Нетрадиционные приёмы работы учителя-логопеда
статья

Нетрадиционные приёмы работы учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_priyomy_raboty_uchitelya-logopeda.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приёмы работы учителя-логопеда

Реалии нашего времени таковы, что у большинства детей, посещающих логопедические занятия, отмечается  неврологическая дисфункция. Поэтому при увеличении речевой нагрузки ребёнок теряет свои умения, это наглядно прослеживается, когда ученик на занятии проговаривает всё четко и правильно, но как только он подошёл к маме, то речь его становится прежней. Классические приёмы постановки звуков часто «не срабатывают».  Так раньше, например, для постановки звука ш, можно было сделать упражнение «Чашечка», занести её в рот и звук готов. Но сегодня «Чашечка» получается, а звук ш – нет. При минимальных дизартрических расстройств  продолжительность постановки, автоматизации звуков значительно затягивается, занятия становятся малопродуктивными. Поэтому в работе мы и  начинаем использовать новые приёмы, которые, кажется на первый взгляд,  даже не свойственны данной области.

Одним из таких и является тейпирование. Изначально тейпы появились в спорте. Наверняка многие из Вас видели разноцветные полоски на теле спортсменов. Затем данное направление затронуло медицину, косметологию и теперь стало практиковаться в логопедии. Что же такое тейп?

Это лента  состоящая из 3 слоёв. 1 слой –это хлопковая или  шёлковая ткань, прошитая эластичными полиуретановыми нитями, которые обеспечивают растяжение тейпа до 60  процентов от его первоначальной длинны. Данный состав позволяет коже дышать, она быстро сохнет, после принятия водных процедур, так как наклеенную аппликацию можно носить  до10 дней.

2 слой – это гипоаллергенный акриловый клей. Он начинает работать за счёт температуры тела через 15 минут после наклеивания.  

3 слой – это бумага с силиконовым покрытием, с нанесённой на неё разметкой для удобного отрезания.

Виды тейпов используемых в логопедии: кинезеотейп (в виде ленты), кростейп (в виде решётки), диски с титановыми шариками (при работе с БАТ или тригерными точками).

Показаний к тейпированию достаточно много:

  • нарушение тонуса мышц (мимических, артикуляционных, жевательных);
  • невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков;
  • гиперсаливация;
  • нарушение функции жевания и глотания;
  • артикуляционная диспраксия;
  • дисфункция ВНЧС;
  • инфантильное глотание;
  • ротовое дыхание;
  • нарушение носового дыхания;
  • ограничение движений в мимической, артикуляционной, общей моторике);
  • повышенный нёбно-глоточный рефлекс;
  • вспомогательное средство при выполнении артикуляционной гимнастики

Нарушение тонуса мышц.

 Для нормализации тонуса мимических, артикуляционных, жевательных мышц мы используем различную степень  натяжения  тейпа, тем самым обеспечивать релаксацию или активизацию мышц. Чем сильнее натяжение, тем сильнее воздействие. Соответственно накладываем аппликацию на мышцу, тонус которой хотим корректировать.

Невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков. В практике у детей с дизартрией при открытии рта язык оттягивается вглубь рта и переднеязычные звуки, заменяются на заднеязычные. Или наоборот, при миатоничности кончика язык пролезает между зубов. В этом случае мы можем использовать аппликации на дно ротовой полости. Если якорь, т.е место изначального крепления делаем на подбородочную мышцу и хвостиками прокладываем по дну ротовой полости с минимальным натяжением, то обеспечиваем движение языка вперёд. Если же якоря фиксируем под углами нижней челюсти, то происходит движение языка вглубь ротовой полости.  Или например, при затянувшейся постановке звука в, в силу того что ребёнок не мог самостоятельно поднимать нижнюю губу, было   достаточно приподнять, растянуть  и зафиксировать нижнюю губу с помощью тейпа. После снятия аппликации, которая находилась на теле около 10 минут, полученные ощущения сохраняются более чем на 30 минут.

 Дисфункция ВНЧС. При выполнений упражнений таких как, например, «Часики» или «Дятел» мы наблюдаем синкенезии в виде движений челюсти вперёд или в стороны. Это говорит о недостаточной работе мышц языка и помощи в виде дисфункции ВНЧС. Чтобы устранить эту «медвежью услугу» возможна  фиксирующая аппликация, либо аппликация с лучиками. Последнюю используют ортодонты при коррекции мезиального прикуса.

Ротовое дыхание. Нарушение носового дыхания. В работе встречаются дети с аденойдами. Но закрывая рот таким деткам мы должны дать им возможность дышать и тейпы хорошая находка. Суть аппликации дренаж носовых пазух и как следствие – шаг к нормальному духанию.

 Гиперсаливация. На лице человека находится 3 зоны расположения слюнных желёз: околоушная, подчелюстная, подъязычная. И если обильное слюноотделение вызвано именно неправильной их работой, а не другой причиной, например, нерегулярным сглатыванием, то аппликации на эти зоны с помощью сегментарных дисков или кростейпов дают неплохие результаты.

Артикуляционная диспраксия. Тейпы используем как опору для получения ощущений, например, при выполнении  упражнения «Качели» наклееваем ориентиры на верхнюю и нижнюю губу. Или при укреплении боковых краёв языка, мы выполняем  «Футбол», но некоторые детки упираются языком в нижнюю часть щеки. Наклеивание тейпа в виде мячиков даёт игровую и тактильную основу.

Инфантильное глотание. При инфантильном типе глотания язык вместо того чтобы совершать свойственные ему движения при забрасывании пищи, как ковш у экскаватора,  он делает движения вперёд и назад, проталкивая пищу. В этом ему помогает ВНЧС, тем самым вызывая напряжение и нарастание тонуса  в шейно-воротниковой зоне, скелетных мышцах языка и как итог в собственных мышцах языка. Для снятия напряжения делаем аппликации на дно ротовой полости и зону ВНЧС.

Ограничение движений в мимической, артикуляционной, общей моторике.

Нарушение функции жевания и глотания. При постановки звуков мы часто просим ребёнка открыть рот. И ученик открывает его так, что кажется что рот сейчас порвётся. Просим прикрыть, но ребёнок закрывает его совсем. В этом случае прекрасно работают тейпы, наложенные на область жевательных мышц. Одной из особенностью дизартрии является нарушение голоса, он тихий, слабый. Иногда ребёнку даются глухие звуки, но их пары по звонки не получаются от слова совсем. В этом случае для устранения дисфонии тейпы накладываются на область гортани.

Повышенный нёбно-глоточный рефлекс языкоглоточный нерв иннервирует корень языка, гипертонус которого и вызывает рвотный рефлекс, поэтому тейп приподнимает кожный покров, стимулируя кровоток и лимфоток, тем самым снимает зажимы.

Вспомогательное средство при выполнении артикуляционной гимнастики, хорошо использовать при выполнении упражнений с сопротивлением, например «Улыбочка» -«Трубочка» или «Надуй щёчки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"

Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий  в работе с детьми - логопатами....

Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада

В статье рассматриваются аспекты применения приёмов и методов сказкотерапии в практической деятельности логопеда....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по использованию здоровьесберегающих приёмов при автоматизации звуков.

Использование здоровьесберегающих   приемов  при автоматизации звуков  у детей с общим недоразвитием речи....

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...