Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с умственной отсталостью (умеренная степень)
методическая разработка (9 класс)

Какушкина Елена Степановна

Индивидуальный образовательный маршрут разработан с целью создания специальных условий для получения образования и социальной адаптации обучающегося с умеренной умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрен и рекомендован

к утверждению на заседании                              

психолого- педагогического

консилиума

Протокол №3

от  15.09. 2022 г.  

 Председатель ППк

____________   Т.Б.Трухина

Утвержден        

Приказ №141    от  15.09.2022 г.

Директор школы

__________________ Н.И. Кострикина

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на 2022-2023 учебный год

***************

I. Общие сведения о ребенке с ОВЗ и рекомендации ППК, МСЭ

ФИО ребенка:   ***************

Категория:   ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид

 Возраст:   ************** г.                           Класс: 9

ФИО родителей, лиц их заменяющих:                                            

Мать -  *****************

Отец -   ****************

ФИО  учителя Какушкина Елена Степановна

ФИО специалистов сопровождения:

Педагог -психолог                                  Авдеева Светлая Александровна

Учитель-логопед                                    Кузнецова Елена Вячеславовна

Социальный педагог                              Севидова Юлия Владимировна

Коллегиальное заключение ТПМПК

№  250  от  08.09.2020 г.

Заключение: тотальное недоразвитие высших психических функций

Рекомендации ТПМПК по созданию специальных условий для получения образования:

1. Образовательная программа

Организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (умеренная степень)

2. Вариант обучения

3. Организационная форма реализации образовательной программы

обучение на дому

4. Режим обучения:

С ограничениями во времени

4.Проведение индивидуальных и групповых занятий:

с педагогом-психологом

5. Обеспечение доступа в здание и помещения образовательной организации:

-

6. Другие специальные условия:

- частая смена заданий на уроке;

- дозированность и постепенность подачи материала;

7. Консультирование

- с педагогом-психологом

8. Рекомендации родителям

Наблюдение (консультация) психиатра

9. Повторный осмотр на ТПМПК

В 2022 году. (ТПМПК №  *** от  19.05.2022 г.- дальнейшее профессиональное образование не рекомендуется)

Рекомендации ИПРА

ИПРА от 01.02.2012 до 01.03.2023

Способности к самообслуживанию: 1

Способности к передвижению:

Способности к ориентации: 2

Способности к обучению: 2

Способности к трудовой деятельности:

Способности к контролю за своим поведением: 2

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация.

Психологическая помощь в ОО.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

(Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей)

Цель ОУ: создание специальных условий для получения образования и социальной адаптации обучающегося с ОВЗ.

Цель деятельности учителя: создать оптимальные условия для развития позитивных потенций  ребенка с ОВЗ.

Общие задачи на период реализации ИОП (год)

(Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей)

1.Организация в классе  развивающей предметной среды.

2. Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование

взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей

 ребенка с ОВЗ.

3.Формирование у ребенка позитивной, социально-направленной

учебной мотивации.

4. Применение адекватных возможностям и потребностям обучающейся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы.

5.Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ.

6.Создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ   в группе сверстников, школьном сообществе:

— вовлечение во внеучебные и внеклассные мероприятия, участие в жизни класса, школы;

— использование адекватных возможностям воспитанника способов оценки его учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

7. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

  • привлечение специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения к участию в проектировании и организации индивидуального образовательного плана;
  • формирование запроса на  психолого-педагогическую поддержку
  • со стороны специалистов школы;
  • организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Режим обучения ребенка на дому

Количество дней в неделю -  3

количество уроков в день -    3-4  (10 часов в неделю);

 Количество часов индивидуальных/групповых занятий с педагогом-психологом: -  письменный отказ родителей

 (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка)

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование; нужное подчеркнуть)

Потребности

 ребенка

- специально структурированная информация (планы, таблицы, схемы, алгоритмы);

- структурирование пространства на специально организованные зоны;

- обеспечение относительного постоянства пространства;

- смысловое структурирование всех видов взаимодействий (планы, алгоритмы);

- специальный режим учебной работы - 10 часов в неделю (суббота – выходной день, иногда требуется дополнительный выходной день, дозирование учебной нагрузки в зависимости от состояния ребенка, объем изучаемого материала – до 60%);

- индивидуальный ритм и темп деятельности;

- правила, регулирующие жизнедеятельность ребенка во времени;

-правила взаимодействия с отдельными объектами и субъектами среды и др.

Построение комфортной  среды:

- изменения в  помещениях

(классная комната;

рекреация и т.д.)

- материалы для

нормализации

тонуса

- визуальная

 поддержка

Обеспечение

 специализированным

учебным оборудованием

- нет необходимости

.

III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по рекомендациям ПМПК)

Необходи-

мый

специалист

Основное направление деятельности  

Конкретные задачи на период

Режим и формы работы

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка: положительная, незначительная, отрицательная)

Социаль-

ный педагог

Социальное сопровождение

ребенка с ОВЗ

(просветительская и профилактическая деятельность)

Привлечение к участию в внуриклассных и общешкольных мероприятиях. Отмечать успехи и достижения.

Ежемесячно

тематические беседы.

Динамика: на 30.12.2022 г.

______________________________________________________________________________________________________

Динамика: на 30.05.2023 г.

______________________________________________________________________________________________________

IV Освоение образовательной программы:

Предмет

(образовательная область)

Реализуемые программы

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД

Планируемые результаты на  текущий период обучения

Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности

Математические представления и конструирование

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.При выполнении ребенком самостоятельной работы необходимо давать устно  доступные инструкции по отдельным заданиям.

2.Не рекомендуется частая смена видов деятельности

3.Больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения.

4.При ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении, постепенно переходить к словесным методам.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Считать от 1 до 10, писать цифры 1-8 без помощи учителя. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8.

Должен сформировать:

Уметь играть со сборно-разборными игрушками и конструировать из конструктора «Лего».

Узнавать целый предмет по фрагментам. Чертить самому прямую линию по линейке карандашом.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

- Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Альтернативное чтение

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.Больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения.

4.При ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении, постепенно переходить к словесным методам.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

усидчивости, внимательному слушанию того, что читает или говорит учитель (небольшой рассказ, сказка).

Должен сформировать:

Умение читать по буквам короткие слова Уметь передать главную мысль прочитанного  вслух.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Графика и письмо

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Обводить контуры элементов букв шариковой ручкой без помощи учителя.

Должен сформировать:

Умение штриховать фигуры в разных направлениях. Рисовать по внутренним и внешним трафаретам.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Развитие речи и окружающий мир

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Правильно сидеть за столом, правильно дышать, произносить членораздельные звуки и слоги.

Должен сформировать:

Навык хождения по дорожкам. Умение различать силу звука, темпа и ритма звучания, играть на развитие внимания к речи. Навык различения гласных звуков (а, у, о). Умение про износить звуко сочетания гласных(ау, уа, оу), умение играть с реальными предметами, окружающими нас.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Основы безопасности жизнедеятельности

«Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Относиться бережно к своей жизни

Должен сформировать:

Культурно-гигиенические навыки, учиться убирать постель, знать, что такое полезные продукты. Владеть правилами приёма пищи, пользования утюгом.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Социально-бытовая ориентировка

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Вести здоровый образ жизни.

Должен сформировать:

Знать некоторые правила дорожного движения и знаки дорожного движения. Знать о вреде курения и алкоголя. Знать правила и приёмы ухода за посудой, о разнообразии продуктов, о значении питания в жизни людей.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Ручной труд

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Лепить из пластилина чашка, блюдце, огурец, гриб. Играть со сборно- разборными игрушками

(кубики-вкладыши, матрёшки и т.д.);с мозаикой. Работать с природным материалом. Конструировать из конструктора.

Должен сформировать:

Умение наматывать нитки на катушку, на картонную основу; складывать пазлы (разрезные картинки).

Работать с бумагой и клеем (наклеивание листьев на лист бумаги).

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Музыка и движение

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Двигаться под музыку.

Должен сформировать:

Владеть простейшим пением.

Уметь слушать и узнавать музыкальные звуки, мелодии и песни. Уметь играть в игры на узнавание в мелодиях образов людей и животных. Знать танцевальные движения с элементами национальных и современных танцев.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

Адаптивная физкультура

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

011

1.Не требовать немедленного включения в работу.

2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.

3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий.

Индивидуальные занятия

Должен научить:

Вести здоровый образ жизни.

Должен сформировать:

Умение правильно дышать при физических нагрузках и без них. Уметь правильно ходить и упражняться в равновесии, бегать.

В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого

Работа с индивидуальными заданиями.

Динамика обученности: на 30.12.2022 г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

 Динамика обученности: на 31.05.2023г.

____________

(отсутствует, незначительная положительная).

V. Формирование социальной компетентности:

Направления деятельности

(примерные)

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели  достижений

Формы оценки достижений

Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил

Установление контакта с педагогами и специалистами;

-ориентация на лицо взрослого

Учитель,

социальный педагог

Индивидуальная

 

Свободное взаимодействие ребенка со взрослым, обращение на «Вы»

Взаимодействие со взрослыми

Формирование гигиенических навыков

- Самостоятельно снимать и надевать верхнюю одежду.

- Правильно пользоваться раздевалкой.

-Учить самостоятельно и правильно пользоваться туалетом.

- Учить пользоваться раковиной и водопроводными кранами.

Учитель

Индивидуальная

Умение частично выполнять правила гигиены в школе: пользование туалетом, мытье рук, умение переодеваться.

Использование приобретенных умений во время учебного процесса.

Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время)

Правильное использование мимики,

ответы на вопросы учителя по словесной инструкции (многократное повторение)

Учитель,

социальный педагог

Индивидуальные,

Усидчивость за партой во время урока,

Соблюдение коммуникативной и физической дистанции

Работа на уроке по словесной инструкции, строго по руке.

Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников

Способствовать свободному взаимодействию в группе сверстников

Учитель,

соц. педагог

Индивидуальные, групповые.

Умение выражать желание жестами, мимикой

Пассивное участие в групповых играх и мероприятиях без участия взрослых.

Формирование самостоятельности

Самостоятельное передвижение по школьному пространству

Учитель,

администрация школы,

соц. педагог,

родители.

Индивидуальные, групповые.

Самостоятельная ориентация и передвижение по классу,

по школе при

сопровождении взрослого.

Самостоятельное передвижение по классу, спортивному залу, кабинету псих. разгрузки столовую)

VI. Анализ результатов и планирование  дальнейших действий ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель ППк                                  Трухина  Т.Б.

Члены  ППк:

Педагог-психолог                                        Авдеева С.А.

Учитель-логопед                                          Кузнецова Е.В.

Соц. педагог                                                Севидова Ю.В.

 Учитель                                                      Какушкина Е.С.

 Родители (законные представители)   с ИОП  ознакомлены:

______________________                             _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Развитие речевого слуха.

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени. Матери...

Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Формирование произношения.

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени....

Специальная индивидуальная образовательная программа развития глубоко умственно отсталого ребенка

Специальная индивидуальная образовательная программа развития (СИОПР), составленная по следующим направлениям: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, дви...

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с умственной отсталостью (тяжелая степень)

Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обуча...

Выступление "Взаимодействие специалистов при реализации образовательного маршрута обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цель: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная адаптация, реабилитация и интеграция в социум, личностный рост ребенка...