Мастер-класс: «Портфолио дошкольников с задержкой психического развития для повышения речевой мотивации»
методическая разработка

Бавтрук Светлана Николаевна

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И нужно именно в этот период заложить фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка. Как у нас получается заинтересовать ребёнка и побудить его к речевой деятельности,  какие приёмы мы используем для этого, вы узнаете из нашего мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_master-klass_2.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

1-й выступающий  Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня. Мы работаем учителями-логопедами с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития» в детском саду 254,  и начать нашу встречу нам хотелось бы словами

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!

Вы догадались о чём пойдёт речь?

Слайд 3

Конечно, разговор пойдёт о речи. (Раздача стикеров) 3-й выступающий

Слайд 4

2-й выступающий  На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И чтобы она была такая же прекрасная и чистая как ручеёк, нужно именно в этот период заложить фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка.

Вы все знаете, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса.

А как у вас получается заинтересовать ребенка и побудить его к речевой деятельности, какие приёмы и технологии вы используете?

 (Все мы знаем, что это – наглядность, игровые приёмы, интерактивные технологии) (Раздача стикеров) 3-й выступающий.

Слайд 5

И мы познакомим вас с технологией, которую используем для повышения речевой мотивации у детей с задержкой психического развития.

Слайд 6

3-й выступающий Вам наверняка знакома такая ситуация, когда на занятии педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. А у ребёнка нет желания это делать, нет мотива к диалогу. Технология портфолио помогает нам выходить из таких ситуаций, помогает побудить ребёнка к речевой деятельности.

Слайд 7

Для начала давайте вспомним, что же такое портфолио дошкольника и в чем его важность?

(Раздача стикеров) 2-й выступающий 

Слайд 8

Портфолио – это такая папка, в которой собраны все достижения, успехи и творческие находки ребенка, полученные в различных видах деятельности. Это своеобразный маршрут индивидуального развития ребёнка.

Слайд 9

А какие виды портфолио вы знаете?

(Раздача стикеров) 2-й выступающий 

Слайд 10

 Виды портфолио:

1-й выступающий  1. Электронное портфолио. 

Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочно и ярко, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

2-й выступающий    2. Портфолио-раскраска.

Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Например странички из портфолио-раскраски.

Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать, как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа делает взрослый.

3-й выступающий  3. Печатное портфолио.

Одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

А также можно комбинировать различные виды портфолио.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Уважаемые коллеги, а вы практикуете какую-то из этих форм в своей работе?

Слайд 11

1выступающий Кто же может участвовать в создании портфолио?

(Раздача стикеров) 3-й выступающий

Слайд 12

Да, каждый из нас с вами в своей работе, ставит «свою» цель и решает «свои»  образовательные и коррекционно-развивающие задачи.

Мы как логопеды, используя технологию портфолио, ставили перед собой какую цель?  Конечно - преодоление речевых недостатков у воспитанников.

Слайд 13

Хотите узнать, какие задачи мы решали при этом? Посмотрите.

Слайд 14

2-й выступающий  А сейчас мы с вами попробуем составить «универсальное» портфолио ребёнка, нуждающегося в логопедической помощи.

Наши участники  - эрудированы и активны, поэтому мы уверены, что и с заданием, которое им предложим, они справятся также блестяще.

Слайд 15-17

3-й выступающий Коллег, которые получили стикеры, просим пройти за столы с соответствующими цветами.

На столе лежат заготовки и задания, которые помогут вам в создании какого-то из разделов портфолио. Читайте задания, выбирайте нужные ответы и наклеивайте на заготовки. Мы Вам поможем

Слайд 18

1-й выступающий  Пока работает фокус-группа мы с вами поговорим о структуре портфолио.

Как вы думаете из каких разделов может состоять портфолио? (Познакомьтесь со мной, Мир вокруг меня, Мои достижения)

Вы все правы. Такая структура подходит для создания обычного портфолио. А давайте поразмышляем, какая структура подойдет логопеду для создания обычного портфолио дошкольника с речевыми нарушениями.

 Вы начали составлять портфолио…Какой будет первый лист?

 Правильно, титульный лист, на котором написаны фамилия и имя ребенка.

2-й выступающий  А как вы думаете, будут ли различаться разделы портфолио в разных возрастных группах?

Слайд 19

Мы работаем на разных возрастных группах. И из опыта работы видим, что наполняемость разделов портфолио у каждого возраста отличается. Наше портфолио отличается от обычного тем, что имеет приложение, в котором содержится материал, помогающий решать логопедические задачи (схемы, мнемотаблицы, фразовый конструктор и т.д.)

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу.

Разделы во всех возрастных группах называются одинаково, а название подразделов и их наполняемость зависят от уровня речевого и психического развития, от возраста воспитанника. В среднем возрасте его можно назвать «Это я!»

Средняя

Старшая, подготовительная

Раздел 1. «Познакомьтесь со мной».

Это я (имя, если сможет фамилию; возраст (неговорящий-показывает на пальцах); я мальчик- я девочка используем символы); назвать или показать части лица, тела)

Я и моя семья (называние, имён близких родственников)

Я люблю…(игрушка, мультфильм, сказка, занятие, блюдо)

Я умею ..(прыгать, рисовать)

Разрешите представиться/ Мой портрет

(ФИО, возраст; я мальчик, потому что ношу шорты, брюки….,на голове короткие волосы…,играю в футбол, в машинки…; живу в городе Волгограде, можно описать внешность-цвет глаз, волос)

Я и моя семья (ФИО, место работы, кем приходится). Нарисовать семью.

Я люблю… (игрушка, мультфильм, сказка, занятие, блюдо)

Я умею помогать (подметать, пылесосить )

Раздел 2. «Мир вокруг нас»

Лексические темы календарного планирования. Здесь используются фотографии ребенка, соответствующие какой-то теме. Активно используется приложение.

Фразовый конструктор, мнемодорожки

Мнемодорожки, мнемотаблицы

Раздел 3. «Мои достижения»

Здесь наше портфолио значительно отличается от обычного. Если в обычном- это награды, дипломы, грамоты, то у нас – это отражение результатов коррекционной работы

(дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, мелкая моторика)

1выступающий Как вы думаете, какая результативность применения технологии портфолио для его участников? Ну, например, для детей?

Слайд 20

Результативность для детей:

- дети мотивированы

-не отказываются от деятельности

Слайд 21

В чем состоит результативность для родителей:

- видят результаты работы детей и педагога

- становятся активными участниками пед.процесса

Слайд 22

В чем результативность для педагога?

-меньше времени тратится на орг момент

- эффективно отрабатываются задачи, поставленные педагогом

Ну, и в общем, прослеживается активное взаимодействие всех участников коррекционного процесса.

3-й выступающий  Итак, возвращаемся к нашей фокус-группе. Они, как раз и заполняли предложенные им разделы. Первая подгруппа озвучьте, пожалуйста, название своего раздела и расскажите и покажите, что в него входит и т.д.

Слайд 23

А теперь вы можете познакомиться с опытом нашей работы по созданию портфолио. (портфолио по рядам).

Слайд 24

2-й выступающий  Уважаемые коллеги, посмотрите, какая колоссальная работа нами была проделана. Мы сегодня говорили о портфолио дошкольника. Предлагаем вам подобрать слова характеристики к нашему мастер-классу. Итак,

П- познавательно, полезно, перспективно.

О- оригинально.

Р- радостно, регулярно.

Т- творчески, трудоемко.

Ф- фантастично, феерично.

О- организованно.

Л- ловко, любознательно.

И- интересно.

О- оптимально быстро, информативно, полезно.

Слайд 25

Спасибо за внимание!!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье приведены  приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста ....

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях

Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...