Преподавание истории и обществознания в школе как фактор социализации личности незрячего ребёнка.
статья

Симакина Ольга Ивановна

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый показатель культурности общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Преподавание истории и обществознания в школе как фактор социализации личности незрячего ребёнка.

 

Автор: Симакина О.И.

учитель истории и обществознания

Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования делает акцент на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».(1) 

Меняется образовательная задача, приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а развитие личности - каждого ученика, что является результатом процесса социализации его в обществе, а главное – в школе. Реализация этих задач связана с деятельностным подходом в изучении истории и обществознания в школе. Под таким подходом понимается «планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьников». (2)

В соответствии с требованиями Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению.  Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый показатель культурности общества в целом.

«Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками». (3)

Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствованию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоятельная деятельность при зрительной недостаточности формируется преимущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ребенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками - необходимое условие социализации детей с нарушением зрения. Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.  Выделяются следующие функции школьного исторического образования:

- в сфере деятельности: формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, ориентировка в основных видах социальной активности, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;

- в сфере общения: раскрытие социальных норм, обогащение содержания и форм общения, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;

- в сфере самосознания: осмысление своей социальной принадлежности, формирование образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.

Я строю свою деятельность так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. Для этого на уроке для ребенка создаю психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Стараюсь моделировать такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивать умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для самореализации.

Основными задачами при организации учебной деятельности учащихся являются:

 -  развитие ключевых компетенций, коммуникативных качеств учеников;

-  формирование навыков самообучения, самоконтроля, самопроверки, самооценки, рефлексии;

- формирование умения ставить перед собой цель и намечать пути её достижения; формулировать проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и проверять их достоверность;

 -  увеличение творческого потенциала учащихся, развитие критического мышления.

        Передо мной стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме. Это удается только в неразрывном единстве урочной и внеклассной работы по предмету. Моя работа строится на педагогических принципах:

- ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;

- расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

- усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;

- тесная связь с родителями.

Воспитательная программа, по которой я работаю как классный руководитель, - это системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самосознания и самовоспитания, успешной социализации.
Общественно значимые акции: организация помощи ветеранам и пожилым людям. Цель акций не только оказание помощи, но и привлечение внимания к проблемам пожилых людей. Значение акций в том, что подростки проявляют социальную и гражданскую активность.
Для успешной социализации воспитанников практикую тренинги, ролевые игры, практикумы по культуре общения, профилактике правонарушений, привлекая родителей.
Я строю свои отношения с учащимися класса на взаимном доверии, честности, ответственности и самостоятельности. В своей работе опираюсь на ученическое самоуправление.

Подготовить молодых людей к самостоятельной жизни в современном обществе - это задача школы, а предметы история и обществознание, как нельзя лучше помогает в решении этой проблемы.

Список литературы:

  1. Л.Н.Алексашкина - Деятельностный подход в изучении истории

в школе //Преподавание истории и обществознания в школе. -  2005. - № 9.  -  С. – 10.

  1. О.В.Владимирова -  История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «История России с древности до начала XVII века». -  2008 – С. – 135.
  2. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж, 1998. 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника"

Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника...

Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности

Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности

Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования ...

Преподавание истории и обществознания как предметов, формирующих личность ученика

Применение педагогических технологий и методик на основе гуманитарно-личностной ориентации педагогического процесса. За основу была взята система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, форм...