Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками, способствующих речевому развитию.
статья

Казакова Анастасия Анатольевна

: статья посвящена применению инновационных технологий в работе с дошкольниками. Представлены технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. Раскрыты методы и приемы использования инновационных технологий в работе с детьми. Данная статья полезна для воспитателей детского сада и студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сахненко Дина Сеергеевна (Орловская область, Россия)

Казакова Анастасия Анатольевна (Орловская область, Россия)

Sakhnenko Dina Sakhnenko (Oryol region, Russia)

Kazakova Anastasia Anatolyevna (Orel region, Russia)

Применение инновационных технологий в работе  с дошкольниками, способствующих   речевому развитию.

The use of innovative technologies in working with preschoolers that promote speech development.

Аннотация: статья посвящена применению инновационных технологий в работе с дошкольниками. Представлены технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. Раскрыты методы и приемы использования инновационных технологий в работе с детьми. Данная статья полезна для воспитателей детского сада и студентов.

Annotation: the article is devoted to the use of innovative technologies in working with preschoolers. Technologies contributing to the speech development of preschoolers are presented. The methods and techniques of using innovative technologies in working with children are revealed. This article is useful for kindergarten teachers and students.

Ключевые слова: инновационные технологии, кубик Блума, квест- технология, круги Луллия, дошкольники.

Keywords: innovative technologies, Bloom's cube, quest technology, Lulli circles, preschoolers.


Проблема речевого развития дошкольников является актуальной и важной, поскольку речь является одним из основных средств общения и взаимодействия с окружающим миром.
 В раннем возрасте дошкольники активно учатся языку, формируют свою речь и осваивают навыки коммуникации. Однако некоторые дети могут столкнуться с проблемами в речевом развитии, что может иметь негативное влияние на их обучение, социальную адаптацию и психологическое благополучие.
 Проблемы в речевом развитии могут проявляться различными способами, такими как задержка речевого развития, нечеткая артикуляция звуков, нарушения грамматической структуры, ограниченный словарный запас и трудности в построении связной и понятной речи.
Актуальность проблемы речевого развития дошкольников обусловлена необходимостью своевременного выявления и коррекции таких проблем для предотвращения их негативных последствий в будущем.  Дети с задержкой речевого развития могут испытывать трудности в обучении грамоте и чтению, а также иметь проблемы с социальной адаптацией в школе.
 Кроме того, речевое развитие дошкольников является важным показателем их общего развития и здоровья. Дети с  речевым развитием соответствующих норме обычно более успешны в обучении, имеют лучшие взаимоотношения с педагогами и сверстниками, а также лучше понимают и выражают свои мысли и эмоции.
 Все эти факторы подчеркивают необходимость ранней диагностики и коррекции проблем речевого развития дошкольников. Своевременное выявление речевых проблем и комплексный подход в работе с такими детьми позволят предотвратить значительные трудности в будущем и обеспечить им лучшие условия для успешного обучения и развития. Именно поэтому на этапе дошкольного обучения педагоги совместно с учителями-логопедами выявляют речевые нарушения детей, стараются на раннем этапе скорректировать их.  На сегодняшний день современный ребенок активно погружен в мир современных технологий и классические приемы и методы работы уже не привлекают внимание дошкольников. Именно по этому педагогам в работе по речевому развитию ребенка приходится использовать и применять различные инновационные технологии, способствующие обогащению словаря, развитию связной и диалогической речи, формированию правильной звуковой культуры речи и т.д.

Одной из эффективных инновационных  технологий является технологии квест-игры. Применение квест-технологии в речевом развитии дошкольников может быть очень эффективным и интересным подходом. Квесты помогают детям активно участвовать в процессе обучения, развивая их коммуникативные навыки и способности к решению проблем.
 Наиболее эффективными приемами, которые можно использовать при применении квест-технологии для развития речи дошкольников являются:
1. Квесты на развитие словарного запаса:
2. Квесты на развитие фонематического восприятия и артикуляции:.
3. Квесты на развитие навыков коммуникации и речевого высказывания:.
4. Квесты на развитие понимания и интерпретации текста:
Таким образом, квесты являются интерактивной и захватывающей формой обучения, которая может вдохновить малышей на активное участие в процессе развития речи. Они могут быть адаптированы под конкретные возможности и потребности каждого ребенка, что делает этот метод очень эффективным. Применять в работе с дошкольниками квест технологию можно как при изучении нового речевого материала, так и на закрепление ранее изученного. При использовании данной технологии в работе с дошкольниками можно в процессе обучения и занятия внедрять в  познавательную деятельность детей и другие инновационные технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. Еще одной эффективной технологией позволяющей активно влиять на речевое развитие дошкольников является инновационная  технология интеллект- карты.

Применение интеллект-карт (mind maps) в дошкольных учреждениях может быть очень эффективным и полезным для развития когнитивных и творческих способностей детей. Интеллект-карты представляют информацию в визуальной форме с использованием различных цветов, форм и линий. Это помогает детям лучше понимать и организовывать информацию, развивая их визуальное мышление.
 
Создание интеллект-карты включает активное участие детей в процессе обучения. Они могут сами рисовать и располагать элементы карты, что развивает их творческие способности и активизирует мыслительные и речевые  процессы.
   Интеллект-карты помогают детям видеть связи между идеями и концепциями. Они могут учиться организации информации в логическую структуру, что способствует развитию их мыслительных навыков. Развивают  речевую активность детей и словарный запас. При создании интеллект-карт дошкольники могут общаться и объяснять свои идеи. Они  используют новые слова и выражения, что способствует развитию их  звуковой культуры речи.
  Интеллект-карты помогают детям лучше запоминать информацию, так как они могут визуализировать и организовывать свои мысли и идеи. Применение в работе с дошкольниками данной технологии помогает им лучше понимать и воспринимать информацию.

 Интеллект-карты так же  могут быть использованы в групповых проектах, где дети могут совместно создавать и обмениваться идеями. Это развивает их социальные и коммуникативные навыки, а также способствует развитию работы в команде и речевому общению как со сверстниками , как и со взрослыми.

Таким образом , использование интеллект-карт в дошкольных учреждениях может быть эффективным инструментом для развития когнитивных, творческих и коммуникативных навыков детей. Оно позволяет им активно участвовать в процессе обучения, развивать мышление и запоминать информацию, активизировать диалогическую и монологическую речь.  

В образовательном процессе в дошкольных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным приемом для развития речи дошкольников является применение технологии кубик Блума. Данная технология может быть использована для оценки и развития разных аспектов речевого развития детей, возможно ее использование при изучении любой лексической темы с воспитанником.

Кубик Блума - это инструмент, разработанный Бенджамином Блумом, который используется для определения различных уровней мышления, познавательных и речевых  навыков обучающегося. Он состоит из шести граней, каждая из которых представляет определенный уровень когнитивных навыков.
Дети старшего дошкольного возраста обычно уже имеют базовые знания и факты, которые они могут использовать в своем обучении. Работа с гранями кубика Блума поможет педагогу оценить, насколько дети хорошо понимают и запоминают информацию, а также могут ли они применять знания в различных контекстах.
Дети старшего дошкольного возраста должны быть способны применять свои знания и навыки в новых ситуациях. Задания, связанные с гранями применения кубика Блума, могут включать практическую деятельность, где дети применяют свои знания на практике, например, решая проблемы или выполняя задания.

Применение данной технологии позволяет детям разбирать сложную информацию на составные части, выделять причинно-следственные связи. Задания, связанные с гранью анализа, могут включать задачи, где дети должны классифицировать объекты по определенным критериям или сравнивать их для обнаружения сходств и различий.

Кубик Блума позволяет детям критически оценивать информацию, решения и аргументы. Они могут выражать свое мнение и обосновывать свои мысли, сравнивая их с другими точками зрения. Задания, связанные с этими гранями, могут включать обсуждение, дебаты.

Применение кубика Блума в дошкольных учреждениях может быть эффективным инструментом для оценки и развития различных уровней когнитивных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Кубик Блума классифицирует мыслительные операции и навыки на шесть уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.

  Педагоги в ДОУ могут использовать кубик Блума для дифференцированного обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Задания могут быть адаптированы для учащихся разных уровней мышления, чтобы обеспечить оптимальные возможности для их развития.
Кубик Блума способствует развитию критического мышления детей старшего дошкольного возраста  и способности рассуждать.  Дошкольники  могут создавать новые идеи и решения, искать альтернативные подходы и формировать свое собственное мнение. Кубик Блума может способствовать развитию самостоятельности и саморегуляции у детей. Они могут самостоятельно выбирать задания, определять свои цели и следить за своим прогрессом. Это развивает у них уверенность в собственных способностях и самоорганизацию.
Внедрение данной технологии в работу с дошкольниками показало, что дети с большим удовольствием и интересом играют с данным кубиком и в процессе игровой деятельности у педагога с легкостью получается достичь поставленных целей и задач занятия.

Еще одной действенной инновационной технологией в работе с дошкольниками применяемой в нашем ДОУ является технология- круги  Луллия. Круги Луллия (Lullian Circles) - это метод, разработанный Раймунд Кужес, также известный как Раймунд Луллий, для организации мыслительных процессов и систематизации знаний. Этот метод  применяется в образовательном процессе дошкольных учреждений (ДОУ) для активизации и развития когнитивных способностей детей. Вот несколько причин, почему использование кругов Луллия может быть эффективным в образовательном процессе ДОУ:
- данная технология используются для визуализации знаний и их систематизации. Дети могут видеть взаимосвязи и зависимости между понятиями и идеями, что помогает им лучше понять и запомнить информацию;
- метод кругов Луллия позволяет организовать знания в логическую и последовательную структуру, построенную на концепциях и отношениях между ними. Это помогает детям развивать системное и аналитическое мышление.
- круги Луллия позволяют детям анализировать информацию, представленную в круге, и делать выводы. Они могут выделять главные идеи, решать проблемы и применять свои знания на практике. Это развивает их критическое мышление и способность к самостоятельному мышлению;
-
круги Луллия  используются для развития речи у детей. Педагоги используют круги Луллия для поддержки развития словарного запаса детей и практики выражения мыслей и идей на различные темы;

- технология стимулирует  творческое мышление у детей. Они могут использовать различные комбинации и ассоциации понятий и идей внутри круга, что способствует развитию их творческих способностей.
- работа с кругами Луллия может проводиться в групповой форме, что способствует развитию социальных и коммуникативных навыков детей. Они могут обмениваться идеями, предлагать свои варианты и аргументировать свои мысли перед другими участниками группы.

В целом, применение кругов Луллия в образовательном процессе ДОУ может быть эффективным инструментом для развития когнитивных, коммуникативных и творческих навыков у детей. Он позволяет визуально представлять знания, развивать системное мышление, критическое мышление и способствует развитию речи и социальных навыков у детей дошкольного возраста. Эффективность применения кругов Луллия в речевом развитии дошкольников подтверждается множеством исследований и практическим опытом.  Так как они  позволяют ребенку быстро расширить свой словарный запас. Дети учатся новым словам и называют предметы, что способствует развитию речи.
При помощи Кругов Луллия дошкольники могут развивать навыки связной речи. Дети учатся соединять слова и фразы в предложения, описывать предметы и рассказывать истории
Таким образом,
Круги Луллия могут быть веселым и интересным способом обучения.
Однако, для достижения максимальной эффективности технологии, важно применять их с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.

В целом, инновационные технологии предоставляют больше возможностей для интерактивного и эффективного развития речи у дошкольников. Они могут помочь детям улучшить словарный запас, связную речь, коммуникационные навыки и мотивацию к обучению. Однако, важно помнить, что правильное применение этих технологий требует рассмотрения индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.

Эти приемы помогают детям развивать навыки речи, расширять словарный запас, улучшать грамматику и синтаксис, а также развивать креативность и уверенность в себе в общении на различных уровнях.

Список литературы:

  1. . Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МаГУ, 2001.21 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр "Сфера", 2009.
  3. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. "Айрис пресс", М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.

Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...

Применение инновационных технологий в развитии патриотического воспитания школьников

Данный материал поможет педагогу в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся....

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...