Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста "Азбука общения"
учебно-методический материал

Яшина Яна Михайловна

Диагностический блок:

- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;

-  Диагностика родителей или лиц их замещающих;

- Развивающий блок:

-   Развитие психических процессов;

- Развитие эмоциональных, поведенческих, коммуникативных и личностных характеристик  ребенка;

- Формирование позитивных установок родителей в воспитании ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_programma_azbuka_obshcheniya.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа «Азбука общения»

для младших школьников

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1 – 4 КЛАСС)

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Диагностический блок:

- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;

-  Диагностика родителей или лиц их замещающих;

- Развивающий блок:

-   Развитие психических процессов;

- Развитие эмоциональных, поведенческих, коммуникативных и личностных характеристик  ребенка;

- Формирование позитивных установок родителей в воспитании ребенка;

Актуальность: увеличение количества детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предполагаемые результаты:

- создание предпосылок для успешного развития ребенка-инвалида;

- позитивное отношение родителей к ребенку-инвалиду;

- выработка перспективных путей развития ребенка, с учетом его реальных возможностей.

- уменьшение эмоционального напряжения.

ВВЕДЕНИЕ

       В настоящее время увеличивается число детей, имеющих те, или иные нарушения в развитии. Дети с интеллектуальной недостаточностью, сопровождающейся отклонениями в двигательной сфере (в том числе последствиями ДЦП и др.), в сенсорной, в эмоционально-волевой сфере и поведении, что может быть результатом того или иного заболевания (аутизма, шизофрении, эпилепсии, фенилкетонурии и др.). В виду сложности структуры дефекта имеющихся у этих детей, их обучение, по рекомендации врачей, осуществляется на дому. К имеющимся трудностям усвоения учебного материала наслаивается нарушение коммуникативной сферы. Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Родителям таких детей также необходима поддержка специалистов.

       Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.

       Для определения образовательно-воспитательного маршрута ребенка и осуществления его сопровождения необходимо знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом больше всего нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии.

       Психолог в ходе обследования определяет степень сформированности значимых функций для овладения школьными навыками и выявляет причины имеющихся трудностей в обучении. После проведения обследования, могут возникать разные ситуации, связанные с дальнейшим обучением ребенка. Отмечается, на что, прежде всего, следует обратить внимание в работе с ребенком. У одних детей на первый план выступает эмоциональное недоразвитие, у других существенно страдает внимание и память. Параллельно проводится работа по развитию мыслительных операций, речи, формирование навыков целенаправленной деятельности, навыков контроля за собственной деятельностью.

       Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность, т.к. порой в использовании мер воспитательного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью имеют место крайности.

      Данная программа ставит своей задачей активное вовлечение родителей детей-инвалидов в процесс развития ребенка. В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи:

- диагностика уровня развития детей с целью выбора соответствующего маршрута развития;

- устранение имеющихся и предупреждение возможных отклонений в эмоциональной сфере и поведении детей;

- формирование позитивных взглядов родителей на своих детей-инвалидов.

     Развивающая работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к формированию тех или иных умений и навыков, она направлена на развитие всей личности ребенка (с учетом реальных возможностей и актуального психофизического состояния).

   Обоснование программы

            Дети, имеющие интеллектуальное недоразвитие, осложненное сопутствующими нарушениями, обучающиеся на дому, имеют недостаточный социальный опыт, ограничение контактов со сверстниками. Родители и педагог для некоторых детей этой группы, являются единственным связующим звеном с окружающим миром. В силу ограничения двигательной способности (дети с ДЦП), неадекватности эмоциональных проявлений (атипичный аутизм), дети с ослабленным здоровьем, нарушением слуха и зрения – обучаются на дому по общей или индивидуальной программе. Такие дети во многом уступают своим сверстникам, обучающимся в школе. Недостаток общения, несформированность коммуникативной и эмоциональной сферы существенно усугубляет имеющийся интеллектуальный дефект. Данная программа призвана по возможности расширить сферу развития ребенка, обучающегося на дому.

         Психологическое сопровождение детей создает предпосылки для их максимально успешной адаптации и социализации в обществе, помогает родителям ориентироваться в сложном процессе развития «особых» детей.  

   Принципы построения программы

1. Принцип человечности: утверждения норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

2. Обеспечение чувства безопасности и защищенности, что является условием раскрепощенности и открытости ребенка во время занятий.

3. Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий:

    - полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;

    - нацеленность на развитие у ребенка в первую очередь необходимых знаний, умений,    навыков;

    - опору на достижения предыдущего этапа развития, создающего предпосылки для  

 успешного перехода на следующую ступень образования.

Содержание коррекционных мероприятий разрабатывались на базе коррекционного курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся школы VIII вида (Л.С. Сековец, С.А. Венералова, В.И. Гайнитдинова) с использованием методических рекомендаций С.Д. Забрамной, Т.Н. Исаевой по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.

        Материалы, представленные в данной программе являются результатом двухлетней работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида.

       Программа апробировалась в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, осложненную сопутствующими нарушениями развития, обучающимися на дому.

    Программа может быть использована при работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

Характеристика программы

      Данная программа направлена на развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

 Программа предполагает:

- оказание помощи ребенку;

- оказание помощи родителям;

- оказание помощи педагогу, обучающему ребенка.

     Развивающая работа включает следующие направления:

- психологическое сопровождение, осуществляемое психологом, через развитие эмоциональной сферы и навыков социального поведения;

- снижение (по возможности), устранение негативного отношения родителей к детям-инвалидам.

      Основой развивающей работы является дифференцированный подход, с учетом имеющегося у ребенка нарушения, степени выраженности вторичных  нарушений, а так же на подробном психолого-педагогическом обследовании каждого ребенка.    

      Психологические воздействия осуществляются как индивидуально, так и с группой детей (2-4 ребенка). Во время индивидуальных занятий, при непосредственном контакте с ребенком имеется возможность выявить  темп работы каждого ребенка, а также  его интересы, способности.

Цели программы

1. Создание психологической развивающей среды;

2. Создание условий для сохранения и (или) приобретения психического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей;

3. Совершенствование достижений дошкольного возраста;

4. Формирование навыков межличностного общения, навыков адекватного поведения со сверстниками и взрослыми.

5. Развитие каждого ребенка – как личности.

Содержание развивающего процесса направлено на решение следующих задач:

- формирование представлений об окружающем мире, речевых навыков как предпосылок адаптации к социальной среде;

- формирование коммуникативных навыков и умений;

- формирование психических функций.

     Специально организованные занятия с психологом проводятся 2 раза в неделю – одно – групповое, второе – индивидуальное.

      Данная программа предполагает широкое использование игровой деятельности, доступной и понятной ребенку;

- использование здоровьеразвивающих технологий;

- использование инновационных средств и методов психокоррекции;

- создание психологической среды, в которой каждый ребенок может достичь определенного уровня развития, раскрыть себя – как творческую личность.

- оказание психологической помощи в развитии каждого ребенка.

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

      В данной программе значимым является соблюдение следующих принципов:

Принцип системности

     Развивающая работа осуществляется в процессе формирования у детей высших психических функций. Она строится в определенной системе на основе иерархии связей отдельных звеньев системы: в первую очередь формируются более простые умения и навыки как предпосылки успешного овладения учебной деятельностью.

Принцип социально-адаптирующей направленности

     Данный принцип предполагает формирование различных структур социальной компетентности и подготовку к жизни в обществе. Социально-адаптирующая направленность развивающей работы позволяет преодолеть «социальное выпадение» и способствует привитию ребенку с ограниченными психофизическими возможностями необходимых норм поведения, соответствующих навыков и привычек, бытовых, коммуникативных, философских, эстетических, культурных взглядов и убеждений.

Принцип развития мышления и языка

      У всех детей имеющих интеллектуальную недостаточность наблюдаются сложности в формировании психических процессов. Но наибольшие трудности возникают в формировании мыслительной и речевой деятельности. Мышление и речь относятся к высшим психическим функциям, обладающим более длительным периодом формирования.

Принцип максимального использования речи на всех этапах формирования мыслительных действий

     Учитывается тесная связь мышления и речи. Речь играет огромную роль в формировании не только интеллектуальных, но и перцептивных функций. Прежде всего, уточняется и закрепляется связь вербального обозначения и зрительных представлений о предмете или явлении (о форме, величине, цвете), о пространственных отношениях предметов. Точность словесного обозначения является основой для анализа воспринимаемых действий, умозаключений, установления различных связей и закономерностей. Вербальный символ способствует развитию обобщения, создает предпосылки для абстрактного мышления.

Принцип деятельностного подхода

     В процессе развивающей работы следует учитывать сложную структуру любой деятельности: мотивационный этап, постановка цели, операциональный этап, этап контроля.

В процессе развивающих занятий ставятся следующие задачи:

- формирование мотивации к деятельности, имеющей познавательный характер;

- развитие сенсомоторной основы высших психических функций – языка и мышления;

- компенсация недостающего жизненно-практического опыта;

- создание естественных условий для развития навыков общения;

- обеспечение мотивации общения и деятельности в процессе  занятий.

Принцип учета особенностей психических функций

     Сформированность психических функций является важнейшим условием для овладения ребенком знаниями, умениями, навыками. Особое внимание должно быть направлено на формирование познавательной деятельности, учитывая при этом особенности психических функций учащихся (их онтогенетическое развитие). В основе лежит принцип от простого,  к более сложному.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ.

Развитие зрительного гнозиса, восприятия формы цвета, величины.

      Работа по развитию зрительного гнозиса предполагает развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного. Применяются задания, которые направлены на развитие способности в узнавании предметов, сравнении предметов по размеру, величине, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий

Задания основаны на зрительном различении основных цветов (красный, белый, черный, желтый, зеленый,  синий). Используются задания на определение основных геометрических фигур (квадрат, круг, куб, прямоугольник, шар, овал), на определении разницы по величине и цвету между предметами одной и той же формы. Выделение основных параметров величин. Объединение частей в целое и выделение части из целостного образа.

Развитие зрительно-моторных координаций

      Работа по развитию  зрительно-моторных координаций проводилась в следующих направлениях:

1. формирование зрительного слежения.

2. формирование и развитие зрительно-моторных координаций.

     Дети учатся различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов, наложенные друг на друга контурные изображения. В работу включаются и задания на узнавание незавершенных изображений, что способствует развитию умения вычленять в предметах их существенные свойства. Для развития умения совершать глазодвигательные движения в заданном направлении применяются задания, при которых у детей формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, затем в направлении по кругу против часовой стрелки. Данные упражнения полезны  для развития правильного графо-моторного навыка и для развития навыка чтения. Постепенно к зрительному слежению подключаются и движения руки. Сначала рука двигается в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу. Эти упражнения способствуют развитию зрительно-моторной координации.

Развитие мелкой моторики

        Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, лепка из пластилина, выполнение движений с мелкими предметами, работа с ножницами. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга  с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Стимулирующее воздействие массажа усиливает и координирующую функцию коры головного мозга. Приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его руки сам, затем - руками самого ребенка, наложив свои руки сверху, только после этого ребенок выполняет массаж сам.

На занятиях широко применяются пальчиковые упражнения. Первоначально эти упражнения просты. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он вначале выполняет эти движения пальцами пассивно, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и ребенок выполняет их активно, без посторонней помощи.

       Направленность упражнений может быть  различной. С помощью одних развивается удержание кисти руки в определенной позе (статическая координация). Другие упражнения развивают переключение с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу кистей обеих рук. Применяются упражнения на расслабление мышц пальцев и кистей рук, а также упражнения, в которых движения пальцев и кистей сочетаются с движениями всей руки и корпуса. Вначале каждое упражнение для рук разучивалось одной рукой (ведущей). После выработки достаточного автоматизма в придании одной руке определенной позы, в выполнении ей того или иного движения начиналось тренировка другой руки. Только потом движения отрабатывались одновременно двумя руками. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе, под счет по 3-5 раз каждое. По мере усвоения ребенком упражнения темп его выполнения убыстряется.

        Особое место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Используется несколько наборов малых мячей: разных по размеру (диаметром 3 – 8 см.), материалу (резиновые, пластмассовые, тканевые и др.) и расцветке (одноцветные и разноцветные), по фактуре (гладкие, ворсистые, пупырчатые), структуре (полые и сплошные).

        Многообразие наборов мячей позволяет использовать те или иные из них в зависимости от задач педагога и индивидуальных, возрастных, физических и других особенностей ребенка. В процессе действий, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность  развивается функция сравнения, простейшие операции анализа и синтеза, опосредованно дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предмета.

Освоение предметных действий с мячами для детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук представляет значительные трудности. На начальном этапе работы по развитию ручной ловкости в качестве предметов для манипуляций используются утяжеленные мешочки. Такой мешочек изготавливается из прочной ткани (20х10 см) и заполняется сыпучим материалом (фасоль, горох), мешочек тщательно зашивается. Он не должен быть тугим. Такой мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком.

Формирование пространственных и временных представлений.

       Работа по формированию представлений о собственном теле, лице, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси). Формирование представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси). Формирование навыков произвольности в движения и их координации. Совершенствование схемы тела с упором на «право-левую» ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, т.е. его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению, в первую очередь, к собственному телу.

       Формирование в первую очередь порядковых, временных, числовых и через них – иных квазипространственных и лингвистических представлений. Таким образом, формируется общность представлений о количественных пространственно – временных понятиях и их соотношениях, о периодичности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Развитие  эмоциональной сферы.

       Целью  работы по развитию эмоционально-волевой сферы является: содействие  психического и личностного  роста ребенка через создание зоны ближайшего развития и тем самым оказание помощи при адаптации к новым жизненным условиям и различным ситуациям; ознакомление ребенка со сложным миром человеческих эмоций, развитие эмпатии.

     Накапливая определенные моменты «проживания» и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок может создать свой «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции. Это создает условия для формирования у них  способности управлять своим эмоциональным состоянием. Формируются навыки контроля за своим поведением. Обсуждение и «проживание» в игровой форме ситуаций, вызывающих негативные эмоции, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, но более мощные воздействия в реальной жизни.  Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт «проживания» эмоциональных ситуаций. Активно развиваются способности к дифференциации эмоциональных состояний, умению соотносить их, изображать. Формируется чувство эмпатии, способность сопереживать. Формируются навыки интеллектуальной регуляции чувств. Формируется адекватная самооценка, путем анализа проведенных занятий, сравнения.

         В работе активно используются методы рисования. Детский рисунок дает высокую информативность при малом количестве времени, обеспечивает хороший контакт с ребенком. Кроме этого оказывает растормаживающее действие на ребенка, помогает избавиться от страхов, напряженности, помогает предотвратить аффективные проявления.

Развитие коммуникативных навыков

       Занятия в данном направлении предполагают развитие умения адекватно реагировать в различных житейских ситуациях. Большое внимание уделяется эмоциональному общению ребенка со как со взрослым, так и со сверстниками. Развивается активная речь ребенка, путем вовлечения его в совместную деятельность. Формируется навык делового общения. Развитие коммуникативных навыков у «особых» детей предполагает активное стимулирование их речевой активности, при необходимости создаются ситуации успеха.  

       Развивая способность к общению,  у ребенка формируется способность регулировать свою деятельность. Для  того, чтобы дети начали общаться друг с другом, необходимо создание ситуаций, в которых общение будет необходимым условием. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступать в общение, вначале занятий очень просты. И общение может быть основано на совместных действиях, жестах, мимике. Развивая коммуникативные способности детей, обогащается их социальный и эмоциональный опыт.

Учебно-тематический план занятий по программе «Азбука общения»

для учащихся младших классов. 1 год обучения (36 часов)

Дата

Название занятия

Кол-во часов

1

Давайте знакомиться.

1

2

Диагностика сформированности коммуникативных навыков

3

3

Правила нашей группы

1

4

Сплочение группы.

1

5

Ознакомление с основными эмоциональными состояниями

1

6

Волшебный клубочек

2

7

Азбука эмоций – Радость.

1

8

Азбука эмоций. – Злость.

1

9

Двигательные игры с речевым сопровождением

2

10

Добро в жизни каждого человека

1

11

Я и другие

1

12

Двигательные игры с речевым сопровождением

2

13

Выставка рисунков.

1

14

Общение со знакомыми и незнакомыми.

1

15

Двигательные игры с речевым сопровождением Игровые упражнения

2

16

Я хочу сказать «спасибо».

1

17

Вежливые слова.  

1

18

Занятие в клубе.  Мой друг - лошадка

2

19

Мой портрет.

1

20

Мой характер.

1

21

Двигательные игры с речевым сопровождением

2

22

Я и моя группа

1

23

День рождения.

1

24

Двигательные игры с речевым сопровождением

1

25

Наши достижения.

1

26

Общение со взрослыми.

1

27

Обобщающее занятие. Повторная диагностика

2

 

Итого: 36 часов

Содержание занятий

Занятие 1. «Знакомство». Закладываются ролевые взаимоотношения, а также создаются условия для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. Каждому ребенку необходимо  представиться, называть свое имя, фамилию. Упражнение «Клубочек». Яркий клубок  ниток идет по кругу.  Разматывая его ребенок называет свое имя, сматывая клубок, каждого ребенка просят назвать свое любимое занятие (Меня зовут Аня, Я люблю рисовать). Выработка ритуала встречи и прощания.

Занятие 2,3,4 Проведение диагностического обследования группы детей.

 1) Методика определения уровня владения коммуникативными действиями (Щетинина А.М., Никифорова М.А.): выявление качественных характеристик овладения речевыми и паралингвистическими средствами коммуникации

2) Диагностика способностей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина):

3) Тест «Маски»: исследование общения ребенка со сверстниками

4) Изучение Я-концепции младшего школьника:

Занятие 5. Выработка правил работы группы.  С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в группе, основные принципы взаимодействия с ее членами.

Упражнение «Дотронься до цвета» цель: поднятие эмоционального фона. Упражнение «Цвет моего настроения»: определение настроения с помощью «Термометра настроения» (проводится на каждом занятии).

Упражнение  «Поезд». Детям предлагается построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Совместно с взрослым обсуждается форма паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла игры возникает необходимость учитывать действия других. Затем  происходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата  подводится общий итог.

«Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых ребенок-ведущий «собирает» автомобиль.  Роль ведущего могут пробовать  несколько детей.

Занятие 6. Сплочение группы. Игры «Репка», «Волк и семеро козлят». Каждый ребенок играет определенную роль проигрывая известную сказку.

Беседа «Мое любимое животное» дети по возможности рассказывают о своих любимых домашних животных, называют их клички, рассказывают о повадках и пр. задают вопросы о том каких еще домашних животных они знают. Просмотр мультфильма о лошадях, его последующее обсуждение. Упражнение «Доброе животное».

Занятие 7. Двигательные игры с речевым сопровождением

Занятие 8-9. Двигательные игры с речевым сопровождением

Занятие 10. Азбука эмоций – Радость. Работа с пиктограммами. Что такое улыбка. Упражнение «Веселое рисование». На листе ватмана, расположенным на полу,  дети рисуют по желанию (солнце, елочку, домик).  Пока звучит музыка, дети двигаются по кругу, во время паузы,  ребенок, оказавшийся напротив рисунка начинает рисование. Снова звучит музыка, рисующий ребенок встает в круг. Упражнение выполняется до полного завершения рисунка. В случае необходимости можно попросить дополнить рисунок какими либо деталями. Важно, чтобы каждый из детей участвовал в рисовании. Когда мы радуемся, а когда огорчаемся? Домашнее задание «Рисуем радость красками».

Занятие11. Проверка домашнего задания. Азбука эмоций. – Злость. Работа с пиктограммами.  Развитие умения понимать эмоциональные состояния по выражению человеческого лица. Упражнения «Зеркало», «Клубочек».

Занятие 12-13. Двигательные игры с речевым сопровождением

задание: нарисовать своего нового четвероногого друга.

Занятие 14. Добро в жизни каждого человека. Проверка домашнего задания. Упражнение «Доброе животное». Беседа о доброте, о том, как важно это свойство для человека и тех, кто его окружает. Как живое существо может отвечать на добро и ласку.

Упражнение «Лошадка» на увеличение слов в предложении. Лошадку зовут …. Лошадку зовут …., она большая. Лошадку зовут …, она большая, черного цвета и т.д. (цвет глаз, любимые лакомства и пр.).

Занятие 15. Я и другие. Люди, которые нас окружают.  Формирование межличностных отношений. Упражнение «Подари улыбку». Подвижная игра «Светофор». Упражнение «Я сегодня самый».

Занятие 16-17. Двигательные игры с речевым сопровождением

Занятие 18. Выставка рисунков. Каждый ребенок представляет свою работу, оценивают работу товарищей и свою собственную. Проводится конкурс на лучшую работу и награждение. Остальные участники получают поощрительные призы.

Занятие 19. Общение со знакомыми и незнакомыми.  Как люди общаются друг с другом. Виды и функции общения. Как можно общаться без слов. Пантомимические упражнения.

 Упражнение «Снежинка», «Прогулка в лес».  Телесно-ориентирванное упражнение «Снеговик»

Занятие 20-21. Двигательные игры с речевым сопровождением

Итог общего эмоционального фона. Оценка выполнения упражнений каждого ребенка.

Занятие 22. Я хочу сказать «спасибо». Формирование эффективных способов общения. Упражнение «Доброе животное», «Попроси игрушку», «Волшебный стул», «Рукавички».

Занятие 23. Вежливые слова.  Сказка «Волшебный камешек» (Е.Л. Набойкина). Упражнение «Подари улыбку». Подведение итогов. Делается акцент на то, как важно использовать в общении вежливые слова, улыбку, уважать  своего партнера. Невербальное упражнение. Подойдя к членам группы (по очереди или парами), глядя в глаза друг другу, попросить дать какую-либо вещь (игрушку), используя оборот: «ну, пожалуйста…».

Занятие 24-25. Двигательные игры с речевым сопровождением

Занятие 26. Мой портрет. Описание человека, его внешности, одежды. Сочетание цвета одежды. Игра: «Одень куклу».  Упражнение «Змейка», «Паровозик я + хороший». Беседа с детьми.

Занятие 27. Мой характер. Определение характера человека. Оценка достоинств и недостатков друг друга. Стимуляция личной активности каждого ребенка в группе. Дальнейшее обучение навыкам общения. Знакомство с вербальными и невербальными техниками общения. Упражнение «Лабиринт» проводится парами, стимулируется использование доверия и эмпатии. Молча проводят «слепого» (с завязанными глазами) через лабиринт мебели.

Занятие 28-29 Двигательные игры с речевым сопровождением

Итог общего эмоционального фона. Дается оценка и самооценка выполнения упражнений каждого ребенка.

Занятие 30. Я и моя группа. Тренировка навыков общения. Взаимоотношения с членами группы.

Упражнение «Зеркало». Один ребенок совершает действие, остальные отражают. Упражнение выполняется медленно. Упражнение на развитие зрительной памяти «Фотограф». Один ребенок запоминает расположение группы (или нескольких членов группы) и выходит за дверь. В группе проводится одно или два изменения в композиции. Ведущий должен восстановить композицию. Совместное пальчиковое рисование.

Занятие 31. День рождения. Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Выбираем подарок своему другу. Как правильно поздравить своего друга. Как следует вести себя в гостях.

Занятие 32. Двигательные игры с речевым сопровождением

Итог общего эмоционального фона. Дается оценка и самооценка выполнения упражнений каждого ребенка.

Занятие 33. Наши достижения. Итог общего эмоционального фона. Инструктором дается оценка выполнения упражнений каждого ребенка и группы в целом. Каждый ребенок получает награду в различных номинациях: «Самому доброму», «Самому терпеливому», «Самому отзывчивому», «Самому трудолюбивому» и т.д.

Занятие 34. Общение со взрослыми. Правила ведения беседы, тон разговора, темы. Упражнение «Зеркало», «Изобрази эмоцию».

Занятие 35-36.  Обобщающее занятие. Повторная диагностика. Что узнали? Чему научились? Что понравилось?  Что не понравилось? Беседа с детьми и родителями.

Библиография:

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.М.: Книголюб, 2005.

2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.

4.Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов на Дону, Феникс, 2005.

5. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб, КАРО, 2005.

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Коррекционная педагогика и психология. Часть 3. Департамент образования г. Москвы, 2002.

8. Косинова Е.М. Развитие речи. Природа. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

9. Косинова Е.М. Развитие речи. Человек. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: 2003.

11. Малер А.Р. Помощь детям с недостатками  развития. М.: АРКТИ, 2006.

12. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2002.

13. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов на Дону, Феникс, 2005.

14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.

15. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. М.: АРКТИ, 2004.

16. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или Инструкция для родителей. М.: ПРЕСС КНИГА, 2006.

Результаты полученные в ходе реализации программы

Коммуникативные реакции детей в ходе проведения обследования по методике

 «Позы человека» 2013-2014 уч.год

количество обучающихся в группе 8 человек

Коммуникативные реакции

Диагностический этап

Оценочный этап

Понимание инструкции (точность, быстрота)

62,5% – 5 чел

87,5% – 7 чел.

Понимание смысла предъявленных изображений

62,5% – 5 чел.

75% – 6 чел.

Понимание гендерных различий

87,5% -7 чел

100% – 8 чел.

Узнавание статических поз

75% – 6 чел.

87,5% – 7 чел.

Узнавание динамических поз

62,5% – 5 чел

87,5% – 7 чел

Использование стимулирующей помощи

75% – 6 чел.

75% – 6 чел.

Использование помощи в виде наводящих вопросов

50% – 4 чел.

37,5% – 3 чел.

Самостоятельность ответов

25% – 2 чел.

25% – 2 чел.

Таблица

Уровень когнитивного развития по результатам методики

 «Позы человека» (в баллах)                                                                                                                  

Фамилия, имя ребенка

инициалы

Диагностический этап

Оценочный этап

Оценка

II  III этап эксперимента

Уровень когнитивного развития

Оценка

II  III этап эксперимента

Уровень когнитивного развития

В. Д.

32

средний

47

средний

Б. С.

44

средний

56

средний

П. И.

21

низкий

25

низкий

Г В.

23

низкий

28

низкий

Д. Т.

17

низкий

26

низкий

К. А.

35

средний

48

средний

Г. С.

54

средний

83

высокий

Л. В.

62

средний

90

высокий

Количество учащихся с низким уровнем когнитивного развития на оценочном этапе остается прежним (3 чел.) 37,5%. Двое учащихся по результатам на оценочном этапе переходят на высокий уровень по данной методике (Г.С., Л.В.) (таблицы 2, 2.1). Диаграмма 1 отражает результаты, полученные на диагностическом и оценочном этапах.

                                                                                                                     Таблица 2.1

Уровень когнитивного развития по результатам методики

 «Позы человека»

                                                                                                       

Уровень

Диагностический этап

Оценочный этап

Низкий

37,5% (3 чел.)

37,5% (3 чел.)

Средний

62,5% (5 чел.)

37,5% (3 чел.)

Высокий

0

25% (2 чел.)

. Когнитивное развитие каждого ребенка можно отнести к одному из трех уровней:

I  уровень (высокий) – от 120 до 81 балла;

II уровень (средний) – от 80 до 31 балла;

    III уровень (низкий) – от 30 до 0 баллов.

Диаграмма

Результаты по методике определения уровня владения

коммуникативными действиями                

                                                                                                                       

Уровень

Низкий

Средний

Диагностический этап

100% – 8 чел

0

Оценочный этап

62,5% – 5 чел

37,5% – 3 чел

Уровень развития коммуникативных качеств личности  (в%)

Уровень

Диагностический этап

Оценочный этап

Средний

12,5 – 1 чел.

25 – 2 чел.

Низкий

87,5 – 7 чел.

75 – 6 чел.

                                                                                                                                         

Средний балл по основным параметрам коммуникативных качеств личности

                                                                                                                                         

Коммуникативные качества личности

Диагностический этап

Оценочный этап

Эмпатийность

4,2

5

Доброжелательность

5,6

6,2

Непосредственность, искренность

7,2

7,6

Открытость в общении

2,2

2,7

Инициативность

2,1

2,7

Конфронтация

2,2

2,3

Средний балл

23,7

26,5

Наименее сформированными коммуникативными качествами личности учащихся являются: эмпатийность и инициативность в общении. Анализируя результаты, полученные в ходе обследования, можно отметить незначительную положительную  динамику. Разница в изменении показателей по представленным в методике параметрам не превышает 1 (таблица 8).  Средний балл в группе на диагностическом и оценочном этапах соответствует низкому уровню развития (таблица 8). Но в процентном отношении (таблица 7) на оценочном этапе наблюдается увеличение количества детей имеющих средний уровень 25% по сравнению с 12,5% , полученными на диагностическом этапе.

Коммуникативные реакции детей в ходе проведения обследования по методике

 «Позы человека» 2014-2015 уч.год

количество обучающихся в группе 7 человек

Коммуникативные реакции

Диагностический этап

Оценочный этап

Понимание инструкции (точность, быстрота)

57,1% – 4 чел

100% – 7 чел.

Понимание смысла предъявленных изображений

57,1% – 4 чел.

100% – 7 чел.

Понимание гендерных различий

100% -7 чел

100% – 7 чел.

Узнавание статических поз

85,7% – 6 чел.

100% – 7 чел.

Узнавание динамических поз

71,4% – 5 чел

100% – 7 чел

Использование стимулирующей помощи

85,7% – 6 чел.

100% – 7 чел.

Использование помощи в виде наводящих вопросов

57,1% – 4 чел.

57,1% – 4 чел.

Самостоятельность ответов

42,8% – 3 чел.

71,4% – 5 чел.

Уровень когнитивного развития по результатам методики

 «Позы человека» (в баллах)

                                                                                                                   

Фамилия, имя ребенка

инициалы

Диагностический этап

Оценочный этап

Оценка

II  III этап эксперимента

Уровень когнитивного развития

Оценка

II  III этап эксперимента

Уровень когнитивного развития

Ремнев М

16

низкий

44

средний

Чухляева Т

24

низкий

35

средний

Мазепов Р

36

средний

47

средний

Кудяшов А.

38

средний

56

средний

Великанова Л

17

низкий

46

средний

Калинин Д

20

низкий

38

средний

Ершов Е

12

низкий

22

низкий

Баранова Ж

18

низкий

43

средний

Количество учащихся с низким уровнем когнитивного развития на оценочном этапе - (1 чел.) 14,2 %. Средний уровень 6 чел Диаграмма 1 отражает результаты, полученные на диагностическом и оценочном этапах.

                                                                                                                   

Уровень когнитивного развития по результатам методики

 «Позы человека»

                                                                                                       

Уровень

Диагностический этап

Оценочный этап

Низкий

85,7% (6 чел.)

14,2% (1 чел.)

Средний

14,2% (1 чел.)

85,7% (6чел.)

Высокий

0

0

. Когнитивное развитие каждого ребенка можно отнести к одному из трех уровней:

I  уровень (высокий) – от 120 до 81 балла;

II уровень (средний) – от 80 до 31 балла;

    III уровень (низкий) – от 30 до 0 баллов.

Диаграмма 1

Результаты по методике определения уровня владения

коммуникативными действиями                

                                                                                                                       

Уровень

Низкий

Средний

Диагностический этап

100% – 7 чел

0

Оценочный этап

42,8% – 3 чел

57,1% – 4 чел

Уровень развития коммуникативных качеств личности  (в%)

Уровень

Диагностический этап

Оценочный этап

Средний

0

57,1 – 4 чел.

Низкий

100 – 7 чел.

42,8 – 3 чел.

Средний балл по основным параметрам коммуникативных качеств личности

                                                                                                                                         

Коммуникативные качества личности

Диагностический этап

Оценочный этап

Эмпатийность

3,1

4

Доброжелательность

3,7

5,2

Непосредственность, искренность

5,2

6,8

Открытость в общении

3,2

4,7

Инициативность

2,3

3,7

Конфронтация

2,4

2,8

Средний балл

19,9

27,2

Наименее сформированными коммуникативными качествами личности учащихся является инициативность в общении. Анализируя результаты, полученные в ходе обследования, можно отметить положительную  динамику.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Цель методики – определение уровня владения детьми универсальными коммуникативными действиями, выявление качественных характеристик овладения не только речевыми, но и паралингвистическими средствами коммуникации.

        Оборудование: разрезные картинки (изображение поделено на фрагменты прямоугольной формы – 4, 6, 9 и 12 частей), образцы картинок (неразрезанные изображения), бланк фиксации результатов (протокол).

        Паре детей дается следующее задание: демонстрируется предметная картинка с изображением растения, птицы или животного, затем предлагается собрать такую же парную картинку (одну на двоих), разрезанную на несколько частей. Задания подбираются гибко, в соответствии с возможностями детей. Можно начать с разрезной картинки, состоящей из 4 частей прямоугольной формы. В том случае, если дети легко и быстро справляются с заданиями, то следующие задания они собирают из разрезных картинок без образца. Лучший результат достигается, когда сложность задания соответствует «зоне ближайшего развития» детей. Протоколируются высказывания детей, которыми они сопровождают свою совместную деятельность. Процедура повторяется несколько раз, чтобы можно было зафиксировать в бланке наличие или отсутствие в коммуникации детей действий, которые соответствуют перечню.

        Основные речевые и поведенческие действия в коммуникативной деятельности детей оцениваются по пятибалльной шкале. Баллы снимаются за проявление нежелательных средств коммуникации (использование грубых слов, обращение по фамилии или кличке, резкости, грубые выражения).

        Отсутствие нежелательных коммуникативных средств оценивается в 5 баллов. Одно отклонение от нормы в коммуникативной деятельности – 4 балла, два – 3 балла, три – 2 балла, четыре и более отклонений – 1 балл. Оценивается каждая группа коммуникативных действий. Общая оценка выводится как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений. Полученные результаты ранжируются по уровням: высокий – 4,0 – 5,0 баллов; средний – 3,0 – 3,9 балла; низкий – ниже 3,0 балла.

        Для оценки особенностей сформированности коммуникативных действий в группе детей полезно найти средние показатели владения каждой группой организационными, перцептивными и оперативными умениями.

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

        Результаты работы фиксируются в протоколе.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ПРАВИЛА)

КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационные:

  1. Всегда думай о том, как ты выглядишь при разговоре, приятно ли смотреть на тебя собеседнику.
  2. Держаться надо свободно, непринужденно, но ровно. Сидеть, развалившись, неприлично.
  3. Не держи руки в карманах.
  4. Смотри собеседнику в глаза.
  5. Когда обращаешься к собеседнику, помни о вежливых словах: простите, разрешите, здравствуйте, спасибо, пожалуйста.
  6. Извинись, если ты должен вмешаться (в разговор).
  7. Обращаясь к товарищам, называй их по имени, обращаясь к взрослым, называй их по имени и отчеству.

Перцептивные:

  1. Умей внимательно слушать собеседника.
  2. Не торопись с ответом, прежде подумай, не обидишь ли товарища своим ответом.
  3. Невежливо не отвечать на приветствия и обращения к тебе.
  4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
  5. Если товарищ допустил ошибку, оплошность, не высмеивай его.
  6. Если ты сам допустил ошибку или сказал что-то неприятное, постарайся вовремя исправить ее.

Оперативные:

  1. Излагая свою мысль, будь приветлив, говори спокойно, прежде подумай, о чем будешь говорить.
  2. Говори, не торопясь, четко и ясно излагая свою мысль.
  3. Употребляй только те слова, которые тебе хорошо знакомы.
  4. Говори спокойно, не на повышенных тонах.
  5. Следи за лицом и жестами, не гримасничай, не размахивай руками.
  6. Приветливые слова, сказанные грубым тоном, перестают быть вежливыми.
  7. Никогда не употребляй грубых слов.

Оценка сформированности коммуникативных действий

по возрастным группам (в баллах)

2012-2013 уч.год

                                                                                                                                         Таблица

Классы

2 класс

3 класс

4 класс

Группы

коммуникативных

действий

Организационные  

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,3

1,5

1,4

2,4

3,2

2,8

2,8

3,1

3,6

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

1,7

2,8

3,1

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

Низкий

Средний

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

Оценка сформированности коммуникативных действий

обучающихся 1 класса (в баллах)

2013-2015 уч.год

                                                                                                                                         Таблица

Класс

1 класс

2013-2014 уч.год

2 класс

2014-2015 уч.год

Группы

коммуникативных

действий

Организационные  

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,3

1,5

1,4

2,4

3,2

2,8

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

1,7

2,8

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

Низкий

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

Общая оценка сформированности коммуникативных действий получена как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений.

Среди учащихся класса отсутствуют дети, которые владеют средствами речевой коммуникации на высоком и среднем уровне.

Качественные показатели характеризуются в некоторых случаях незаинтересованностью в совместной деятельности, стремлении захватить весь стимульный материал.  В процессе выполнения заданий наблюдается истощаемость деятельности.

Низкий уровень отмечается у учащихся за два учебных года. Исходя из результатов (таблица) можно отметить, что общая оценка у учащихся  во 2 классе немного выше, чем в прошлом учебном году, но, несмотря на это по уровню владения коммуникативными действиями учащиеся  имеют низкий уровень.

        Исходя из результатов диагностики и наблюдений за детьми в процессе учебной деятельности можно сделать вывод, что развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся следует уделять особое внимание

Владение универсальными коммуникативными действиями

учащимися 1, 2 класса (в баллах) 2013-14 – 2014-15 уч.год

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРОЯВЛЕНИЯМИ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)

Уровень развития коммуникативных способностей младших школьников

2 балла – низкий

3  балла - средний

4  балла – выше среднего

5 баллов– успешный

Проявления

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Коммуникативные качества личности

1.1. Эмпатийность

Ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;

Идентифицирует себя с партнером, заражается его чувствами.

Выражает сочувствие, сопереживание собеседнику.

Выражает понимание потребностей

2,7

3,0

3,4

1.2. Доброжелательность

Ребенок проявляет расположенность слушать партнера.

Старается понять и ответить на вопросы собеседника.

Выражает симпатию, (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером)

Не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его.

Проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник

2,1

2,5

2,5

1. 3. Непосредственность, аутентичность, искренность

Ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам

Искренен в своих высказываниях, в проявлениях своих чувств

Не «подхалимничает»

3,5

3,7

4,4

1.4. Открытость в общении

Ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой)

Выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками

4,0

4,2

4,4

1.5. Инициативность

Ребенок сам проявляет инициативу в общении

Понимает и поддерживает инициативу другого

3,4

3,7

3,7

        

        В диаграммах отражены результаты за три учебных года, полученных в ходе диагностики в рамках реализации программы «Азбука общения».  От класса к классу обучающиеся совершенствуют свои коммуникативные умения. Реализация данной программы осуществляется при комплексном взаимодействии педагогов, воспитателей, родителей. Коммуникативные качества личности обучающихся к 4 классу в среднем достигают уровней среднего  и выше среднего по результатам данной диагностики.

Полученные результаты – это среднее значение по классам за период одного учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...