Методическая разработка группового логопедического занятия для 6-х классов коррекционной школы VIII вида "Профессии. Анализ и синтез речевых единиц. "
план-конспект урока (6 класс)

Фролова Александра Валерьевна

Конспект группового урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока263.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Семеновская школа-интернат»

606653, Нижегородская обл., г.Семенов, ул.Чернышевского, д.2

е-mail: class="c7 c12">

Методическая разработка группового логопедического занятия

для 6-х классов коррекционной школы VIII вида

"Профессии. Анализ и синтез речевых единиц. "

Подготовила:

учитель-логопед Фролова А.В

Семенов, 2023год.

Методическая разработка группового логопедического урока

для 6-х классов коррекционной школы VIII вида

"Профессии. Анализ и синтез речевых единиц".

Цели урока:

  • Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.
  • Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме “Профессии”.
  • Грамматическая: закрепление понятия “имя существительное”.
  • Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.

Оборудование:

  1. Иллюстрация “Путаница”.
  2. Индивидуальные карточки с изображением контура инструментов.
  3. Индивидуальные карточки с пословицей.
  4. Индивидуальные карточки с текстом (стихотворение).
  5. Индивидуальные карточки с филвордом.
  6. Картинка “Девочка Смешинка”.
  7. Макеты цветов с двигающимися разноцветными лепестками.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту).

2. Создание положительного настроя на занятие: учитель вывешивает на доску картинку с изображением лица улыбающейся девочки Смешинки, просит определить настроение девочки, поставить перед собой зеркало и улыбнуться так же, как Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а в конце занятия самим определить своё самочувствие и показать его, выбрав лепесток по цвету. А цветок подарить девочке Смешинке.

II. Разминка.

1. Упражнение развивающей кинезиологической программы.

Ухо-нос.

Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

2. Психогимнастическое упражнение.

Считалочка-бормоталочка.

Повторить за логопедом фразу: “Все профессии важны, все профессии нужны” несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д.

Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии –хлопок.

Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок.

Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

III. Закрепление лексического материала.

1. Работа с иллюстрацией “Путаница”.

а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что перепутал художник (какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю).

б) Повторить названия предметов (ракетка, автомат, мастерок, шприц, мел).

в) Беседа.

Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д.

2. Упражнение “Отгадай слово”.

Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р)

3. Задание “Нарисуй по клеткам”.

На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. (Приложение №1) выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя.

4. Выяснение обобщающего понятия.

Логопед.

– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях)

#1054;пределение логопедической темы.

Логопед.

На занятии мы будем определять место звуков в словах, отгадывать по звукам и буквам слова, составлять предложения.

V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения.

1. Звуки, буквы, слова.

а) Логопед называет слово (название профессии или инструмента). Даёт задание: назвать определённый по счёту звук в слове.

б) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен). (Приложеие №2)

(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).

Определить, в каком слове звук [я] предшествует звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а].

в)Найти эти слова в филворде (на карточке). (Приложение № 3)

г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске.

Например:

4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б

Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок).

VI. Закрепление программного грамматического материала.

1. Логопед.

К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях?

Вспомнить помогут слоги на доске.

тви но су тель щес е

Правильно, это – существительное.

2. Вспомнить определение имени существительного.

3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи.

VII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза

предложения, текста.

1. Работа с предложением.

а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?

(шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде. (Приложение №4)

б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске).

Дело мастера боится.

в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение.

2. Работа с текстом.

а) Раздать карточки со стихотворением учащимся. (Приложение №5).

Логопед:

“Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор, молоток). Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение.

б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение. Прочитать по цепочке каждое слово в предложении; прочитать по цепочке предложение через слово; причитать по цепочке каждое

слово предложения в обратном направлении (от последней буквы к первой; например: столяр – рялотс т. д.)

в) Прочитать это предложение еще раз “про себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание.

г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.).

Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.

VIII. Итог занятия.

#1050;акие задания выполняли со словами предложениями, текстом?

2. О чём были все задания? (о профессиях)

3. Какую часть речи повторили? (существительное)

4. Проанализировать и оценить работу на занятии

каждого ученика.

5. Выбрать по цвету лепесток цветка, соответствующий вашему настроению, поставить цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке Смешинке.

Литература:

  1. Иншакова О.Б. Логопедическое обследование. – М., 1999.
  2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей. – М., 2004 г.
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
  4. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1967
  5. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. Глава #1055;од ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2003.

Приложения

Приложение 1

Выберите раскраски Инструмента и бесплатно распечатайте.Hacha Colorear Dibujo Hachas Coloring Dibujos Ultracoloringpages Sketch

Приложение 2

якодар

йичобар

авроп

теирстоль

тнакызум

Приложение 3

Приложение 4

Дешёлклошёлк масшёлктешёлкрашёлк бошёлкитшёлксяшёлк.

Приложение 5

Б.ж.т р.б.н.к п. д.ск.,

К.к б.дт. л.дк. п. р.к. .

У ст.л.р. т.п.р в р.к.,

Д.ск. п.д.гн.н. к д.ск. .

С.оляр до.олен, он поёт

И в руки .олоток берёт.

До.ка .колочена с дос.ой,

И .овый с.ол уже готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация

Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....

"Полёт на планету Словесность" итоговое логопедическое занятие для детей - логопатов в коррекционной школе VIII вида

Материал для проведения итогового логопедического занятия с презентацией можно использовать в работе школьного логопеда....

Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).

Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....

Календарно-тематическое планирование логопедической работы для учащихся подготовительного класса коррекционной школы VIII вида

Планирование логопедической работы для  подготовительного класса коррекционной школы VIII вида расчитано на учащихся, имеющих I-II уровень cистемного недоразвития речи....

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Методическая разработка годовой контрольной работы по математике, 5 класс, коррекционная школа VIII вида

Методическая разработка годовой контрольной работы 5 класса коррекционной школы VIII вида включает в всебя 4 варианта, разработанных по типогруппам обучающихся....

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...