Использование элементов проблемного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
учебно-методическое пособие

Материал предназначен  для педагогов, осуществляющих обучение по АООП УО (ИН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ps_patrusheva.docx195.72 КБ
Файл k_dokladu_patrusheva.pptx861.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов проблемного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

  • Слайд 2

 Ключевым этапом современного урока является этап мотивации. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, т.к. нужно всё предвидеть и просчитать.  

Одной из педагогических технологий, способствующих усилению мотивации учащихся к изучению предметных дисциплин, повышению их познавательной  активности  и эффективности ученического труда  является проблемное обучение.

  • Слайд 3

Проблемным считается такое обучение, при котором организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации.

  • Слайд 4


        В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

 В условиях коррекционной школы технологию проблемного обучения нельзя использовать в полном объёме. Но включение в урок или занятие элементов проблемного обучения способствует развитию у обучающихся с УО познавательной активности, любознательности, творческого мышления и других личностно значимых качеств.

  • Слайд 5

По степени познавательной самостоятельности умственно отсталых учащихся проблемное обучение осуществляется на минимальном уровне, но также представляется в трех основных формах: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и частично самостоятельная исследовательская деятельность. (Какая форма наиболее приемлема?)

 Исследовательская  деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы и в таком варианте учащимся с умственной отсталостью не доступна. В  частично- исследовательской деятельности направляющую роль играет педагог, который изначально, поставив  проблему,  направляет на путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска, подводя их к напрашивающемуся выводу. Даже, такая, на первый взгляд простая деятельность является трудной задачей для учащихся данной категории.

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.  Возможные ответы, подсказки, могут находиться в пространстве класса, но прежде чем ими воспользоваться, нужно провести самостоятельный анализ всей учебной ситуации.

  • Слайд 6

Основными элементами проблемного обучения, наиболее часто используемыми в специальной школе для детей с нарушением интеллекта, являются проблемные вопросы, задания  и проблемные ситуации

Проблемные  вопросы, как элемент проблемного обучения требуют большого внимания к правильной  их постановке. Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определённой учебной ситуации; они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должна включать в себя сочетания слов: «Почему, …хотя…?, Если…, то почему…?, Так как…, то почему?» Подобные вопросы, как правило, целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания

Проблемная задача Содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке ответа, требует не вспоминания готовых знаний,  а размышления, заключает (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию и ориентиры поиска её решения.

 Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий

  • Слайд 7

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда обучающийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/i/ITQHUq1PpwNCf6FDiearsuVRbl04dn27tAoKvM/slide-65.jpg

  •  Слайд 8      Приёмы создания проблемной ситуации
  • 5класс. Тема урока «Склонение имён существительных».
  •   Дети объединяются в группы. Задание каждой группе просклонять  в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра» -1 группа;  «стол», «конь», «окно» - 2 группа; «степь», - 3 группа. Выделить окончания.
  •  В ходе проверки задания  выясняется, что в одном и том же падеже окончания существительных  у каждой группы получились разные.
  • Какие слова склоняются одинаково? Как эти имена существительные можно разделить на три группы?
  • Обратите внимание на окончание и род имён существительных  в каждой группе? Какие существительные отнесли к первой группе ? ко второй группе ? к третьей группе ?.
  • С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.

Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, недостаточно знаний для объяснения нового факта.

  • Слайд9
  • 6 класс. Тема урока «Имена существительные, имеющие форму только одного числа».
  •   Детям предлагается изменить число существительных в данных предложениях

 На завтрак пьют компоты, соки, сливки.

Из пшеничной муки делают булку, пирожок, хлеб, вермишель.

Для работы в огороде нужны лопаты, грабли, вилы.

  •  После проверки помощью учителя делается вывод, что некоторые существительные не изменяются по числам.

Проблемная ситуация возникает когда учащимся нужно использовать ранее  усвоенные знания в новой ситуации. 

  • Слайд 10

9 класс .Тема урока «Спряжение глаголов. Глаголы-исключения»

  • Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило)
  • А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить".
  • Ученики: Смотреть – глагол первого спряжения, а стелить - второго.
  • Давайте проверим.  Попробуйте проспрягать эти глаголы. Что вы замечаете? ( смотришь – стелешь и т.д.)
  • Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить v первого.
  • Учитель: Какое правило пытались применить? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Глаголы-исключения.
  • Пробуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 

Слайд 11

 Условиями применения проблемной ситуации на уроке

Для учителя являются:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять процессом их разрешения;
  • способность сформулировать возникшую проблемную ситуацию, указав ученикам на причины невыполнения поставленного практического задания или невозможности объяснения ими тех или иных продемонстрированных фактов;
  • стимулирование творческого мышления при помощи умело поставленных вопросов;
  • терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение

для ученика:

  •  «открытие» новых знаний;
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче;
  • активная поисковая деятельность

слайд 12

 эффективность использования проблемных ситуаций зависит от

  • интерес учащихся к содержанию проблемы; Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
  •  посильность решения проблемы для учеников данного возраста и уровня подготовленности;
  • значимость для ученика информации, получаемой при решении проблемы;
  • диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных учащимися

слайд 13

Использование проблемных ситуаций в воспитании личности умственно отсталых школьников.

Моделирование реальных  проблемных ситуаций считают одним из наиболее действенных средств в воспитании личности умственно отсталых школьников,  которое оказывает комплексное воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферы учащихся, а также на их поведение. Участие школьников в ролевом решении таких ситуаций способствует обогащение их социального опыта, даёт возможность формирования у них более высоких уровней общения с окружающими, оказывает положительное влияние на процесс адаптации выпускников вспомогательных школ в производственных коллективах.

Разработано несколько видов упражнений, основанных на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения. Упражнения различны по степени сложности.

Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда даётся готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

Например:

  1. Два ученика поссорились, пришёл учитель (воспитатель) и помирил их.
  2. Три товарища хотят пойти в кино, но у них только два билета. Они договариваются обо всём по-хорошему , не доводя дело до ссоры.

Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем могло бы всё это кончиться, и разыграть ситуацию.

Например:

  1. Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой.
  2. Два друга решили на время поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель.
  3. Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал,-«4».

Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом имеет особое воспитательное значение. Учащиеся приобретают навык поиска наиболее рационального выхода из той или иной ситуации, учатся прогнозировать последствия своих и чужих поступков, упражняются в применении на практике известным им правил поведения. Выполнение различных ролей подводит их к пониманию поведения других людей, формирует нравственное к окружающим.

Моделирование ситуации по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Упражнение допускает большое количество вариантов.

Например:

  1. Учащимся даётся тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг», «Некрасивый поступок», «Помогите человеку», «Плохая шутка» и т.д.
  2. Учащиеся разыгрывают какую-либо пословицу (руководитель вначале должен убедиться, что учащиеся правильно понимают её смысл).
  3. Учащимся предлагается вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

Моделирование ситуаций по заданной теме является самым сложным заданием. Но при соответствующей подготовке школьники способны не только понять смысл предлагаемой темы, но и самостоятельно придумать и разыграть соответствующую тему.

 Слайды 14,15,16,17

И в завершении о влиянии проблемного обучения на формируемые БУД. Через организацию проблемных ситуаций педагог   имеет возможность работать над формированием  у обучающихся всех 4 –х групп БУД

Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

  • Учитель сам ставит и решает проблему;
  • Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
  • Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
  • Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Итак, основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился

эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при

столкновении с вполне конкретным противоречием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов проблемного обучения при организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

Слайд 2

«… Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» С.Л.Рубинштейн

Слайд 3

Что такое проблемное обучение? проблемное обучение – это вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний /М.И. Махмутов / проблемное обучение – это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование учеников при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний / В. Оконь / проблемное обучение характеризуется тем, что ученики под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач /И.Я. Лернер /

Слайд 4

Сущность проблемного

Слайд 6

Элементы проблемного обучения Проблемный вопрос Проблемный вопрос -это вопрос, требующий анализа . Он предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Прочитайте предложения. Почему в одном из них местоимение Вы написано с заглавной буквы? Почему фон Эвершарп был уверен, что флаг, который он видел в бинокль был белым? Проблемная задача Содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, заключает (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию и ориентиры поиска её решения. Прочитайте цепочку глаголов. У всех ли глаголов вы определили время и число? С какими глаголами возникла проблема?

Слайд 7

Проблемная ситуация

Слайд 8

Приёмы создания проблемной ситуации 5класс. Тема урока «Склонение имён существительных». Дети объединяются в группы. Задание каждой группе просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра » -1 группа; «стол», «конь», «окно » - 2 группа; «степь», - 3 группа. Выделить окончания . В ходе проверки задания выясняется, что в одном и том же падеже окончания существительных у каждой группы получились разные. Какие слова склоняются одинаково? Как эти имена существительные можно разделить на три группы? О братите внимание на окончание и род имён существительных в каждой групппе ? Какие существительные отнесли к первой группе ? ко второй группе ? к третьей группе ?. С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, недостаточно знаний для объяснения нового факта.

Слайд 9

Приёмы создания проблемной ситуации 6 класс. Тема урока «Имена существительные, имеющие форму только одного числа». Детям предлагается изменить число существительных в данных предложениях На завтрак пьют компоты, соки, сливки . Из пшеничной муки делают булку, пирожок, хлеб, вермишель. Для работы в огороде нужны лопаты, грабли, вилы. П осле проверки помощью учителя делается вывод, что некоторые существительные не изменяются по числам. Проблемная ситуация возникает когда учащимся нужно использовать ранее усвоенные знания в новой ситуации.

Слайд 10

Приёмы создания проблемной ситуации 9 класс Тема урока «Спряжение глаголов. Глаголы-исключения» Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". Ученики: Смотр еть – глагол первого спряжения , а стел ить - второго . Давайте проверим. Попробуйте проспрягать эти глаголы. Что вы замечаете? ( смотр ишь – стел ешь и т.д.) Ученики : Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить v первого. Учитель: Какое правило пытались применить? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Глаголы-исключения. Пробуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

Слайд 11

для учителя : для учащегося : умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять процессом их разрешения; способность сформулировать возникшую проблемную ситуацию, указав ученикам на причины невыполнения поставленного практического задания или невозможности объяснения ими тех или иных продемонстрированных фактов; стимулирование творческого мышления при помощи умело поставленных вопросов; терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение « открытие» новых знаний; умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность Условия применения проблемной ситуации на уроке для:

Слайд 12

Использование проблемных ситуаций в воспитании личности умственно отсталых школьников Проблемные ситуации с заданным сюжетом , когда даётся готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем могло бы всё это кончиться, и разыграть ситуацию. Моделирование ситуации по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Упражнение допускает большое количество вариантов.

Слайд 13

интерес учащихся к содержанию проблемы; посильность решения проблемы для учеников данного возраста и уровня подготовленности; значимость для ученика информации, получаемой при решении проблемы; диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных учащимися Ключевые условия для эффективности проблемного обучения:

Слайд 14

Формирование БУД Личностные БУД испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Соблюдение правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Слайд 15

Формирование БУД Коммуникативные БУД вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествования, отрицания и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый –незнакомый и т.п.) Излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Слайд 16

Формирование БУД Регулятивные БУД принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Слайд 17

Формирование БУД Познавательные БУД дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.

Обобщение опыта по теме: "Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов."...

Использование метода проектов в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся

Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информац...

Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»...

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...