Конспект урока по истории Горного Алтая по теме "Грани творчества народного художника Г.И. Чорос-Гуркина"
план-конспект по краеведению по теме

Потомков  неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – взглянуть  на этих людей, их необыкновенные судьбы по-новому, попытаться оценить их роль в истории, ибо история каждому отводит свое место. 2010 год в Республике Алтай был объявлен Годом Гуркина, годом 140-летия со дня рождения художника. Творчеству этого художника  посвящается данный урок. Разработка урока адресована учителям истории, МХК, истории Горного Алтая, преподавателям, ведущим занятия по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по истории Горного Алтая

«ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА  Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА »

Форма  «Урок-презентация»

Цель: Знакомство с творческим наследием  Г.И. Гуркина

Задачи:

  1. Развивать умения:
  1. работать с разными источниками информации, отбирать материал по предложенной теме;
  2. правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли.
  1. Показать  Гуркина – как художника и писателя, воспитывать художественный вкус.
  1. Пробуждать интерес к  изучению народной  культуры  Горного Алтая, расширять кругозор.

Оборудование:

Ресурсы Интернет

noogen.su/iefremov/choros-gurkin.htm

www.biysk.secna.ru/jurnal/n6-7_2000/kultura/erkinova.doc

altay.sibro.ru/culture/gurkin.php

altai-photo.ru/stuff/25-1-0-24

Литература

  1. Г.И. Чорос-Гуркин. Ак-Чечек, 1994.
  2. Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1989.-128с.
  3. Стрельцов С.А. Г.И. Гуркин. – Л., 1966.
  4. Снитко Л.И. Первые художники Алтая. – Л., 1983.
  5. Эдоков В.И. Мастер из Аноса. Барнаул, 1984.
  6. «Алтайдын Чолмоны», 13 января 2005г.

Презентация картин в программе PowerPoint

Музыкальные записи, содержащие этническую музыку

Домашнее задание: Самостоятельно отобрать, обработать и систематизировать информацию, полученную из Интернета и других источников. Представить результаты самостоятельной деятельности в форме презентации и реферата.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока

     Потомков  неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след.

К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – взглянуть  на этих людей, их необыкновенные судьбы по-новому, попытаться оценить их роль в истории, ибо история каждому отводит свое место. 2010 год в Республике Алтай объявлен Годом Гуркина, годом 140-летия со дня рождения художника. 

О Григории Ивановиче Чорос-Гуркине написаны десятки трудов - статей и монографий. Опубликованы еще в дореволюционной сибирской периодической печати его оригинальные стихотворения в прозе, ряд писем родным и друзьям. В начале 90-х из некогда недоступных архивов КГБ в руки исследователей передана часть следственных документов по «Делу Г.И. Чорос-Гуркина», откуда были установлены впервые точные даты рождения - 12 января 1870 и гибели 11 октября 1937 года.

Между этими двумя датами заключена жизнь человека, который стал для своей малой родины - Алтая  значимой фигурой и нравственно-духовным ориентиром.

      Первым европейским художником, оказавшимся в горах Алтая, был выпускник Петербургской Академии художеств Е.Мейер, участник экспедиции в 1842 году по Северной Азии, возглавляемой знаменитым русским  путешественником П.И. Чихачевым. Пораженный красотой природы Алтая, Мейер писал в своем дневнике: «Это музыка природы! Кто передаст ее?  Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок?» Этим человеком стал первый алтайский художник Г.И. Гуркин. Человек необыкновенной судьбы и ярких творческих свершений, который оставил потомкам огромное и до конца неизученное художественное наследие.  

     Сегодня мы познакомимся с творчеством своего самого знаменитого  земляка.

  1. Презентация картин художника и выступление обучающихся

План  выступлений

  1. Основные вехи жизни художника                                                              Приложение 1
  2. Г.И. Гуркин и И.И. Шишкин                                                                      Приложение 2                                                                        
  3. Личная жизнь художника                                                                           Приложение 3
  4. Самые знаменитые картины Г. И. Чорос-Гуркина                                   Приложение 4
  5. Стихотворения в прозе                                                                               Приложение 5     

  1. Итог урока

  1. Заключительное слово о Г.И. Гуркине

…Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан... По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях лесов Алтая, они не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай - живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие... Он - живой кормилец - отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера - это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки его - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор... 

Г.И. Чорос-Гуркин

        В этих словах о своей малой родине, написанных в последнем письме в апреле 1937 года детям и внукам, художник подчеркнул самобытность нашего горного края, чистоту природы, её величие и загадочность, показал свою безграничную любовь к Родине.

       Творчество Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся  явлениям сибирской  живописи. Огромный интерес оно представляет и в контексте  развития изобразительного искусства всей  страны, так как сочетает в себе национальное и общечеловеческое.  Каждое поколение будет открывать искусство художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями и ассоциациями.  

  1. Высказывания обучающихся о значении урока, посвященного Г.И.Гуркину

(Урок помог многим по-другому посмотреть на  природу, традиции нашего региона; обогатил духовно; познакомил не только с биографией художника, но и раскрыл его художественный и поэтический  талант)

     

  1. Тестирование по теме «Страницы биографии, творчества Г.И. Чорос-Гуркина»

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по истории Горного Алтая

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Пазырыкская культура" 6 класс....

тестовые задания по истории Горного Алтая

тестовые задания по теме "Палеолит"...

программа и тематическое планирование по истории Горного Алтая 6 класс

Программа и тематическое планирование по региональному компоненту история Горного Алтая 6 класс по учебнику В.Н. Елина.«История Горного Алтая» 6 класс. Г-А., 2005...

Образцы карточек по истории Горного Алтая

Карточки разработаны по курсуу 6 класса: исследователи культуры, исследователи природы, археолигические памятники каменного века. Можно разработать и по другим темам....

Рабочая программа "История Горного Алтая"

Рабочая программа по учебному курсу «История Горного Алтая» с 5 по 9 классы разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальных нормативных актов КОУ...

Рабочая программа по истории Горного Алтая

Рабочая прграмма по истории Горно Алтая для 6-9 классов...

Программа внеурочной деятельности по " Истории Горного Алтая"

Программа внеурочной деятельности для 6 классов по "Истории Горного Алтая"...