Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы
рабочая программа

Чернова Светлана Евгеньевна

  В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотности является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии. Необходимость использования компьютера в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа -интернат»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Основы компьютерной грамотности»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

1-4 классы

учитель: Чернова С.Е.

Пояснительная записка.

  В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе.

Задачей обучения компьютерной грамотности является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии.

   Необходимость использования компьютера  в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

 « Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»- это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования компьютера в учебном процессе коррекционной школы.

        Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться    именно  в

      младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети  

      могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

   Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Программа курса состоит из часов:

1-2 класс «Юный художник» (34 ч)

3 класс «Учимся печатать» (34 ч)

4 класс «Мастер презентации» (34 ч)

   Одной из важнейших задач курса  является формирование мышления и творческих способностей учащихся.

  Занятия курса внеурочной деятельности проходят с использованием следующих форм:

Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере;

Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя;

Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся;

Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжении нескольких занятий.

  Занятия данного курса, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

   Основными целями программы «Основы компьютерной грамотности» являются:

- подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также

- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре.

- Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Основы компьютерной грамотности»:

- формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

формирование личностных умений:  мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;  познавательных навыков ,  самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы;

- формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию).

Содержание программы

1-2 класс «Юный художник» (34 ч)

Введение

  При помощи графического редактора Paint можно создать на компьютерном экране разнообразные композиции и выполнить с ними различные виды работ.

 Цель программы:

 - привитие навыков работы с компьютерной графикой, осознание связей и взаимодействие искусства с окружающей жизнью.

Задачи программы:

- развитие мышления и творческого воображения;

- эстетическое воспитание учащихся;

- привитие любви к искусству.

Содержание курса:

№п\п

Тема раздела

Кол-во ч.

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

2

Компьютер и его устройство. Программы.

2

3

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы.

31

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:

  • графический редактор Paint;
  • инструменты графического редактора;
  • панель инструментов;
  • палитра красок.

2.Приобретение практических навыков при работе с графическим редактором Paint:

  • уметь работать с параметрами инструментов;
  • уметь работать с палитрой цветов;
  • выполнять творческие работы в среде графического редактора.

3.Приобретение социальных навыков:

  • умение работать в группе;
  • умение оценить не только свою работу , но и товарища

3 класс « Учимся печатать».

Введение

В современном мире необходимо владеть компьютерной грамотностью, умением печатать тексты, редактировать их.

Цель программы:

 -  развивать умение набирать тексты различной сложности на компьютере;

 -  редактировать, составлять рисунки, похвальные листы, грамоты.

Задачи программы:

 -  развитие навыков работы с текстом;

 - развитие мотивации к совершенствованию письменной речи младших школьников;

 - развитие умения применять полученные знания в своей жизни.

Содержание курса

№п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером.

1

2

Компьютер и его устройство. Программы.

2

3

Текстовый редактор Word.

31

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:

  • текстовый редактор Word;
  • инструменты текстового редактора;
  • приемы работы в Word;

2.Приобретение практических навыков при работе с текстовым редактором Word:

  • уметь работать с параметрами инструментов;
  • уметь набирать и редактировать текст;
  • выполнять творческие работы в среде графического редактора.

3.Приобретение социальных навыков:

  • умение работать в группе;
  • умение оценить не только свою работу , но и товарища.

4 класс « Мастер презентации».

Введение

В современном мире требуется умение свободно общаться, отстаивать свою точку зрения.

Этому учит презентация. Она позволяет школьникам, работая с большими объемами информации, отстаивать свои мысли, защищать свои проекты.

Цели программы:

 - привитие навыков работы на компьютере, использование полученных знаний (создание презентаций) на других предметах.

Задачи программы:

 - изучение принципов работы при создании презентаций;

 - формирование работы в сети Internet;

 -  развитие памяти, внимания,  мышления, творческого воображения.

Содержание курса

№п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютерном кабинете.

1

2

Компьютер и его устройство. Программы.

2

3

Редактор Power Point.

31

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:

  • назначение  программы Power Point;
  • возможности и работа программы Power Point;
  • приемы работы в Power Point;

2.Приобретение практических навыков при работе с  редактором Power Point:

  • уметь пользоваться приемами работы в Power Point;
  • уметь создать презентацию, используя Power Point
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

3.Приобретение социальных навыков:

  • умение работать в группе;
  • умение оценить не только свою работу, но и товарища

Календарно-тематическое планирование

1 класс

«Юный художник» (34 ч)

(работа в графическом редакторе Paint)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в компьютерном классе.

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.

2

4

Включение и выключение компьютера.

1

5

Пользование мышью.

1

6,7

Клавиатура. Основные клавиши.

2

8,9

Управление курсором мышью и клавишами.

2

10,11

Клавиатурный  тренажер.

2

12,13,14

Графический редактор Paint. Демонстрация возможностей.

3

15-16

Рисование карандашом в редакторе.

2

17,18

Рисование кистью.

2

19,20

Распылитель.

2

21,22

Ластик

2

23,24

Изменение фонового цвета.

2

25,26,27

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

3

28,29

Заливка замкнутых областей.

2

30,31

Создание простейших рисунков.

2

32,33,34

Раскрашивание готовых рисунков

2

                                       Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

2 класс

«Юный художник» (34 ч)

(работа в графическом редакторе Paint)

Тема

Часы

Дата

1

Правила техники безопасности.

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы.

1

5,6,7

Инструментарий программы Paint.Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

3

8,9

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

2

10,11

Раскрашивание готовых рисунков.

2

12,13,14

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

3

15,16,17,18

Проба пера. Проект.

Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя школа»)

4

19,20

Функция копирования. Составление рисунков.

2

21,22

Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

2

23,24

Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)

2

25,26

Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)

2

27,28

Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

2

29,30,31

Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

3

32,33,34

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

3

3 класс

« Учимся печатать» (34 ч )

                                 (Работа в текстовом редакторе  Word)

Тема

Часы

Дата

1

Правили техники безопасности

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Рабочий стол. Программы.

2

4,5

Клавиатура. Основные клавиши

Работа с клавиатурным тренажёром

2

6,7,8

Текстовый редактор Word . Первое знакомство.

3

9, 10, 11,12

Назначение меню «Файл», «Правка» (создать, открыть, сохранить документ; вырезать, копировать, отменить)

4

13,14, 15

Знакомство со строкой форматирования (выбор шрифта, размер шрифта, выравнивание текста, междустрочный интервал)

3

16,17

Набор текста в текстовом редакторе Word.

2

18,19, 20

Меню «Вставка». Создание грамоты.

3

21,22,23

Меню «Вставка», «Формат» Составляем поздравительную открытку.

3

24,25,26

Создание и работа с таблицей.

3

27, 28

Сохранение файла. Создание новой папки.

2

29,30

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе.

2

31-34

Творческий проект. Оформить брошюру.

4

4 класс

« Мастер презентации» (34 ч)

(Работа в редакторе  Power Point)

Тема

Часы

Дата

1

Техника безопасности

1

2-3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4

Знакомство с программой PowerPoint

1

5-8

Оформление слайда. Фон

4

9-10

Настройка анимации

2

11-12

Смена слайдов.

2

13-14

Вставка анимашек.

2

15-17

Составление простейшей презентации

3

18-20

Поиск информации для презентации в  сети Интернет

3

21-24

Творческий Проект. «Это я»

4

25-28

Творческий проект. «Мой класс»

4

29-34

Творческий проект «Моя школа»

6

Литература:

  1. Авторское пособие « Формирование ИКТ- компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \ Е. И. Булин- Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов, Е. Н. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.
  2. Информация и ИКТ в начальной школе: методическое пособие \ А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова.- Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Являюсь руководителем объединением дополнительного образования "Мир информатики". Главная задача объединениия  обучить учащихся новым компьютерным технологиям для лучшей социализации, н...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)

  Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...