Исследовательская работа « Исследование причин, приведших к сокращению населения Городовиковского района»
методическая разработка по краеведению на тему

Татьяна Николаевна Петриенко

 

Основная цель исследования- определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на окультуривание почвы. Это нужно для того, чтобы, следуя рекомендациям специалистов, стабильно получать высокие урожаи картофеля и овощей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochva_moya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

             МОУ « Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»

                 

                Исследовательская работа.

Тема: « Исследование почв на       приусадебном участке»

                                Выполнила: Банинова Екатерина,                                                                            

ученица 9 «а» класса.

                Руководитель: Петриенко Т.Н.,

                                                              учитель географии.

                                                   г.Городовиковск, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.1 Почвы, их виды и свойства…………………………………………4

1.2 Почвы нашего района   ……………………………………………..4

2. Исследование почвы на учебно-опытном участке………………….5

2.1 Описание учебно-опытного участка………………………………..5

2.2 Метод определения механического состава почвы………………..5

2.3 Определение морфологических признаков и физических свойств почвы……………………………………………………………………..8

2.4 Кислотность почвы и методы её определения…………………….9

2.5 Улучшение качества грунта  ...                                                         11                                     2.6 Что с чем соседствует.……………………………………………....12

2.7 Вывод…………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………….14

Использованная литература……………………………………………..15

Приложение №1 Таблица «морфологические признаки почвы»…….16

Приложение №2 План приусадебного участка………………………..17

                                           

Введение

                                                    «И еще ты узнаешь, что земле надо давать больше, чем берешь от нее; нужно обработать ее щелочью, насытить известью, согреть теплым навозом, пересыпать легкой золой, напоить воздухом и солнцем. Тогда начнет распадаться и дробиться спекшаяся глина, словно тихонько дыша; начнет с удивительной готовностью мягко поддаваться она заступу; станет на ощупь теплой и благодарной».

                             Карел Чапек «Год садовода».

  Почва! Какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами. Буйно зеленеющим нарядом покрывает она землю, давая пищу растениям. Эшелоны зерна, овощей, фруктов, разнообразного сырья для промышленности производит почва, возделанная трудом человека. Владельцы приусадебных участков, занимающиеся выращиванием плодово-ягодных и овощных культур, для получения высокого урожая должны знать, как увеличить плодородие почвы, какие  факторы на это влияют, т.е. какие необходимо вносить удобрения, какая кислотность почвы, как качество воды влияет на урожай.  Меня заинтересовал ряд вопросов связанных с изучением почвы.  Я обратилась к учителю географии с предложением изучить более подробно почву на приусадебном участке. Из предыдущих курсов обучения я знаю, что почвы бывают разных видов. Все виды почв обладают разными свойствами.  На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность на много ниже. Я поняла, что нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы.

Основная цель исследования - определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на окультуривание почвы. Это нужно для того, чтобы, следуя рекомендациям специалистов, стабильно получать высокие урожаи картофеля и овощей.

Для этого необходимо:

  1. Изучить виды почв и их свойства.
  2. Познакомиться с почвами нашего района.
  3. Научиться определять механический состав почвы, структуру, водопрочность, окраску, плотность и влажность.
  4. Составь таблицу « морфологические признаки почвы».
  5. Научиться определять кислотность почвы.
  6. Составить агрохимическую характеристику почвы приусадебного участка.
  7. Выяснить, какие мероприятия необходимо проводить для окультуривания почвы, для повышения её плодородия.

                                           Методы  исследования:

  1. эмпирические (изучение  научной  литературы,   наблюдение);
  2. теоретические (анализ, сравнение, обобщение результатов).

                                        1.1 Почвы их виды и свойства

Почва имеет большое значение для роста и развития растений. Она состоит из твёрдой (минеральной и органической), жидкой (почвенного раствора), газообразной (почвенного воздуха) фаз. Твёрдая фаза включает минеральную часть, которая состоит из камней, ила, песка, глины и так далее и органическую, главным веществом которой является гумус. Минеральная часть почвы создаёт её механический состав, от которого зависят её физические свойства: - влагоёмкость, воздухоёмкость, влажность, прогреваемость, теплоёмкость, липкость, рыхлость и другие. В зависимости от места возникновения и содержания камней, ила, песка и глины почвы бывают: глинистые, песчаные, суглинистые, супесчаные, торфяные, дерново-подзолистые, чернозёмные, каштановые, бурые, серозёмы, солонцы и солончаки.                                                                                      

                        1.2 Почвы нашего  района.

Почвы являются главным богатством нашего района. На всей территории сравнительно однообразный почвенный покров, представляет собой черноземы обыкновенные с разным гумусным содержанием тяжело и среднесуглинистые. Они плодородны и удовлетворяют все жизненные потребности растений. Согласно агроклиматическому районированию Республики Калмыкия, территория города находится в западной зоне, которая характеризуется неустойчивым увлажнением с гидротермическим коэффициентом 0,7 – 0,8. Почвы сформировались в условиях  континентального климата с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Среднегодовая температура воздуха + 9,2. Самым холодным месяцем является январь со среднемесячной температурой – 4,2, а самый жаркий месяц август + 24,6. Среднегодовое количество осадков колеблется от 350 до 436 мм. Умеренное количество осадков, жаркое лето и холодная зима, ежегодное поступление в почву отмершей степной растительности приводит к образованию перегноя, который придает почве темную окраску.                                                                                                                                             Преобладающими эрозионно-опасными ветрами являются ветры восточных и юго- восточных направлений. Особую опасность представляют суховеи, которые вызывают интенсивное испарение влаги с поверхности почв, приводят к резкому нарушению водного и температурного режима, сильно снижая урожай. Все особенности  климата на территории района создают трудности в получении стабильных высоких урожаев и обуславливает необходимость проведения всех агротехнических приемов, направленных на сохранение влаги в почве и предотвращение процессов эрозии. В зависимости от наших потребностей, а скорее от потребностей растений, которые хотим вырастить, можно влиять на качество почвы в огороде, используя оптимальное количество удобрений. Одной из распространенных ошибок является удобрение «на глазок», что может привести к ненужным последствиям. Для того, чтобы уменьшить риск совершения ошибки, следует установить вид и особенности почвы, на которой будут выращиваться растения, то есть сделать пробу почвы.                                                                  

Для того, чтобы получить точные результаты, лучше всего взять пробу земли и отдать ее на исследование в специальную лабораторию. К сожалению, за такой анализ придется заплатить, да и у нас его не делают,  поэтому многие решают самостоятельно определить  характеристики почвы. Я провела опыты, с помощью которых можно самостоятельно выполнить простые тесты.                                                                                                                                                                  

2. Исследование почвы на приусадебном  участке

                              2.1 Описание приусадебного участка.

  Участок расположен в западной части города, по переулку Западный. Общая площадь участка 0, 325 га. После изучения вопросов теории, вместе с учителем географии  приступили к проведению запланированных исследований. Первое, с чего начали, определения механического состава почвы.                                                                                                                                            2.2 Метод определения механического состава почвы приусадебном  участке.

Механический состав почвы это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на участке. Для этого из пахотного слоя я взял пригоршню почвы и размочил образец до состояния теста. После этого скатала шарик. Он получился круглый, плотный, без трещин. Из этого я сделала вывод, что почва не песчаная. За тем из шарика скатала «шнур». «Шнур» получился с незначительным количеством трещин. Каждый раз его можно было раскатывать всё тоньше и тоньше. Это говорит о том, что исследуемая почва не является супесчаной. После этого я попытался свернуть шнур в кольцо. Попытка оказалась безуспешной, кольцо не получилось, я сделала вывод о том, что почва не является глинистой. Передо мной суглинок. Почвы с таким механическим составом наиболее благоприятны для роста и развития растений. Для улучшения структуры этой почвы можно добавлять свежие опилки при осенней перекопке из расчёта полведра на 1 м. Для ускорения перегнивания опилок их можно полить навозной жижей или смешать с любым навозом. Почву для определения механического состава брала в разных местах участка. Также тип почвы можно определить, растерев между пальцев горсть земли. В определении особенностей почвы поможет таблица и фотографии, приведенные ниже. Характеристика механического состава почв:

Тип почвы

Особенности почвы

Применение в садоводстве

Почва тяжелая, глинистая

После растирания, сильно пачкает пальцы, во влажном состоянии легко поддается лепке (можно из нее лепить различные формы)        Богата питательными веществами и влагой.

К сожалению, является очень плотной, плохо пропускает воздух и тяжела в возделывании. Использовать такую почву в чистом виде не рекомендуется.

Почва средняя, песчано-глинистая.

После растирания чувствуется наличие песка, слегка загрязняются пальцы, во влажном состоянии из нее можно делать толстые валики, легко поддающиеся разрыву.

        Хорошо впитывает и удерживает воду, умеренно рыхлая и «дышащая», хорошо прогревается. Является наиболее плодородной.

Почва легкая, песчаная.

Легко рассыпается, не пластичная, не загрязняет пальцы, даже во влажном состоянии не поддается лепке.         

Главным достоинством является хорошая пропускная способность воздуха. Вода в ней не задерживается,следствием чего является быстрое высыхание.Питательные вещества легко вымываются. Такую почву можно исправить огр. удоб.

2.3 Определение морфологических признаков почвы.

                                           Структура почвы.

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Диаметр почвенных комочков структурной почвы в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуру. Структурные почвы плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Часть воды по мельчайшим порам проникает внутрь комочка. Почвенный раствор, обволакивает их, прочно прилипает, не стекая. Воздух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и развитию растений. На участке я определяла структуру почвы при ясной, сухой погоде. Я выкопала яму на глубину пахотного горизонта. С отвесной стенки срезала лопатой пласт почвы на всю глубину ямы толщиной около 5 см. после этого ножом вырезала небольшой образец почвы и подбросила его на лопате два раза. Почва распалась на мелкие комочки. Комочки были разных размеров от просяного зёрнышка до горошины. Приглядевшись внимательно, я увидела, что большинство комочков имеют размер просяного зёрнышка и мельче. На основании этих наблюдений я сделала вывод о том, что почва на участке имеет комковато-зернистую структуру. Это говорит о высоком плодородии.        

                              Водопрочность почвы.

В условиях степной  зоны водопрочность почвы имеет очень большое значение. Для определения водопрочности почвы я проделала следующую работу. Взяла стакан с водой и поместил туда несколько образцов почвы с участка. Стала потихоньку взбалтывать воду и увидела, что образцы почвы оседают на дно. Этот факт свидетельствует о том, что почва обладает очень, водопрочной структурой, за счет содержания глины.                                        

                                Определение окраски почвы.

Известно, что в Городовиковском районе преобладают темно - каштановые , светло-каштановые почвы и черноземные почвы. Почвы редко бывают окрашены в какой- либо цвет. Обычно она довольно сложная и состоит из нескольких цветов. Был установлен преобладающий цвет почвы- темно- светло- окрашенный, но чем больше вносить в почву удобрений цвет будет темней.

                  Плотность почвы и степень плотности.

Наш приусадебный  участок эксплуатируется 14 лет.  Для определения плотности почвы я беру лопату и выхожу на участок. При сильном ударе лопата входит на глубину 5 см. Это значит, что перед нами рыхлая почва. Далее я хочу определить плотность почвы на дорожке. Там, где почву не пашут и не перекапывают, она плотная за счет содержания глины.

                                Влажность почвы.

Влажность почвы я определяла спустя неделю после дождя. Для этого я взяла образец почвы из пахотного горизонта. Пыли не было и образец показался мне тёплым и прогретым значит, почву сухой назвать нельзя. После этого я положила образец в фильтровальную бумагу и сжала его. То место, где была почва, стало влажным. Затем я взяла почву в руки, она распалась на четыре части. На этом основании я сделала вывод о том, что почва нормальная- 40-50% влажности. Проведя полевое исследование почвы на учебно-опытном участке школы, я составила таблицу: «Морфологические признаки почвы». (приложение №1).

                      2.4 Кислотность почвы и методы её определения.

Следующей особенностью почвы, которую необходимо установить перед началом использования удобрения, является ее кислотность. РН-фактор почвы показывает ее кислотность или щелочность. Нейтральный рН = 7. Если показатель выше 7, то это означает, что почва является щелочной, а если меньше 7, то значит почва кислая. Уровень кислотности почвы влияет на растворимость минеральных веществ и их доступ к растениям, а также на разновидности и величине популяции организмов, живущих в почве. Большинству огородных растений требуется почву с рН 6,2-6,8. Однако существует довольно большая группа растений, которой нужна более кислая почва. Природа распорядилась так, что почва бывает кислой, нейтральной и щелочной. Кислотность почвы характеризуется величиной РН (водородный показатель). Нейтральная реакция почвы соответствует РН7. Если РН выше 7, то реакция почвы щелочная, ниже - кислая. При этом кислые почвы классифицируются следующим образом:

Значение рН

Степень кислотности почв

Ниже 4,5

Сильнокислые

4,5 -5,0

Среднекислые

5,1 -5,5

Слабокислые

5, 5- 6,0

Близкие к нейтральным

Более 6,0 -7,0

Нейтральные

7,0 – 8,0

Щелочные

     

    Кислотность почв часто является большим препятствием при выращивании овощных культур. Они лучше растут на почвах с реакцией от слабокислой до нейтральной.                                                                                                                       Для того, чтобы самостоятельно установить рН фактор почвы, потребуется специальный набор для проведения таких исследований, состоящий из тестовой колбочки, наполненной раствором, который меняет цвет, после смешивания с почвой. Колбу наполняю землей, количество которой указано в инструкции (например, ¼), после чего сильно встряхиваю, чтобы смешать с раствором. Затем, нужно подождать, пока земля не осядет на дно колбы, а раствор окрасится в соответствующий цвет. По полученному цвету раствора я определяю в инструкции кислотность. Внимание: рН фактор не является постоянным показателем, поэтому для исследования следует взять несколько проб почвы из разных мест огорода. Кроме того, следует проводить такие исследования регулярно, особенно после искусственного изменения состава. Если окажется, что почва является чересчур кислой, то ее можно известковать или обогатить органической материей содержащей известняк (например, грибная земля). Если почвы является очень щелочной, то можно снизить рН, добавив более кислой почвы или ее смеси с торфом, или также использовать навоз, содержащий серу. На моем участке имеется плодово-ягодный отдел на площади   0,05 га. Там растут, чёрная смородина, малина. Оказывается оптимальная кислотность почвы для указанных культур разная. Для смородины и шиповника 6.0-6.5 РН, для малины 5.5-6.0 РН.   В цветочно-декоративном отделе я увидела, что люпин предпочитает кислые почвы. Хорошо на них растёт и развивается. Примулы и хризантемы лучше растут на почве имеющей слабокислую реакцию РН. Точно определить кислотность почвы можно в лаборатории. Но это не всегда возможно. Для определения кислотности почвы на участке я использовала народный метод.   На участке выкопала ямку глубиной 30-35 см. С её вертикальной стенки на всю глубину срезала тонкий слой земли. Из него взяла несколько щепоток т засыпала на два деления в бутылочку для детского питания. До пяти делений долила дождевой водой, затем добавила пол- чайной ложки мела, а на горлышко бутылочки надела резиновую соску, предварительно освободив от воздуха, то есть скрутив. Содержимое бутылочки взболтала с зажатым рукой горлышком, а потом освободила соску. Если соска так и останется, то почва на участке нейтральная. Соска незначительно наполнится газом – почва умеренно- кислая. Если соска примет обычную форму – почва кислая. Таким образом, с помощью данного опыта я ещё раз убедилась в том, что реакция РН на участке соответствует нейтральной или близко к нейтральной. Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы. Кислотность почвы я определял в разных местах  территории. В цветочно-декоративном отделе реакция РН была слабокислой. На основании полученных результатов я составила агрохимическую характеристику почвы .

                                2.5.  Улучшение качества грунта.

Каждый год  дома планируется какой-либо опыт с культурными растениями. Например, в этом году мы с родителями проводили опыт на тему: «Влияние минеральных удобрений на урожайность картофеля». Оказалось, что там, где вносили удобрения, урожай был больше. Внесение торфа, пожалуй, является наиболее простым, дешевым и эффективным приемом улучшения качества почвы. Однако не следует использовать торф в чистом виде для выращивания растений, он может служить только добавкой. Вносить его можно в течение всего летнего периода.                                                                                                                           Компост и перепревший навоз превосходят торф эффективностью и питательностью для растений, но стоят они дороже. Компост можно изготовить самостоятельно на приусадебном участке.  Внесение компоста эффективно производить весной и в начале лета. Самый простой и дешевый вариант улучшения почвы на участке – добавить верхнего плодородного слоя сельскохозяйственной почвы. Впоследствии по мере необходимости ее можно оптимизировать внесением песка, торфа или компоста.                                                                                                                             Более технологичным, но и более дорогим продуктом являются специальные почвогрунты. Они изготовляются на основе естественного верхнего плодородного слоя почвы, изымаемой с сельхозугодий перед строительством.                                                                                                                   Для облегчения механического состава почвогрунтов используется песок в объеме 10-15 %.При необходимости в почвогрунт добавляются органические и минеральные удобрения. Все компоненты равномерно перемешиваются и просеиваются через сита на специальном оборудовании. Следует помнить, что увлекаться внесением минеральных удобрений не стоит, нужно придерживаться установленных норм. При переизбытке удобрений кислотность почв может повыситься. Это плохо отражается на росте и развитии растений, а в конечном итоге на урожайность. Поэтому необходимо ежегодно определять кислотность почвы на участке.

                                   2.6 Что с чем соседствует.

Работая на своем приусадебном участке, мы заметили, что не все культуры дают хороший урожай, произрастая рядом друг с другом. Я увлекаюсь книгами по овощеводству и плодоводству, из которых узнала советы специалистов.  Приглушаясь к их мнению, засадили свой участок с родителями по  рекомендациям. В результате получили хороший результат. Я начертила план своего участка, где указала в какой последовательности произрастают культуры. Малина хорошо соседствует с яблоней. Ветви малины , пронизывая крону яблони, отпугивают от себя серую гниль. А яблоня не болела паршой. Близ яблони и груши можно высаживать помидоры. Это отпугивает бабочек плодожорки и защищает от парши. Картофель надо чередовать с рядами фасоли, салата, лука. Врагами картофеля являются помидоры, огурцы. Картофель, посаженный близ яблонь, вишен, малины, никогда не даст хорошего урожая. Хороший урожай получится, когда на одной грядке чередующимися рядами посеяны лук и морковь. Помидоры хорошо сажать после чеснока. Каждый овощ питается почвенными веществами по-своему. Нельзя одну грядку занимать год за годом под один и тот же овощ, урожай будет низким.

                                              2.7 Выводы:

1. Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам. Механический состав почвы влияет на плодородие и эффективность вносимых удобрений.

2. Необходимо выявить основные морфологические признаки и физические свойства почвы для того, чтобы грамотно проводить окультуривание почвы и предупредить её эрозию.                                                                                                                

3. Ежегодно определять кислотность почвы, т.к от вносимых минеральных удобрений она (кислотность) может повыситься.                                                      

4. Изучать влияние природных и антропогенных факторов на выращиваемые растения.                                    Рекомендации:

  1. Для улучшения структуры почвы использовать опилки при осенней вспашке из расчёта полведра на 1 кв. м. Чтобы ускорить перегнивание свежих опилок их смачивают мочевиной, поливают навозной жижей, смешивают с любым навозом.
  2. Для нейтрализации кислых почв весной или осенью вносить в различном виде следующие материалы, содержащие карбонат кальция: известняк, гашенную известь, мел, костную муку, древесную смолу. В среднем от 300 до 500 гр. на один квадратный метр.
  3. При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500г. известковых удобрений на 1м2. Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течении 10 лет.
  4. Составить схему севооборота на 3 года.
  5. Соблюдать сроки посева и агротехнику выращивания картофеля и овощных культур.Вносить органические и минеральные удобрений.                                                                           

                                                     Заключение

Данное исследование имеет для меня огромное воспитательное значение, так как требует заинтересованности, способствует воспитанию любви к земле, к созидательному труду и в конечном счёте, любви к своей Родине. Сейчас трудно сказать какую профессию выберу я, как автор данного исследования. В ходе работы я познакомилась с работой агронома, семеновода и овощевода. Мы, с родителями надеемся, что урожай картофеля и овощей в последующие годы будет выше.

Навыки, которые я приобрела, пригодятся мне для выращивания сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве моих родителей и в дальнейшей самостоятельной жизни. Данную исследовательскую работу могут использовать учащиеся школ на уроках географии и технологии (сельскохозяйственного труда), а так же студенты первых курсов сельскохозяйственной академии.  


                                     Использованная литература

1. Журналы «География в школе»

№1 – 1998г.

№7 – 2004г.

2. Статьи из газеты « Вперед», рубрика « Во саду ли в огороде…»            

3. Сто и один секрет плодородия почвы. Автор составитель М.Е. Ершов.

М., АСТ;Донецк: Сталкер, 2005 (Приусадебное хозяйство)

4. Г.С. Осипова «Огород – семье доход» научно – популярное издание.

5. В.Д. Казьмин статья «Повышение плодородия почвы» в энциклопедии «Дачник».    

                 

Приложение №2

   С

План приусадебного участка

  ю

Малина

Фруктовый

сад

Яблоки

Груши

Помидоры

м

о

р

к

о

в

ь

л

у

к

м

о

р

к

о

в

ь

л

у

к

ф

а

с

о

л

ь

картофель

ф

а

с

о

л

ь

Картофель

ф

а

с

о

л

ь

Картофель

   

Парник

          Огурцы

Смородина

чёрная

Смородина

красная

Крыжовник

Приложение №1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОЧВ

Механический состав

Структура

Водопрочность

Плотность

Влажность

Кислотность

Тяжелая суглинистая

Комковато-зернистая

Водопрочная

Плотная

Нормальная влажность

Близкая к нейтральной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Исследование состояние осанки учащихся 3-х классов"

Исследовательская работа " Исследование состояние осанки учащихся 3-х классов" Выполнила ученица 3 класса Пуговкина Ксения. Руководитель Хафизова Л.Г....

Исследовательская работа «Исследование зависимости давления твердых тел»

Изучая тему в 7 классе «Давление твердых тел» можно выполнить исследовательскую работу «Исследование зависимости давления твердых тел». В ходе работы анализируются результаты 2 опытов.Организаци...

Учебно- исследовательская работа "Исследование родника "Шэнца вэт" Выявление экологических проблем и нахождение путей их решения"

Работа содержит методические рекомендации методов исследования в условиях школьной лаборатории состава воды на содержаниевзвешенных частиц,определение водородного  показателя,определение ка...

Проектная работа " Исследование радиационного фона на территории Зубово-Полянского района РМ "

Цели проекта: Изучить дополнительный материал о радиации и рассмотреть ее воздействие на человека; Определить факторы радиационного техногенного воздействия на окружающую среду; Экспериментально измер...

Исследовательская работа учащихся МБОУ СОШ№10 п.Степной Кавказского района Краснодарского края по теме "Подвиг солдат Кавказского района."

Материал содержит сценарий отчета- выступления учащихся на Военно- патриотическом слете в 2013-2014 учебном году. Слет проходил среди учащихся казачьих классов и военно- патриотических клубов.  И...

Исследовательская работа ученицы 9класса Лапсарь Маргариты на тему: "Егорлыкский район-район многонациональной культуры"

Учащаяся 9го класса заинтересовалась традициями и обычаями народов, проживающих на территории Егорлыкского района,провела исследования по данному вопросу.Проанализировав накопленный материал пришла к ...