Мастер-класс: «Система работы по использованию платочков в речевом развитии детей с ЗПР»
методическая разработка

Бавтрук Светлана Николаевна

Хочется поделиться с вами своим опытом работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работая с такой категорией детей мы находимся в постоянном поиске способов, средств, форм поддержания их интереса к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности. Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту проблему, позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_platochki.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Система работы по использованию платочков в речевом  развитии детей с ЗПР»

Загадка:

Должен быть всегда в кармане,

У Кирюши и у Тани,

Тёти Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете!

Без него никак нельзя,

Надо брать с собой друзья,

В детский сад и на каток

Чистый ……(носовой платок)

Хочется поделиться с вами своим опытом работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наши дети – особые. Они, имея целый спектр нарушений или задержки  развития, нуждаются в комплексном  коррекционном воздействии. У наших детей есть ещё одна особенность, она заключается в том, что все знания и умения, получаемые ими, переходят в прочный навык лишь после многократных и многократных повторений. Мы понимаем, что занятия одним и тем же видом деятельности или просто механическое повторение одно и того же материала  не интересно никому, даже взрослому. И поэтому мы находимся в постоянном поиске способов, средств, форм поддержания интереса наших детей к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности.

Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту проблему. Позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.

Такой предмет как платочек есть в каждом доме и детском саду. Разноцветные платочки – это не только нужный предмет личной гигиены, но и универсальное  методическое пособие, помогающее развивать двигательные качества, мелкую моторику, правильное дыхание, психические процессы (память, внимание, мышление, речь), сформировать элементарные математические представления, закрепить умение ориентироваться в пространстве, расширить представления о свойствах окружающего мира, обогатить словарный запас ребенка. Большим достоинством этого предмета является его многофункциональность, возможность поддержать детскую инициативу в индивидуальной и групповой работе, в разных видах деятельности в детском саду  или дома, где родители могут поиграть со своим ребенком с платочками дома, в машине, в автобусе или на прогулке. Данный методический материал не зависит от возраста детей, от программ, по которым ведётся их обучение.  Он может быть использован как в совместной деятельности детей с педагогами или родителями, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

 Этапы работы по внедрению деятельности по использованию платочков:

  • Подборка игр и упражнений 
  • Подборка платочков различных по цвету, размеру, фактуре
  • Знакомство детей с частями платка
  • Внедрение игр и упражнений с платочками в коррекционно-образовательный процесс (Разучивание с детьми игр и упражнений)

Знакомство с частями платочка (середина, углы, верхний правый угол, верхний левый…)

Игра «Повесь платочек »

Цели: закрепить у детей знание частей платка, развивать понимание обращённой речи, сенсорное восприятие, пространственное ориентирование,  мелкую моторику,  учить выполнять 2-х, 3-х, 4-х  ступенчатые инструкции.

Использованию платочков в речевом  развитии детей

Работа с неговорящими детьми, логоритмика

Здесь используются игры и упражнения с платочками  Екатерины Железновой и других авторов, направленных на развитие понимания речи и развитие слухового внимания. Благодаря данным упражнениям у детей также  развиваются: координация движений с речью и музыкой, чувство ритма,  внимание и память, артикуляционная и пальчиковая моторика, дыхательные и голосовые функции. Упражнения оказывают регулирующее воздействие на  мышечный тонус.

Игры для развития речевое дыхание  

 «Парашютик»

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. В данном случае  формируется  сильная, направленная воздушная струя. 

«Надуй паруса»

Выполнять сидя или стоя, платочек держим за уголочки перед собой. Дуть сильно на платочек. Постараться, чтобы он отклонялся от лица, как можно сильнее.

Игры и упражнения по совершенствованию словарного запаса, грамматического строя, фонематических процессов, связной речи

  • Упражнение «Кто и что делает» совершенствует и пополняет словарь существительными, глаголами и прилагательными. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» — лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
  • Упражнение «Узнай и назови» развивает воображение, стимулирует речевую активность детей. Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
  • Упражнение «Назови предметы со звуком» предназначено для автоматизации звуков в словах, а также для повышения уровня развития фонематического восприятия (дети учатся выделять слова с заданным звуком). Например, «Назови слова со звуком [c]» – лиса, солнце и т.д.
  • Упражнение «Составь предложение». Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч».
  • Задание «Придумай сказку» направлено на развитие у детей творческого воображения и связной речи. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.
  • Упражнение «Что было дальше» способствует развитию детской фантазии, заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к речевой активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый забыл на самом интересном месте).
  • Игра «Задом наперед» развивает память, совершенствует навык пересказа: педагог и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с конца.
  • Упражнение «Что не так?» помогает ребёнку сориентироваться в знакомом произведении и развивает слуховое внимание. Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить неточности.
  • Игра «Сигнальщик»  направлена развитие фонематических процессов.
  • Игра «Платок передавай – слово называй» активизирует словарноый запас

У наших детей плохо развита мелкая моторика. Им тяжело координировать свои движения, действовать обеими руками одновременно. Особую сложность вызывает у детей с ЗПР работа с бумагой, а именно складывание листа бумаги различными способами: пополам, по диагонали, соединение уголков квадратного листа в центра и т.п. В решении этой проблемы нам помогли

Упражнения с платочками на развитие мелкой моторики

«Складывание (или сгибание) платочка по прямой»

Задача: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.

Выполнение:

  1. На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок.
  2. Педагог говорит слова:

Ну, платочек, потрудись,

Пополам скорей сложись,

одновременно показывает способ действия: большим и указательным пальцами захватывает два нижних уголка платка и складывает его пополам, соотнося нижние уголки с верхними.

     3. Затем произносит слова:

     «Наш платочек потрудился -

      В половинку превратился»

Проводит ладонью по сложенному платку.

По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот.

Усложнение: детям предлагается зрительно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.

«Складывание платочка по диагонали»

Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания.

Выполнение:

  1. Развёрнутый платок лежит на столе.
  2. Педагог говорит слова: «Ты, платочек, не ленись,

                                                     Уголком скорей сложись».

Показывает способ выполнения: большим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний угол.

     3. После слов: «Наш платочек не ленился -
                               В треугольник превратился».

 Проводит ладонью по месту сгиба.

     4.Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз.

Усложнение: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.

«Необычная пицца»

Детям нужно сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы». Или же нужно сделать пиццу по заказу покупателя, ориентируясь на зрительный образец, или на инструкцию покупателя.

«Бабочки»

Задача: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.

Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.

Выполнение:

1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.

2. Педагог произносит слова:

Пальцы весело шагали

И платочек собирали -

Превратился в тряпочку

Похожую на бабочку.

и показывает действие.

Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».

Другой вариант.

Задача, оснащение, техника выполнения, четверостишие те же. Меняется только направление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают» по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения.

Пальчиковые игры с платочками в сопровождении стихов

Таким образом, организованные игры сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они не только увлекают детей, но и приносят им много пользы!

Игра "Платочек"

Автоматизация звуков речи, координация речи и движения

Я на новенький платок дую, словно ветерок.

Мой платок зашевелился, на колени опустился.

К нему жук приходил - по краю ходил:

- жжж...жжж...жжж...

К нему муха прилетала - с угла на угол скакала:

- ззз...ззз...ззз... 

Надо деточек позвать - будут детки танцевать!

-Тра-та-та... Тра-та-та...

-Хватит детки вам плясать!

Вам пора ложиться спать!

Уложу Маринку на мягкую перинку.

А подружку Аллу укрою одеялом.

 Спит Андрюшка на подушке,

А под подушкой книжка, книжка - малышка.

Я ребят будить не буду- 

Надо деточкам поспать.

А платочек не забуду

В свой кармашек я убрать.

К такой же категории относятся следующие игры: «Косынка для Маринки», Игра  "Обезьянка Дина", игра «Кулачок-проглот»

Упражнения с платочками для профилактики нарушения зрения

 «Посмотри на платочек»

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на вытянутых руках.

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза.

 «Провожаем платочек глазами»

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

 При выполнении этого упражнения главное, чтобы ребенок голову держал ровно, двигаться должны только глаза. Перемещая платочек перед глазами и фиксируя внимание на определенной точке осуществляется профилактика заболеваний глаз.

Итог:

Вы познакомились с опытом работы, который позволяет поддерживать интерес детей к образовательной деятельности, повышает их познавательную активность.  И надеюсь, что представленная система игр и игровых упражнений по речевому развитию с использованием такого незатейливого и общедоступного предмета, как платочек, окажется полезной и вам.  И вы обязательно впоследствии что-нибудь  из увиденного будете использовать в своей работе.

Рефлексия с использованием платочков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по использованию театрализации в учебно - коррекционной деятельности в начальной школе

Дети с нарушением в развитии интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Вопрос ока...

Мастер-класс "Изготовление сувенирных работ с использованием соломки, бересты и природного материала"

Если в доме береста-жить вам лет до ста! Так говорили наши предки. В данной работе предлагается  в процессе изготовления сувенирной работы из бересты, формирование художественных навыков и творче...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией».    ...

Мастер-класс(из опыта работы)«Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Ход мастер класса: (слайд№1)1. Организационный момент  Добрый день уважаемые родители.-Вы наве...