Мастер класс в рамках проекта по работе с семьей ребенка с ОВЗ в начальной школе
методическая разработка

Смирнова Елена Евгеньевна

Мастер класс в рамках проекта по работе с семьей ребенка с ОВЗ в начальной школе. Работа с использование психологических тренинговых упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey_trening.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение:

Когда в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, это может стать серьезным испытанием для всех членов семьи. Родители могут столкнуться с огромным количеством вопросов и неопределенности, а другие члены семьи также могут испытывать стресс и неуверенность в том, как лучше всего поддерживать ребенка и его родителей.

В этом тренинге мы рассмотрим несколько стратегий психологической поддержки, которые помогут семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преодолеть трудности и развиваться вместе со своим ребенком.

2. Понимание потребностей ребенка:

Первым шагом в оказании поддержки семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является осознание того, что каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальном подходе к воспитанию и развитию. Важно понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные потребности, и что эти потребности могут меняться в течение времени.

Одним из ключевых аспектов понимания потребностей ребенка является коммуникация с его родителями. Родители могут сообщить информацию об уникальных потребностях своего ребенка, о его общей медицинской и психологической истории и о любых других аспектах, которые могут помочь обеспечить эффективную поддержку для ребенка и его семьи.

3. Ориентация на ресурсы:

Когда ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, это может вызвать у родителей чувство отчаяния и беспомощности. Однако, важно помнить, что родители - это главный ресурс для своего ребенка. Они знают своего ребенка лучше всех и могут лучше всего оценить его потребности.

Важно, чтобы родители осознали свою ценность и важность, и чтобы они получили поддержку от других членов семьи, друзей, педагогов и специалистов. Также полезно помочь родителям найти ресурсы в своей общине, которые могут быть полезными для них и их ребенка.

4. Организация поддержки в семье:

Когда ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, это может иметь серьезный эмоциональный и финансовый эффект на всю семью. Важно помнить, что поддерживающее окружение для ребенка должно включать в себя поддержку всей семьи.

Родители должны работать вместе, чтобы определить, как лучше всего распределить обязанности по уходу за ребенком и как лучше всего работать над созданием поддерживающей среды для всей семьи. Это может быть включение других родственников или наем дополнительного персонала для ухода за ребенком.

5. Развитие самоэффективности:

Для родителей и других членов семьи, заботящихся о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, может быть сложно оценить свои способности и достижения. Поэтому важно работать над развитием самоэффективности с помощью установления целей и достижений, а также над устойчивостью и способностью переживать трудности.

Различные формы психологической помощи, такие как консультации и тренинги, могут помочь семьям развить уверенность в своих способностях и достижениях, что позволит им лучше заботиться о своем ребенке и создавать поддерживающую среду для всей семьи.

  1. История успеха: Попросите каждого родителя поделиться историей или моментом, когда их ребенок с ОВЗ достигал чего-то значимого или преодолевал трудности. После того, как каждый рассказал свою историю, другие участники могут выразить поддержку и признание. Это поможет создать позитивную атмосферу и укрепить связи между родителями.
  2. Ролевые игры: Предложите родителям примеры ситуаций, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни с детьми с ОВЗ, например, сложности в коммуникации или управлении поведением. Попросите их играть роли родителя и ребенка, и решать эти ситуации вместе. Это поможет родителям развить навыки эмпатии и лучше понять опыт друг друга.
  3. Совместная задача: Дайте группе задачу или проект, который они могут выполнить вместе. Например, организуйте совместное мероприятие для детей с ОВЗ и их родителей, такую как спортивный день или концерт. Вместе решая практические вопросы и работая над общей целью, родители смогут укрепить свои отношения и чувство взаимодействия.
  4. Групповые обсуждения: Проведите сеансы групповых обсуждений, где родители могут делиться своими переживаниями, радостями и вызовами, связанными с воспитанием детей с ОВЗ. Поддерживайте атмосферу уважительного и неразборчивого слушания, чтобы каждый мог высказаться и получить поддержку от других участников.
  5. Рефлексия и планирование: Завершите тренинг сессией рефлексии, где родители могут поделиться своими мыслями о тренинге и своих достижениях. Затем попросите их создать план дальнейших действий или целей, которые они хотели

6. Выводы:

Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может столкнуться с многими трудностями и испытаниями, но важно помнить, что они не одни. Поддержка, которую они получают, должна включать в себя понимание потребностей ребенка, ориентацию на ресурсы и организацию поддержки в семье. Развитие самоэффективности также является важным аспектом в обеспечении поддержки семье со всеми ее членами, в том числе и ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

1. Упражнение "Дневник благодарности". Родители и ребенок каждый день записывают в блокноте 3-5 вещей, за которые им есть что благодарить друг друга. Это может быть маленькое дело - помощь с уроками, поддержка в трудный момент, улыбка и т.д. - но такие записи помогают сосредоточиться на положительных моментах в отношениях.

2. Упражнение "Путешествие в воображаемом мире". Родители и ребенок садятся вместе, закрывают глаза и начинают вместе строить воображаемый мир, где все их желания исполняются и нет никаких ограничений. Это не только отличный способ расслабиться и отвлечься от повседневных проблем, но и возможность для семьи поделиться своими мечтами и желаниями.

3. Упражнение "Система поддержки". Родители и ребенок садятся вместе и рисуют на бумаге круг, внутри которого пишут свои имена. Затем рисуют стрелки, соединяющие их с другими людьми (бабушки-дедушки, друзья, учителя и т.д.). Это помогает понять, что ребенок не одинок и что у него есть люди, на которых он может положиться.

4. Упражнение "Семейный футбол". Это игра, в которой родители и ребенок играют в футбол, но необычным образом: каждый раз, когда кто-то забивает гол, он должен сказать что-то хорошее о другом игроке. Это простое упражнение помогает укрепить взаимоотношения и показать, что любая семья может быть командой.

5. Упражнение "Зеркало". Родитель и ребенок садятся напротив друг друга и чередуются в роли зеркала. Один из них делает какое-то движение или жест, а другой повторяет его. Это простое упражнение помогает улучшить коммуникацию и понимание друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

Мастер-класс: «Создание информационных буклетов в работе с семьями и детьми в трудной жизненной ситуации»

Цель: Создание текстового документа на основе шаблона (буклета) на тему телефон доверия...

Мастер класс по изучению ономатопеической лексики по теме «Животные» на английском языке в начальной школе.

На начальном этапе изучения английского языка дети обязательно знакомятся с такой темой как «Животные» (Animals). Во всех учебниках английского в разделе, посвященном данной теме даются на...

Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик

Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...

Мастер-класс В рамках проекта Мастерская Деда Мороза

Мастер-класс В рамках проекта Мастерская Деда Мороза для детей онкологического отделения Детской окружной клинической больницы...

Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».

В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....