Создание коррекционно-развивающей среды на уроках математики – основа социализации школьников с проблемами интеллектуального развития.
консультация

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели возможно при определенных условиях, а именно в результате создания коррекционно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_korrektsionno.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках математики – основа социализации школьников с проблемами интеллектуального развития.

     Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является основной задачей всей системы коррекционного образования. Социальная адаптация - конечная цель специального коррекционного образования, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья,  в частности с интеллектуальной недостаточностью – это дети с особыми образовательными потребностями, спецификой
нарушения психического развития. Этим и определяется особая логика построения учебного процесса, которое находит свое отражение во всей структуре и содержании коррекционного образования. 
Для коррекционной школы забота о жизненной
перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были, есть и будут доминирующими. 
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач коррекционной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени (ЗПР, УО):

  1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
  2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения.
  3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
  4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

     Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели возможно при определенных условиях, а именно в результате создания коррекционно-развивающей среды.

Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Понятие «среда» рассматривается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова — это все то, что окружает ребенка в процессе обучения и способствует его развитию. Социально культурное окружение — это люди (педагоги, сверстники, родители), предметы окружающего реального мира, игрушки, наглядные и дидактические пособия, игры и так далее. В узком смысле слова — это и предметно-пространственная, и архитектурная, и ландшафтная среда. Предметно-пространственная среда — это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответствует естественному процессу его развития, формирует мотивацию к деятельности, способствует развитию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений. Основным требованием к предметной среде является ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития.

Под коррекционно-развивающей средой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей с ОВЗ, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям их адаптации, реабилитации и социальной адаптации в целом.   Создание среды позволяет более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют усвоению и формированию элементарных знаний, умений и навыков. Вся система коррекционно-развивающей работы направлена на реализацию комплексного индивидуально - ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

      Коррекционная работа на уроках математики, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:

  • Диагностику уровня знаний умений и навыков учащихся;
  • Обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи;
  • Проведение уроков с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Использование игровой мотивации на всех уроках;
  • Практическую направленность уроков.

    Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике. Через решение математических заданий, направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка их к самостоятельной жизни, трудовой деятельности. Умственно отсталые школьники, даже овладев знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определенными математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. Процесс обучения математике следует строить так, чтобы знания, полученные на уроках других предметов, а также трудовой опыт учащихся использовались на уроках математики, повышали интерес к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость математических знаний. Низкий уровень мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта затрудняет переход от практических действий к умственным действиям. Учитывая это при проведении уроков, современная дидактика особое значение придает методам обучения, развивающим способности учащихся. Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изученного материала, возрастом и уровнем развития учащихся. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения в коррекционной школе, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.

Создание коррекционной среды на уроках математики позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность преподавания, создание доброжелательной комфортной атмосферы.  Меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса с позиций “транслятора” (когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, а ребенок является средством достижения цели) на позицию “педагога – организатора”, призванного создавать условия для самореализации личности ребенка.

      Современная педагогическая технология, применяемая в учебно—воспитательном процессе - это продуманная во всех деталях модель совместной
комфортной педагогической деятельности учащихся и учителя по организации и проведению учебного процесса.

В своей работе применяю педагогические технологии:

  • Технология коррекционно -развивающего обучения позволяют наиболее гибко корректировать дефекты каждого ребёнка с ОВЗ. Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

1) коррекция восприятия, внимания и различных видов мышления;

2) коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;

3) развитие и коррекция речи и обогащение словаря;

4) ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях каждого ученика.

  • Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта учащихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя комфортно. В результате повышается качество обучения.

  • Элементы технологий Лысенковой С.Н.

Использование опорных схем;

     Это опорные схемы, или просто  опоры, выводы, которые рождаются на глазах учащихся в процессе  объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна,  чертежа, рисунка.

       Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление, речь 
учащихся с ОВЗ . Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например,  на этапах объяснения и обобщения материала, и увеличить промежуток  времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и  умений при выполнении практических работ.
Опорные схемы – это выводы, к которым учащиеся должны прийти в 
момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-
разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.
Схемы должны постоянно подключаться к работе на занятии. Основные схемы 
должны находиться перед глазами учащихся до 
полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно. 
При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала дефектолог  
комментирует всё, что происходит на доске. 
Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы 
обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп коррекционного занятия.
Концептуальные положения данной  технологии таковы:

  1. личностный подход в педагогике сотрудничества;
    успех – главное условие развития школьников с ОВЗ  в обучении;
    доброжелательность, взаимопомощь; предупреждение ошибок, а не работа над ними; последовательность, системность с помощью комментированного управления;
  2. управляемое комментирование - методический приём  представляет, по 
    существу ответ с места о том, что делает ученик:
    «думаю, говорю, записываю», каждого ученика спрашивают в «его время», когда он может ответить.

  • Элементы технологии проблемного обучения.

Постановка и решение проблемы при изучении нового материала с привлечением практического опыта учащихся и актуализации ранее полученных знаний. Проблемный подход в обучении способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, нужно научить учащихся получать знания не только от педагога , но и самим их добывать. Задания «найди ошибку» - все учащиеся с интересом работают, потому что они выполняют сравнение своей домашней работы и то, что написано на доске. Многие хотят найти эту ошибку первыми.

Создание проблемных ситуаций через различные способы решения задачи. При таких ситуациях активизируются все учащиеся, продуктивно работает мышление.

  • Игровые технологии.

ИГРА – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным
признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом. При использовании игровых приёмов и ситуаций на уроках перед школьниками ставится дидактическая цель в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом. Применение игровых технологий повышает познавательный интерес у учащихся и существенно влияет на формирование положительной мотивации к обучению.

  • Здоровьесберегающие технологии.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И
решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровье сберегающих
технологий.
1. На каждом уроке создается комфортная среда:

- поддержание интереса к изучаемому материалу, использование наглядных методов обучения и ИКТ;

- убеждение уч-ся в необходимости получения знаний по предмету;

- материал излагается доступно, опираясь на предыдущий опыт уч-ся;

- в течение урока чередуются различные виды деятельности;

- дозируется учебный материал с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

- постоянно оказывается квалифицированная направляющая помощь;

- в течение всего учебного времени формируются навыки самостоятельной работы, создается ситуация успеха;

- стремление с помощью различных приемов снизить уровень тревожности и напряженности.

2. Чередование умственного труда и отдыха (проводятся видео и музыкальные физминутки):

- упражнения для профилактики сколиоза;

- упражнения для кистей рук;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз, (электронные физминутки для глаз).

3.  Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

- проветривание классных помещений;

- организация влажной уборки классов.

- учебные пособия, применяемые на уроке, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

4 . Отношение к учащимся уважительное в сочетании с требовательностью, воспитание в уч-ся чувство любви друг к другу и уважения, а также чувство юмора.

  • Информационно коммуникационные технологии.

     Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности учащихся. Необходимость использования информационных технологий на занятиях в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для школьников с ОВЗ компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации к учению, один из способов социализации. Применение современных педагогических технологий доказало улучшение качества знаний учащихся по предмету, повышение познавательной их активности, развитие любознательности, овладение учащимися компьютером на уровне пользователя, что в свою очередь создаёт коррекционно - развивающую среду как способ коррекции недостатков личности учащихся с ОВЗ и их активной социализации.

Литература.

  1. Борщанская, А. К. «К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида». Дефектология №2, 2002г.
  2. «Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений» (методическое пособие для учителя). Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». М., 2001г.
  3. Хименкова Е. С. Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа. – Молодой ученый. — 2014 г. — №3
  4. Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учебно-методическое пособие – Минск: БГПУ, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"

Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....

Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики: физкультминутка 1

На уроках математики дети постоянно пишут. Использование смены деятельности и форм работы дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структу...

Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики в 5-6 классах.

Использование смены деятельности и форм работы на уроках дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структуру урока включают динамичес...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

«Коррекционно-развивающие методы обучения на уроках математики»

Публикация о методах, применяемых на уроках математики, которые способствуют скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитанию у учащихся целеустремленности, т...

Коррекционно-развивающая среда как основа социализации школьников с интеллектуальными нарушениями.

Коррекционно-развивающая среда как основа социализации школьников с интеллектуальными нарушениями....