умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; одеваться, раздеваться, обуваться, застегиваться, завязывать и развязывать шнурки; есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умеет сам / не умеет убирать свои вещи и постель.

Слайд 12

Эмоционально-волевая сфера: (заполняется воспитателем и затем уточняется педагогом-психологом) (выберите соответствующий вариант (один или более): Преобладающий фон настроения (радостный, грустный, возбужденный, тревожный, резкая и частая смена настроения в течение дня, другое). Эмоциональные реакции на поощрение адекватные / неадекватные, на наказания адекватные / неадекватные. Умение соблюдать правила сформировано, недостаточно сформировано, на стадии формирования, не сформировано. Способен к волевому усилию; способен к кратковременному волевому усилию, не способен к волевым усилиям. При необходимости публичного ответа испытывает значительную / испытывает умеренную / испытывает незначительную эмоциональную напряжённость. Истощаемость (высокая, умеренная, незначительная). Импульсивен в поведении. Отношение к образовательной деятельности: ( заполняет воспитатель) Ребёнок способен / не способен контролировать свою деятельность, доводит / не доводит дело до конца, не мешает / мешает детям, работает быстро /медленно и равномерно / неравномерно; темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, наблюдает за другими детьми, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход. Предпочитаемая деятельность ____ . Самооценка адекватная, заниженная, завышенная, неустойчивая. Интересы, хобби и увлечения ребёнка______ Наблюдаются предпосылки следующих поведенческих девиаций: проявления агрессии, негативизм (делает наоборот), застенчивость, тревожность, импульсивность, демонстративность (сквернословие, споры), гиперактивность ; увлечённость компьютером и другими гаджетами .

Слайд 13

Познавательное развитие ______________________________________________ Речевое развитие ____________________________________________________ Физическое развитие _________________________________________________ Социально-коммуникативное__________________________________________ Художественно-эстетическое __________________________________________ Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ( по каждой из перечисленных линий) : крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.

Слайд 14

необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. (заполняется учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом ). Общий вывод

Слайд 15

РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Характеристика всегда должна обосновываться фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. 2.Характеристика отражает условия его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого. 3.Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы. 4.При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.). 5.В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации по составлению характеристики

рекомендации по сотавлению характеристики обучающегося...

Методическая разработка к уроку по теме «Составление характеристики природных комплексов Луг и Овраг»

Цель урока:Формирование умений определять взаимосвязь между компонентами природного комплекса, составление описания природного комплекса на местностиУчастие в совместной работе в процессе учебной, исс...

составление характеристики для детей с ОВЗ

составление  характеристики для детей с ОВЗ...

Методические рекомендации для студентов по составлению характеристики литературного персонажа

Методические рекомендации помогут студентам последовательно и развернуто охарактеризовать литературного персонажа...

Методическая разработка "Некоторые качества личности школьника для составления характеристик и представлений"

Методическая разработка в виде полезной шпаргалки для педагогов при составлении грамотной характеристики или представления на обучающегося....