Мероприятие «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»
план-конспект занятия (7 класс)

Мероприятие «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_ili_obyazannost.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Цели урока: 
образовательные цели: сформировать представление учащихся о труде, трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений; 
воспитательные цели: повысить правовую культуру учащихся; способствовать мотивации участия молодежи в профсоюзном движении;
развивающие цели: развить коммуникативные компетенции учащихся; продолжить формирование умений и навыков работы в группах; продолжить развитие умений и навыков систематизации полученных знаний.
Задачи: 
1.Выделить основные характеристики труда, его роль и значение, принципы использования труда в РФ;

2.В процессе групповой работы учащихся определить основные права несовершеннолетних работников, льготы и гарантии;

3.Сформировать у учащихся восприятие трудовой деятельности как права и потребности;

4.Познакомить с деятельностью профсоюзов по обеспечению трудовых гарантий несовершеннолетних работников. 


Тип урока: комбинированный с элементами групповой работы (использование метода проекта) 

Оборудование: компьютер, проектор, хрестоматия по праву с текстами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка, карточки для работы в группах с примерными вопросами по видео-ситуациям. 

Ход урока.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. 


На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие-либо блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создается экономическая основа общества.

Труд позволяет каждому человеку реализовать себя, достойно жить, найти свое место в жизни и признание со стороны людей. Труд вырабатывает в человеке такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.
2.Основной этап урока. Объяснение материала.


Вопрос к классу: Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву? Унизительной обязанности? Потребности? Вынужденной необходимости? 

Сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям и имеет огромное значение для вашей будущей жизни. В нашем современном мире молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, чтобы быть материально независимыми от родителей, показать свою самостоятельность. Труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Хотя вопрос о применении труда подростков неоднозначный. 

Две точки зрения на труд подростков 

Использование труда подростков Работодатель напрасно ограничивает 

неэффективно, это все равно, что труд подростков, поскольку 

вопрос о 

есть незрелое яблоко о том, в каком возрасте и где начинать работать – 

личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание 

Вопрос к классу: Какая точка зрения вам ближе? Почему? Как вы считаете, необходимо ли регулировать трудовую деятельность, трудовые отношения? Конечно, да. Для регулирования трудовой деятельности затрагивающей интересы многих и многих людей в системе права существует специальная отрасль – трудовое право. Основные принципы труда заложены в Конституции РФ и детализированы в Трудовом кодексе РФ. 

Труд

В настоящее время, к сожалению, несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних частое явление. И очень важно, чтобы вы, молодое поколение, придя на работу в любую организацию, знали и умели реализовать свои права и знали куда обратиться при их нарушении. 

Класс разбит на группы: родители, несовершеннолетние дети, работодатели, профсоюз.

Просмотрев 4 ситуации, проработав их в группе по вопросам, мы вместе обсудим и поймем круг проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в процессе своей трудовой деятельности.

Ситуация 1 «Склад бытовой химии» 

Молодой человек Сережа, 15 лет, по настоянию отца приходит устраиваться на склад грузчиком. 

Ошибки: 1) Трудовое право в России основано на принципах свободы труда. Свобода труда означает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию. Принудительный труд в РФ запрещен. 

2) Труд несовершеннолетних запрещается использовать на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями труда.

3)Необходимо согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с несовершеннолетним до 16 лет.

4) Принцип гуманного отношения к ребенку, защита его от чрезмерного физического и психического переутомления. 

Ситуация 2 «Кафе быстрого питания» 

Молодой человек в возрасте 16 лет работает официантом в кафе быстрого питания, при обслуживании клиента разбил чашку. 

Ошибки: 1) Испытания при приеме на работу не устанавливаются лицам до 18 лет;

2) Работа с 22-00 до 6-00 утра считается работой в ночное время. К работе в ночное время не допускаются работники, не достигшие возраста 18 лет.

3) Нельзя взыскивать в устной форме материальный ущерб с работника, даже если есть на то основание. 

Ситуация 3 «Школа» 

Классный руководитель пригласила на воспитательную беседу девочку из своего класса (14 лет) с мамой. Девочка снимается в детском сериале, съемки очень часто проходят в ночное время.

Ошибки: 1) Девочка может работать по трудовому договору в организациях кинематографии, театральных и концертных организациях с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства без ущерба здоровью и нравственному развитию.

2) Работа в ночное время при данном характере работы допускается. 

Ситуация 4 «Парикмахерская» 

Девушка 16 лет, учащаяся колледжа услуг и сервиса, устраивается на работу в парикмахерскую «Эконом».

  1. При заключении трудового договора обязательно должны спросить следующие документы: паспорт, трудовую книжку, если есть (в данном случае нет на это уточнений), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, медицинский страховой полис, справку с места учебы.
  2. Девушка может начинать трудовую деятельность, так как ей есть 16 лет, но труд не должен нарушать процесса обучения и может выполняться только в свободное от учебы время.
  3. Испытание при приеме на работу не устанавливается несовершеннолетним до 18 лет.
  4. Продолжительность рабочей недели должна быть не более 35 часов в неделю. 


Вопрос к классу: Скажите, аргументы, какой группы вам показались более убедительными? (Профсоюза) 

Действительно, профсоюз – это, прежде всего, организация, одной из задач которой является защита прав работников от возможных незаконных действий работодателя. Начиная свою трудовую деятельность, надо быть готовым к отстаиванию своих позиций, и в этом будет способствовать знание своих прав. Роль профсоюзной организации – быть соединительным мостиком между работником и работодателем, гарантом соблюдения трудовых прав. 

Для меня труд – это жизнь, а значит труд – это право. Но право, порождающее некие обязанности. Сегодня я уверена, что нахожусь за сильной спиной не только своих руководителей, но и профсоюза. Профсоюз дает нам, педагогам, не только гарантии защиты, но и возможность для дальнейшего развития и самореализации. Мы имеем возможность получать льготные кредиты, проходить лечение в лучших больницах Москвы, выезжать на семинары не только регионального, но и всероссийского уровня, постоянно повышать уровень знаний в области защиты своих прав.

                                             План урока:
     1.Вводная беседа. Введение в тему. Ознакомление с законодательными документами РФ о труде и правах несовершеннолетних. Постановка проблемного вопроса о нарушении прав при трудоустройстве.
     2. Активизация знаний обучающихся о труде. В каком случае труд – право, а в каком – обязанность? Что такое трудовое право? Что такое трудовые отношения?
     3.  Изучение нового материала. Работа с таблицей «Обязанности в трудовых отношениях». Знакомство с формой трудового договора. Для чего он необходим? С какого возраста можно заключить договор. Права и гарантии работника. Нормы труда для несовершеннолетних. Профсоюз. Задачи профсоюзной организации.
     4. Закрепление изученного материала. Тест «Профпригодность». Заполнение карточки-памятки «Трудовые права несовершеннолетних». Правовая игра «Разбери ситуацию»
     5. Заключение. Подведение итогов. Что узнали нового? Кто защищает наши трудовые права?

Особенности труда несовершеннолетних. Какие документы приготовить?

Если тебе от 16 до 18 лет:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  • трудовая книжка (за исключением случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях совместительства, утраты, повреждения трудовой книжки)
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением случаев поступления на работу впервые, а также утраты свидетельства)
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)
  • медицинскую справку о состоянии здоровья

Если тебе от 15 до 16 лет:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  • трудовая книжка (за исключением случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях совместительства, утраты, повреждения трудовой книжки)
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением случаев поступления на работу впервые, а также утраты свидетельства)
  • медицинская справка о состоянии здоровья
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки), или документ, подтверждающий освоение основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, или документ, подтверждающий оставление общеобразовательного учреждения до получения общего образования

Возможность оставления образовательного учреждения предусмотрена в п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266–1.

Лица, достигшие 15-летнего возраста, могут приниматься только для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Если тебе 14:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  • трудовая книжка (за исключением случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях совместительства, утраты, повреждения трудовой книжки)
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением случаев поступления на работу впервые, а также утраты свидетельства)
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)
  • медицинская справка о состоянии здоровья
  • документ, подтверждающий согласие одного из родителей (попечителя) на заключение трудового договора
  • документ, подтверждающий согласие органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ) — при совмещении учебы и работы
  • документ из образовательного учреждения с указанием режима обучения.

Лица, достигшие 14-летнего возраста, могут приниматься на работу с соблюдением следующих условий: 

  • договор заключается для выполнения легкого труда
  • труд не должен причинять вред здоровью
  • процесс обучения в учебном заведении не должен нарушаться (ч. 3 ст. 63 ТК РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс

Фельдман С.К. урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс  Урок по праву для 11 класса(базовый или профильный уровень) ТЕМА: ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (11 КЛАСС...

Урок права для 9 класса "Правва несовершеннолетних по трудовому законодательству"

Данный материал предназначен для учащихся 9 класса,  изучающих обществознание по УМК Л. Боголюбова либо основы правовых знаний по УМК С. володиной. Материалы знакомят с основными правами несоверш...

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ."ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ. НА УРОКЕ  ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ.  чАСТИЧНО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ И В 10-11 КЛАССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕ...

Учебное занятие по обществознанию, 9 класс: "Трудовое право для несовершеннолетних"

Учебное занятия для учащихся 9 классов с применением интерактивных форм и методов обучения. Особенность занятия - самостоятельная деятельность учащихся. Итогом работы детей является созданный пакет пр...

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Профсоюзный урок для старшеклассников.Тема.«Доступный труд, трудовые права несовершеннолетних»

Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соб...

Дополнительная общеразвивающая программа Изучение учебных предметов в образовательных областях сверх часов и сверх программ по данным дисциплинам предусмотренным ФГОС «Трудовое право РФ и трудовые отношения»

Программа для 9 класса «Трудовое право РФ и трудовые отношения»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы ...