Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края
статья по краеведению на тему

Гуля Наталья Владимировна

Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края

Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе  фольклора проживающих на территории посёлка Рудник Кадала национальностей.

В посёлке Рудник Кадала в силу исторических событий (выселение из Татарстана, из Украины в 1936-1941 г.г., создание посёлка для нужд шахт Черновских копей и т.д.) проживает много национальностей. Основными национальностями являются русские, татары, украинцы. Поэтому, начиная заниматься данной темой, я сочла необходимым посвятить часть занятий фольклору татар, украинцев, бурят (так как мы проживаем в Забайкалье, где коренным населением являются буряты и наши культуры очень тесно переплетены). В ходе работы я столкнулась с трудностью поиска материала. Помог интернет. Я связалась с воспитателями из Татарстана и они прислала мне часть материала для моих занятий. Этой работой я занимаюсь второй год. Использую на занятиях компьютер. Это облегчает работу с наглядностью, музыкой. К нашему проекту подключились родители. Много помощи оказывают педагоги дополнительного образования: музыкальный, художественный, физкультурный руководители. К работе подключились родители.  Так, например, во время проведения декады родителей, был собран богатый материал на тему «Игры моего детства», среди которых были игры национальные. В данное время мы начали работу по проведению нового года по-русски -  «Рождественские посиделки», по-татарски – «Науруз», «Весёлый сабантуй», по-украински - «Колядки», по-бурятски - «Белый месяц». Данная работа будет проводиться с  конца декабря по март.

В ходе реализации проекта будут решаться следующие задачи:

  1. Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями Забайкальского фольклора;
  2. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, толерантности, гордости за свой край;
  3. Развитие творческих способностей: детей певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров Забайкальского  фольклора.

Для успешной реализации задач были определены направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

  1. Изучение русского, татарского, украинского, бурятского фольклора (сказки, пословицы, поддевки, приговоры, легенды)
  2. Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
  3. Изучение игрового фольклора.

Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю своего края, своего посёлка, традиции своих предков, национальную культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма, интерес к прошлому Родины. В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с педагогами, детьми, родителями.

Инновационным  аспектом в духовно-творческой само реализации детей в данном проекте является разви тие духовно-творческого потенциала личности, начиная с раннего детства; обеспечение свободы в духовно-творческой самореализации как способ ности принимать волевое решение, связанное с сознательным выбором и направленное на созидание; формирование активной направленности ребёнка на преодоление социально-психологических барьеров в процессе духовно-творческой деятельности через саморазвитие, самоопределение и самореализацию в обществе.

Изучение фольклора как ничто соответствует здоровьесберегающим технологиям, личностному развитию ребёнка. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Традиционные детские песни развивают у детей не только слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей, координацию движения. Характерная для народного танца релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы.

Изучение фольклора отвечает требованиям  личностно-ориентированного подхода направленного на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности, акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы детей, признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, её переживание, осознание ценностей. На занятиях я стараюсь использовать технологии, которые оперируют категориями понимания и взаимопонимания, которые ставят в центр личность ребенка.

Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края соответствует и стаёт первой ступенью в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края МДОУ № 58 г. Чита

Слайд 2

Тип: социально-педагогический Вид: игровой, интегрированный Продолжительность : долгосрочный ( сентябрь2011-май 2014 г.) Возраст участников проекта: 5-7 лет Партнёры: воспитатели, родители, представители социума. Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Слайд 3

Рис. 10. «Традиции России…»

Слайд 4

Усвоение детьми знаний о родном крае, посёлке

Слайд 6

Цель проекта: Реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление патриотического, правового, интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной через фольклор народов населяющих малую Родину.

Слайд 7

Задачи проекта

Слайд 9

Блок1 «Забайкальская горница» 9

Слайд 10

Блок1 «Забайкальская горница» Цель: познакомить детей с историей родного края, Забайкальского края формировать представление об этнокультурном наследии Забайкальского народа

Слайд 11

Блок 1 «Забайкальская горница» ЗАДАЧИ: Вокальные- Продолжать знакомить детей с жанрами народных песен; способствовать освоению «народной манеры» в пении; развивать хоровую напевность, чистоту интонирования, точное воспроизведение ритма народных песен Танцевальные - Познакомить детей с разновидностями народных плясок, хороводов. Формировать навык сочетания движения и пения в хороводах; разучить новые танцевальные движения, характерные для народных плясок Игровые- развивать коммуникативные качества детей в игровых хороводах, учить детей различным перестроениям в играх, способствовать развитию фантазии, воображения при передаче игрового образа

Слайд 12

Блок 1 «Забайкальская горница» Формы работы Фронтальные тематические занятия Подгрупповые доминантные занятия Беседы-концерты Досуг, праздники Музыкальная гостиная Просмотры видеоматериалов, презентаций Экскурсии в музеи

Слайд 13

Блок 2«Сказки дедушки Байкала» Цель: Способствовать переносу накопленного художественного опыта в театральную деятельность. Расширять знания детей о разновидностях литературного жанра (сказки.легенды,были,рассказы)

Слайд 14

Блок 2« «Сказки дедушки Байкала» Задачи: Совершенствовать у детей интонационную выразительность в речи и пении. Учить детей создавать выразительный образ с помощью мимики и жестов, пения и танцевальных движений Развивать художественно-творческие способности детей Воспитывать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности

Слайд 15

Блок 2 «Сказки дедушки Байкала» Репертуар: Сказки и легенды Забайкалья- « Про луту-лутонюшку», «Хозяин Ольхина» ,«Ангарские бусы», «Как появился Байкал» Сказки писателей Приангарья- М.Сергеев«Сибирячок», Н.Мурынкин « Избушка на Байкале» Русские народные сказки- «Мальчик из горошинки» Детское творчество- «Лисица и птичка», «Легенды Байкала» ,« Кто живет в Тайге»

Слайд 16

Блок 2 «Сказки дедушки Байкала» Формы работы Театрализованные игры с пением Пластические и вокальные мини-этюды Рассказы о театре, просмотры видеоматериалов Организация спектаклей. Индивидуальные творческие задания. Музыкальные диалоги Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям. Чтение литературы.

Слайд 17

Взаимодействие в процессе подготовки спектакля музыкальный руководитель- дети 1.Знакомство с содержанием сказки 2. Подбор музыкального сопровождения 3.Распределение ролей по интересам детей 4.Работа по развитию певческих навыков и пластических движений 5.Воспитание творческой личности Блок «Сказки дедушки Байкала»

Слайд 18

Блок 2 «Сказки дедушки Байкала» Воспитатель группы –дети 1.Чтение литературного, фольклорного произведения, беседа по содержанию и характеру героев 2. Заучивание текстов наизусть, работа над выразительностью речи и жеста. 3 Закрепление навыков в индивидуальной работе 4. Поддержание интереса к театральной деятельности, воспитание уверенности, веры в свой успех

Слайд 19

Блок 2 «Сказки дедушки Байкала» Родители-дети 1.Беседа с детьми по закреплению содержания сказки, выявления предпочтений ребенка 2. Закрепление текстов наизусть. 3. Изготовление костюмов, атрибутов, декораций. 4. Ролевое участие в сказке 5. Поддержание заинтересованности ребенка, активное участие в подготовке спектакля.

Слайд 20

Блок 3 Синтез музыки, живописи и поэзии «Встреча с прекрасным»

Слайд 21

Блок 3«Встреча с прекрасным» Цель: Закрепить знания детей о родном крае, посёлке посредством синтеза различных видов искусства. Прививать умение видеть Прекрасное в поэтическом слове, живописи, музыке. Развивать основы патриотических чувств(любовь к родному краю, своему городу, посёлку, народу)

Слайд 22

Блок 3 «Встреча с прекрасным» Задачи: дать представление о специфике восприятия произведений различных видов фольклора, воспитание культуры слушания фольклорного, музыкального произведения развивать навыки анализа произведений искусств через освоение средств художественной выразительности( лад, темп, динамика, интонация, структура,фон,оттенок) развивать умения детей составлять ассоциативные связи художественного и музыкального образа Стимулировать творческую активность, свободу и эмоциональную отзывчивость детей посредством восприятия произведений фольклора, различных видов искусства

Слайд 23

Ожидаемые результаты: Дети обретут крепкие обширные знания о своем родном крае. Повысится экологическая грамотность детей и взрослых Знание народного фольклора обеспечит развитие восприятия, образного мышления,речи,художественно-творческих способностей,любви к родному краю. Совместная деятельность детей и взрослых еще больше заинтересует дошкольников в познании своего края, посёлка привлечёт к дальнейшей исследовательской деятельности

Слайд 24

Основные формы работы консультирование воспитателей; педагогический совет; сбор и обработка, адаптация материала по изучению фольклора, обычаев, игр и т.д. народов нашего посёлка; выставки детского творчества; беседы, занятия с детьми; викторины, конкурсы, игры; фольклорные праздники, досуги, развлечения с участием родителей; посещение музеев, мемориала; экскурсии на природу, на место работы родителей, по посёлку; создание презентаций, отражающих традиции, культурные ценности проживающих в посёлке национальностей; обогащение музеев в ДОУ с участием родителей.

Слайд 26

Схема взаимодействия внутри проекта

Слайд 27

Дети обретут крепкие обширные знания о своем родном крае. Повысится экологическая грамотность детей и взрослых Знание народного фольклора обеспечит развитие восприятия, образного мышления, речи, художественно-творческих способностей, любви к родному краю. Совместная деятельность детей и взрослых еще больше заинтересует дошкольников в познании своего края, посёлка привлечёт к дальнейшей исследовательской деятельности Ожидаемые результаты:

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование

Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как ...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".

Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Анализ работы районного методического объединения Забайкальского района Забайкальского края

МО учителей русского языка и литературы призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый  учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту свое...


 

Комментарии

Гуля Наталья Владимировна

Презентацию необходимо скачать, чтобы посмотреть.

Банникова Наталья Анатольевна

Очень интересная работа! Вы правильно делаете, что начинаете подобную работу с малышами. Презентация яркая, красивая.
Наталья Владимировна, укажите свои данные в начале работы, а в конце используемые материалы, всё как обычно.

Скороход Лариса Юрьевна

Наталья Владимировна! Мне доставил удовольствие просмотр презентации. Я благодарна вам, что Вы закладываете в детках с раннего возраста любовь и уважение к своим корням, к своему краю, к истокам ... Обобщайте свой опыт, делитесь, пусть Ваша творческая звезда горит с каждым днём всё ярче и ярче!

Гуля Наталья Владимировна

Спасибо за тёплые слова. Такие отзывы действительно воодушевляют.