Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"
методическая разработка по краеведению по теме

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_i_izuchay_rodnoy_kray.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Утверждено решением педагогического совета

от __ __________ 20__ г.

протокол № ___

Директор МБОУ СОШ №4

г.Курганинска

______________ О.В.Чаушник

Авторская туристско-краеведческая программа

«Люби и изучай родной край»

Учитель Т.Г.Кашина

г.Курганинск,

Краснодарский край

Туристско - краеведческая программа

«Люби и изучай родной край»

1.Цели и задачи:  

  1. Развитие у школьников интереса к изучению родного края.
  2. Закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков за счёт
    использования краеведческого подхода в преподавании различных
    учебных дисциплин.
  3. Сбор   наглядных   материалов   для   самореализации   школьников   и
    развития их творческих способностей.
  4. Формирование детского коллектива.
  5. Оздоровление в активной деятельности на природе.
  6. Развитие экологической культуры.
  7. Гражданско-патриотическое воспитание.
  8. Приобретение опыта общественно-полезного труда.

2.        Туристско-краеведческая   деятельность организуется в соответствии   с «Инструкцией   по    организации   и   проведению    туристских    походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (приказ Министерства образования РСФСР от 13 июля 1992г, №293), Уставом школы и настоящей  программой.

3.        Ежегодно учащиеся 5-11 классов принимают участие в общешкольном туристском слёте-соревновании, который проводится согласно положению о слёте.

4. Подготовку детского туристского актива (туристских организаторов классов, проводников туристских походов классов - помощников классных руководителей,  судей  слётов-соревнований,  значкистов,  разрядников  по туризму) проводит туристский клуб школы. Клуб работает в соответствии с положением о туристском клубе по программе дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

5.Формами зачётных мероприятий для   повышения   спортивного мастерства   и   туристской   квалификации, отработки навыков по технике и тактике туризма являются полевые лагеря, многодневные степенные и категорийные походы.

  1. Непосредственное руководство туристско-краеведческой работой школы осуществляет туристический совет школы, в который входят заместитель директора по воспитательной работе, туристский организатор, руководитель туристского клуба школы, туристские организаторы классов.

  1. Планирование туристско-краеведческой деятельностью включает:

 а)   планы   классных   коллективов,   которые   составляются   исходя   из потребностей учащихся класса и уровня их туристской квалификации;

б)  общешкольный план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;

в) учебно — тематические планы групп дополнительного образования детей в составе туристского клуба школы.

г)   планы   подготовки,   проведения   и   подведения   итогов   отдельных мероприятий.

8.        Учёт результатов краеведческой деятельности осуществляют:

  1. Классные руководители в тетрадях учёта туристской работы (прогулки,
    походы, экскурсии);
  2. Туристский организатор школы в журнале учёта туристской работы
    школы;
  3. Руководитель школьного туристского клуба в журнале учёта работы.

9.        В целях стимулирования развития туристско-краеведческой деятельности туристический совет школы проводит     смотр на лучшую организацию туристско-краеведческой деятельности классов.

10.        По  представлению  туристского  совета  директор  школы   ежегодно утверждает:

а)   планы   классных   коллективов   и   общий   план   туристско-краеведческой деятельности на учебный год;

б) итоги туристско-краеведческой деятельности за учебный год.

11.        Вся информация по туристско-краеведческой деятельности для педагогов, учащихся и родителей размещается на специальных стендах. Отчеты о туристских походах, составленные по установленной форме, представляются в библиотеку школы. Они составляют информационный банк туристских маршрутов.  Библиотекарь школы с помощью туристского организатора формирует в библиотеке раздел краеведческой литературы  и  подборку туристских отчётов — разработок маршрутов для различных классов и групп учащихся.

Пояснительная записка

Сегодня много говорят о моральном здоровье нации, которое складывается из воспитания, культуры, гуманного отношения к старшим и инвалидам, животным и природе родного края. Уважение национальных обычаев, этнических традиций давно уже стало аксиомой.

Коренные изменения в обществе отражаются как  в зеркале в современной школе. В учебном заведении решается также широкий спектр проблем, которые возникают у детей во время учёбы и после занятий.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

Чтобы верно направить воспитательную работу в доверенном мне классном коллективе, я выработала программу «Люби и изучай родной край».

На примере лучших казачьих традиций построена основная часть программы: «Мой дом — Моя семья — Моя Родина»,

Краеведческая часть программы предусматривает знакомство с народами, населяющими соседние пограничные земли Краснодарского края.

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно-практических детско-юношеских конференциях. Для этого необходимо научить их правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить школьников к устному изложению материала перед аудиторией, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. Итог туристско-краеведческой деятельности может быть представлен как творческий проект, презентация, реферат, буклетом, стенгазета, альбом, творческое внеклассное мероприятие.

Особенностью данной программы является её долгосрочность (5-11 класс), интегрированностъ и здоровьесберегающий компонент.

Содержание программы

  1. Краснодарский    край.    Город   Краснодар.  Достопримечательности города. Музей им.Фелицина, Архитектурный ансамбль исторического центра. Памятник Екатерине Великой. Святые места Краснодара (соборы и церкви). Река Кубань.

Вид деятельности: школьная экспедиция. Автопутешествие, пешеходная экскурсия по городу, посещение Музыкального театра.

II. Мой родной город. Курганинск. Исторический музей. Дом Культуры.

Городской парк. Свято-Вознесенский храм. Памятник Вечный огонь. Площадь Клары Лучко. Кинотеатр «Победа». Арка.

Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Сбор материалов к написанию творческой работы ко Дню города.

III.   СДЮТЭ. Этнографический музей. Река Лаба.

Вид    деятельности:    пешеходная    экскурсия.    Субботник    у реки. Спортивные соревнования.

IV. Республика Адыгея. Майкопская экспедиция. Посёлок Каменномостский. Ходжохское ущелье. Водопады Руфабго, Девичий камень. Река Дах, Станица Даховская. Плато Лагонаки. Пещера Большая Азишская, Пещера Нежная. Кавказский заповедник.

Вид деятельности:  трёхдневная  экскурсия.   Проживание  на турбазе «Горная легенда». Биологические и экологические исследования.

V.        Верховье реки Лабы, Посёлок Никитино.  Никитинские водопады.

Каньоны горной реки. Гора Утюг.

Вид деятельности: трёхдневная экскурсия. Изучение обычаев и традиций горных народностей.

VI.        Краснодарский   край   -   республика   Адыгея.    Свято-Михайло-
Афонская Закубанская общежительная пустынь. Водопады реки
Толмач. Монашеская пещера. Даховская пещера. Долина реки Фарс. Монастырь. Источник Святого Пантелеймона.

Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Работа над проектом «Основа православия в Закубанской пустыни».

VII. Мезмай. Курджипское ущелье. Орлиная скала, Иванова поляна. Альпийские луга. «Останцы» хребта Гуам. Гуамское ущелье. Мост через «Сухую балку». Гуамский каньон.

Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Изучение партизанских троп Великой Отечественной войны. Проживание в палатках.

VIII. Посёлок Рожкао, КЧР. Отроги Главного Кавказского хребта. По

местам Боевой славы. Музей оружия в пос. Рожкао.

Вид деятельности: пешеходная экскурсия  по местам Боевой славы. Экологический субботник. Проживание в домиках. Фотоотчёт об экскурсиях.

IX. Через горы к Чёрному морю. Плато Лагонаки. Приют у горы Фишт, Посёлок Кичмай. Голубые озёра. Карстовые пещеры. Выход к Чёрному морю.

Вид деятельности: десятидневный туристический поход. Изучение природы

и экологии горных районов Кавказа.

X. Дорога в Архыз. Аланское царство. Баритовые водопады. Долина реки

Кизгыч. Софийские озёра, Софийский перевал. Софийское седло.

Вид деятельности: трёхдневный туристический поход . Изучение флоры и фауны   архызского  заповедника.   Подготовка  к   написанию творческого проекта.

Литература

  1. Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению.
  2. Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма».
  3. Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край».
  4. Л. Гринь «Природа родного края».
  5. И.И. Степанов «Краснодарский край».
  6. И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю».
  7. Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом».
  8. М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани».
  9. Г.Т. Чучмай «Лабинск».
  10. Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края».
  11. С.Койдан «Лесной жемчуг».
  12. М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края».
  13. «Красная книга Краснодарского края», составитель Н. Нагалевский
  14. А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»
  15. Боржов В. Занимательное краеведение.