Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики
план-конспект

Дондуп Сайлык Олеговна

Тема: «Познаем мир руками!

Цели:

Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание,  ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;

Повышать интерес и значимость занятий по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики

Тема: «Познаем мир руками!»

Цели:

Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание,  ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;

Повышать интерес и значимость занятий по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение активно пользоваться осязанием при познании окружающего мира;
  • Совершенствовать умение  классифицировать, различать тактильные ощущения;
  • Обогащать активный словарь детей;

Развивающие:

  • Развивать  тактильное восприятие;
  • Активизировать мыслительную деятельность;

Воспитательные:

  • Закреплять формулы словесной вежливости;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Продолжать формировать умение  понимать эмоциональное состояние, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих;

Коррекционные:

  • Продолжать учить обследовать предметы, дифференцировать их форму, величину, фактуру, температурные ощущения с  целью их узнавания;

На коррекционном занятии  УУД:
- личностные (формирование интереса, эмоционально-личностная готовность к саморазвитию и самообразованию);
- регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действия);
- познавательные (классифицировали, анализировали, составляли целое из частей, наблюдали и делали выводы);
- коммуникативные (сотрудничали с педагогом и сверстниками, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других, творчески работали в парах).

Оборудование: ткани, геометрические фигуры, природные материалы(грецкие орехи, желуди), звучащие мячи, палочки, чашка, тарелка, ложка, вилка, кастрюля, ковш, поварешка, терка (посуда, кухонные принадлежности)

Ход занятия

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Тифлопедагог:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся

И начнем урок скорей!

1. «Пальчиковая гимнастика»

Тифлопедагог: Чтобы  получше приготовиться к заданиям мы с вами активизируем наши пальцы и сделаем пальчиковую гимнастику.

- Наши пальчики все поздоровались! Теперь здороваются большой палец правой руки и мизинец левой руки, левый указательный и  правый средний, левый безымянный и правый мизинец, правый безымянный и левый большой палец.

Хорошо! Молодцы! А теперь поиграем в игру «Корова-зайчик-кольцо»

2.Нейроупражнения

Цель: Стимуляция нервных окончаний на ладонях рук, а также для улучшения циркуляции крови, для развития мелкой моторики.

Тифлопедагог: Взяли мячи в левую руку, перекатываем мяч между ладонями. Увеличиваем расстояние между ладошками. Перекатываем 15 раз, считаем про себя.

Следующее задание: Взяли мяч в правую руку и прокатываем вперед и ловим правой рукой.10 раз, а затем меняем руку. Тоже 10 раз. Усложняем задание. Прокатываем левой рукой вперед  и ловим правой рукой. По 10 раз.

Молодцы!

II. Основная часть

1.Игра «Сложи узор»

- Ребята, вы сейчас должны собрать узор из геометрических фигур по образцу и назвать геометрические формы.

2.Физминутка

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3.  Игра «Найди пару»

- Ребята, перед вами лежат лоскутки ткани, они все перемешались. Вы должны найти одинаковые лоскутки.

Тифлопедагог: Молодцы! Вы все сделали правильно!

4. Игра «Отгадай предмет»

Тифлопедагог: Сегодня мы с вами будем отгадывать предмет с помощью осязания, но только не рук, а через инструментальное осязание. Как вы думаете, зачем нам нужно тренироваться инструментальному осязанию? Я дам вам палочки, и вы с помощью этих палочек должны будете отгадать, что за предмет перед вами.

Тифлопедагог: Вы отгадали все предметы, как мы можем их обобщить?(посуда, кухонные принадлежности)

- Из чего они сделаны? Для чего нужны? Где их можно приобрести, купить?

5. Игра « Разложи предметы по группам» сортировка

Тифлопедагог: Сортировка предметов по группам. Ребята какие предметы вы сортируете , посмотрите? Узнали? Где можно их собрать?(Природные материалы)

-Давайте теперь посчитаем, у кого чего сколько? (например 2 грецких ореха, 3 камня, 4 веточки, 5 ракушек, 1 шишка, 3 желудя, 2 макадамии, 2пекана, 1 каштан)

Макадамия-это самый дорогой орех в мире, распространенный в Австралии и на Гаваях. Пекан - вид древесных растений семейства Ореховые, распространенный в США. Также выращивается в Крыму, на Кавказе.

 III. Рефлексия

- Ребята, вы сегодня прекрасно справились с заданиями.

-Алиша (Вадим), скажи что тебе было самым интересным? Какое задание было самым трудным?

- Для вас еще есть последнее  маленькое задание. Опустите руку в морские камушки, вы там должны найти и достать один предмет.(Конфета)

На этом наше занятие окончено, всем спасибо!

 


        

Самоанализ  дефектологического  занятия.

Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики

Тема: «Познаем мир руками!»

Цели:

Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание,  ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;

Повышать интерес и значимость занятий по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение активно пользоваться осязанием при познании окружающего мира;
  • Совершенствовать умение  классифицировать, различать тактильные ощущения;
  • Обогащать активный словарь детей;

Развивающие:

  • Развивать  тактильное восприятие;
  • Активизировать мыслительную деятельность;
  • Расширять  представления об окружающем мире.

Воспитательные:

  • Закреплять формулы словесной вежливости;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между учителем и сверстниками;
  • Продолжать формировать умение  понимать эмоциональное состояние, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих;

Коррекционные:

  • Продолжать учить обследовать предметы, дифференцировать их форму, величину, фактуру, температурные ощущения с  целью их узнавания;

На коррекционном занятии  УУД:
- личностные (формирование интереса, эмоционально-личностная готовность к саморазвитию и самообразованию);
- регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действия);
- познавательные (классифицировали, анализировали, составляли целое из частей, наблюдали и делали выводы);
- коммуникативные (сотрудничали с педагогом и сверстниками, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других, творчески работали в парах).

3. Соответствие  учебного материала  целям  и  теме  занятия.

Прослеживается  четкое  соответствие  материала выбранной  теме,  целям и задачам  занятия.  Занятие построено логично и последовательно.

4. Активизация  мыслительной  деятельности  ребенка в доступных пределах.

Активизации  мыслительной  деятельности  учащихся   способствовали  

выбранные  учителем-дефектологом   игровые   приёмы,  которые  пронизывали  все  

моменты  занятия  и  делали  его  единым  целым,  эмоционально поддерживали  ребят,  вызывали  желание выполнять задания.  

5. Деятельность  педагога  в  случае  неточных  ответов.

Учитель-дефектолог,  в  случае  неточных  ответов,    достаточно корректно и  тактично привлекала  внимание  ребенка  к  ошибке,  не  торопилась  исправить  сама,  а  подводила  ребенка  к  

правильному  ответу.

6. Соответствие    учебного материала  уровню развития детей и  учебной программе.

Учебный материал  подобран  в  доступной  форме и преподнесён с учетом их психо-физиологических особенностей, что указывает  на  реализацию  принципа  развития.

7. Использование  наглядного  материала.

Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  

которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  

8. Осуществление  индивидуального  подхода.

В  ходе  занятия  чувствовалось   знание  психо-физиологических

особенностей детей учителем-дефектологом,  на  чем и основывался  индивидуальный  подход к каждому ребенку. Это благотворно влияло на создание эмоционально положительного фона на протяжении всего занятия.

9. Использование  методических  приёмов  и  видов  работы.

На  занятии  было  показано  разнообразие  видов  работ, методических  

Приемов.

10. Деятельность  учителя-дефектолога на  занятии.

Занятие  было  четко  продумано,  темп  ведения  занятия  менялся:  то  

эмоциональный  призыв  к игре,  то  спокойное  объяснение   заданий;   тон  и  речь  учителя-дефектолога  были  

очень  доброжелательны,  располагали  к  общению  и  совместной  работе  

ребенка  и  педагога.

11. Методика  работы  над  ошибками.

В  ходе всего  занятия  учитель-дефектолог   следила  за  правильным  выполнением заданий детей  

 учетом их физических возможностей,  в  случае  ошибок  педагог тактично  и  доходчиво  поправляла.

12.  Деятельность  ребенка на  занятии.

Мальчики в  процессе  занятия  проявляли   заинтересованность. Им нравился сам процесс и содержание занятия,  были  достаточно  активны, отзывались на все педагогические приемы, с   удовольствием выполняли задания учителя-дефектолога.

13. Результативность  занятия.

Занятие  было  достаточно  насыщенным,  проделан  большой  объем работы,

заключительные учебные задания наглядно продемонстрировали,  что  цели  занятия  достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"

Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...

Коррекционно – развивающая курс по предмету «Развитие осязания и мелкой моторики» (вариант 3.2)

Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...

Технологическая карта занятия тифлопедагога по развитию осязания и мелкой моторики у слепых школьников

Формирование умений и навыков опосредованного (инструментального) осязательного восприятия предметов окружающего мира....